Основные задачи
по музыкальной деятельности в детском
саду
по программе
“Музыкальные шедевры” О.П. Радыновой
- Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);
- Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
- Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка, музыки, жанра и др.);
- Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
- Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);
- Расширять знания детей о музыке;
- Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;
- Побуждать к оценки музыки (эмоциональной и словесной), поддерживать проявления оценочного отношения
Содержание выписано
в 6 темах, каждая из которых изучается
в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется
в каждой возрастной группе на новом материале:
- музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
- песня, танец, марш;
- музыка рассказывает о животных и птицах;
- природа и музыка;
- сказка в музыке;
- музыкальные инструменты и игрушки
По данным темам автором
собраны и систематизированы
ярчайшие образцы музыкальной классики
«шедевры», потому и программа получила
свое название «Музыкальные шедевры».
В разделе методических рекомендаций
автор рассматривает много общих положений о музыкальности вообще.
О музыкальном мышлении дошкольника, об
интонации музыкальной и речевой, о восприятии.
Также анализируются методы формирования
основ музыкальной культуры детей: словесный,
наглядный, практический. Особенность
подбора определенных методов зависит
во многом от возраста детей, ведь в раннем
возрасте в основном через практические
и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые
методы можно показать определенный характер
музыки. О. Радынова рассматривает и формы
организации музыкальной деятельности
детей, поскольку процесс слушания (восприятия
музыки) может использоваться в тематических
занятиях, театральных постановках или,
например, концертах. Выписаны автором
и критерии оценки уровня «сформированности
музыкальной культуры детей. Нам видится,
вполне вероятным адаптировать данную
программу и для раннего возраста. Основным
положительным качеством данной программы,
несомненно, является большое количество
изучаемых произведений. Сама автор говорит
о более 350 образцов! Целесообразно слушать
больше, ведь чем богаче внутренний опыт,
тем ярче и эмоциональный отклик ребенка.
Чем легче ребенку выразить свои эмоции
о музыке, тем сильнее он будет чувствовать
потребность самовыражения через музыку.
Разработанные циклы занятий предоставляют
возможность выбора и творческого поиска.
Сочетание разнообразных методических
приёмов, таких, как: сравнение нескольких
произведений с одинаковыми названиями,
но с разными характерами, использование
поэтического слова, сочетание аудиозаписи
и «живого» исполнения, оркестрирования,
танцевальные и игровые импровизации
- всё это значительно обогащает процесс
слушания музыки, делает его интересным
и увлекательным.
«Ритмическая
мозаика» А. И. Бурениной.
Первая её особенность - богатый выбор танцевальных и ритмических
композиций. Перед музыкальным руководителей
всегда стоял вопрос - выбора танцевального
материала. Не имея хореографической подготовки,
постановка новых танцев становилась
проблематичной. Эта программа предоставляет
100 различных танцевальных и ритмических
композиций для детей от 3 до 9 лет.
Вторая её особенность и может быть наиболее
важная - это подбор музыкального сопровождения.
Как правило, это детские песни и мелодии,
известная музыка из художественных фильмов.
Сейчас дети имеют возможность петь не
только любимые песни, такие как: «Антошка»,
«Чебурашка» В. Шаинский, «Разноцветная
игра» Савельева, «Кошки мышки», «Волшебный
цветок» В. Чичкова и т. д., и танцевать
под них. Это доставляет им огромную радость,
а если детям нравится это делать, то всегда
можно ожидать хороших результатов.
Третья особенность этой программы заключается
не столько на внешней стороне обучения
детей музыкально-ритмическим движениям,
сколько на анализе тех внутренних процессов,
которые являются регулирующей основой
движений под музыку. Это, прежде всего,
сенсорные, мыслительные, эмоциональные
процессы, а также их подвижность. Большое
место уделяется в ней и развитию творческих
способностей: умению сочинять несложные
танцевальные композиции, импровизировать
в драматизации, воображению, фантазии,
умению находить свои оригинальные движения
для выражения характера музыки.
Основные задачи по музыкальной
деятельности в детском саду
по программе
“Ритмическая мозаика” А.И. Бурениной
Развитие музыкальности:
- Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
- Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- Развитие музыкальной памяти
Развитие двигательных качеств и умений:
- Развитие ловкости, точности, координации движений;
- Развитие гибкости и пластичности;
- Воспитание выносливости, развитие силы;
- Формирование правильной осанки, красивой походки;
- Развитие умения ориентироваться в пространстве;
- Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
- Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- Развитие творческого воображения и фантазии;
- Развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
Развитие и тренировка психических процессов:
- Развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
- Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воли.
- Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- Воспитание умения веси себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.