Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 12:13, доклад

Краткое описание

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, которую можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.

Вложенные файлы: 1 файл

-ispolzovanie_detskogo_folklora (1).doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области

 

 

 

 

Консультация для воспитателей на тему:

 

 

 

Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей       дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультацию подготовил:

старший воспитатель Л.П.Майорова

 

 

 

 

Цель: Повысить педагогическую компетентность воспитателей при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством детского фольклора

Актуальность: Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. 

Задачи:

  • Познакомить воспитателей с вариантами работы с народным фольклором в воспитании у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
  • Разработать методические рекомендации по воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста.

 

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, которую можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним: «Аты-баты, шли солдаты...». Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка!

В своей работе детский фольклор можно использовать в разных видах деятельности:

    • в обучении правильному произношению;
    • в приобщении детей к русской национальной культуре;
    • в непосредственно образовательной деятельности;
    • в беседах;
    • в наблюдениях;
    • в народных подвижных играх;
    • в играх на развитие мелкой моторики;
    • в театрализованной деятельности;

Предлагаются варианты использования фольклора в повседневной жизни ребенка в  дошкольных образовательных учреждениях и дома.

Использование фольклора в режимных моментах:

 

1. Доброе утро:

Б.Белова С ДОБРЫМ УТРОМ! 
Почему, встречаясь утром, 
Говорим мы: 
«С ДОБРЫМ УТРОМ»? 
Потому что утром — солнце,  
Темной ночи больше нет,  
И свободно в окна льётся  
Добрый-добрый,  
Мирный свет. 
С добрым утром, люди,  
Взрослые и дети!  
Радостно и дружно  
Будем жить на свете!

А.Кузнецова

Кто умеет утром сам, 
Просыпаться по часам? 
– Я умею по часам, 
Просыпаться утром сам!

Я умею на кроватке 
Простыню расправить гладко. 
И у скомканной подушки 
Кулачком задвинуть ушки. 


2. «Умывание»:

Утром звери просыпались, 
Чисто звери умывались. 
Лишь Медведь не умывался, 
Неумытым он остался. 
Стали мы его купать, 
С головою окунать. 
Плачет Мишенька: - Простите! 
И меня вы отпустите! 
Я большой, 
Я буду сам - 
Умываться по утрам!

Водичка, водичка, 
Умой моё личико, 
Чтобы глазоньки блестели, 
Чтобы щечки краснели, 
Чтоб смеялся роток, 
Чтоб кусался зубок.


3. «Расчесывание»:

Расти, коса, до пояса, 
Не вырони ни волоса. 
Расти, косынка до пят – 
Все волосыньки в ряд. 
Расти, коса, не путайся – 
Маму, дочку, слушайся.

Под окном лиса поёт, 
Петушка гулять зовёт: 
"Петя, Петя, петушок, 
У тебя есть гребешок, 
Приходи на мостик, 
Расчеши мне хвостик»


4. «Приятного аппетита»:

В.Берестов  
А у нас есть ложка  
Волшебная немножко. 
На тарелочке – еда. 
Не оставит и следа! 
Кликнем ложку нашу –  
Подберет всю кашу!  
 
Это - ложка, 
Это - чашка. 
В чашке - гречневая кашка. 
Ложка в чашке побывала - 
Кашки гречневой не стало!

Ю.Кушак

Прискакала к Маше, 
Попросила каши. 
- Ты не жмурься, 
А ложку возьми, 
Да себя и меня покорми: 
Маше ложечка, 
И мне немножечко! 
Маше ложечка, 
И мне немножечко! 
Приятного аппетита!  
Приятного аппетита!  
Приятного аппетита!


   5. «Спать пора»:

 

Л. Мей  Баю-баюшки-баю… 
Баю-баюшки-баю,  
Баю Машеньку мою.  
Что на зорьке-то заре,  
О весенней о поре,  
Пташки вольные поют,  
В темном лесе гнезда вьют.  
Соловей-ка соловей,  
Ты гнезда себе не вей:  
Прилетай ты в наш садок,-  
Под высокий теремок,  
По кусточкам попорхать,  
Спелых ягод поклевать,  
Солнцем крылья обогреть,  
Маше песенку пропеть.  
Баю-баюшки-баю,  
Баю Машеньку мою!

П. Воронько Спать пора 
Спать пора. 
Наступает ночка.  
Ты устала, дочка.  
Ножки бегали с утра,  
Глазкам спать давно пора.  
Ждет тебя кроватка.  
Спи, дочурка, сладко.


 
            Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. 

 

Литература.  
1. Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994. 
2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю. Г. Круглов. — СПб., «Просвещение», 1993.


Информация о работе Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста