Использование здоровье сберегающих технологий на уроках в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:33, статья

Краткое описание

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. К жизни в мире, полном огромного объёма информации. Начальная школа – это фундамент всего образования. На сколько прочен будет этот фундамент, на столько и прочны станут его дальнейшие успехи.

В 2005 году в первый класс нашей школы поступило 6 человек. Из них только 2 ребёнка имели 1 группу здоровья (33 %).

Процесс обучения в современных условиях требует от ребёнка максимальных усилий. Естественно встает вопрос:
Как организовать учебный процесс, чтобы дети прочно усвоили знания и избежали пика усталости от занятий?
Как не навредить и без того слабому здоровью ребёнка?
Какие педагогические технологии помогут избежать перегрузки?

Вложенные файлы: 1 файл

ispolsovanie SST v nach.scool.doc

— 8.24 Мб (Скачать файл)

 

Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках в начальной школе.

 

                                                                      

                                                                       Если вы не думаете о своём будущем,

                                                                       у вас его не будет…

 

                                                                                          Философ ХХ века Бертран Рассел

 

Наше будущее – это наши дети.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. К жизни в мире, полном огромного объёма информации. Начальная школа – это фундамент всего образования. На сколько прочен будет этот фундамент, на столько и прочны станут его дальнейшие успехи.

    

    В 2005 году в первый класс нашей школы поступило 6 человек. Из них только 2 ребёнка имели 1 группу здоровья (33 %).

 

Процесс обучения в современных условиях требует от ребёнка максимальных усилий. Естественно встает вопрос:

Как организовать учебный процесс, чтобы дети прочно усвоили знания и избежали пика усталости от занятий?

Как не навредить и без того слабому здоровью ребёнка? 

Какие педагогические технологии помогут избежать перегрузки?

 

     Помочь в этом могут здоровьесберегающие  педагогические технологии (ЗСПТ).

Но в педагогике нет какой-то единственной уникальной технологии здоровья.

ЗСПТ рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Цель ЗСПТ – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Поэтому, любая используемая педагогом технология обучения должна соответствовать главному принципу: «Не навреди!»

 

   Эффективно  решать задачу формирования, сохранения  и укрепления здоровья детей  мне позволяет применение следующие технологии:

- технология  проблемного изложения материала;

- игровая  технология;

- метод  проектов;

- информационные  технологии.

 

   Проблемное изложение учебного материала, постановка проблемных вопросов создаёт условия для самовыражения учащихся, учёта особенностей ребёнка, позволяет использовать разнообразные приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу. При таком изложении внимание первоклассника удерживается от 5-7 минут, второклассника – от 7 – 12 минут,

ученика 3-его и 4-ого класса - до 20 минут.  При этом ребёнок не испытывает напряжения, у него появляется желание преодолеть незнание.

   Французский  философ Жан-Жак Руссо сказал: «делайте вашего ребёнка внимательным  к явлениям природы.…Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему самому решать их. Пусть он узнаёт не потому, что вы сказали, а потому, что понял сам…»(Прил.1)

 

    Ведущим и привычным видом  деятельности для детей начальных  классов является игра. Применение игровых технологий активизирует познавательные способности ребёнка, в её проведении повышается мотивация учения, возрастает уровень заинтересованности, легче вырабатываются и совершенствуются навыки и умения.

 

 

В своей работе я использую следующие игровые компоненты: (Прил.2)

   

   Важной  частью современного образования  становится информационная культура. Именно поэтому в образовательных учреждениях происходит активное использование информационных технологий. Наличие в классе одного компьютера и проектора мне позволяет организовать:

  • Устный счёт
  • Проверку знаний (фронтальную и индивидуальную)
  • Игру
  • Конкурс
  • Рефлексию и самооценку в конце урока.
  • Минутки релаксации
  • Эмоциональные минутки перед изучением темы

   При  этом происходит смена поля  зрения, эмоциональный настрой на изучение нового, повышается интерес к знаниям. (Прил.3)

Главное при работе с компьютером – соблюдение требований к урокам с применением ИКТ и требований, предъявляемых СанПиНами.

 

   Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности ребёнка, появляется личная заинтересованность в результате работы – конечном продукте. В работе участвуют все дети. Есть возможность и индивидуальной, и групповой работы. Формируются навыки взаимодействия. Разнообразие конечного продукта позволяет выполнять проект и сильному (например, презентация), и слабому ученику (буклет). Метод проекта можно применять на различных уроках. (Прил.4)

 

Для достижения целей ЗСОТ применяю на уроках следующие группы средств:

 

1.Средства  двигательной направленности:

        - физминутки, подвижные перемены, эмоциональные разрядки, дыхательная и пальчиковая гимнастика, упражнения на релаксацию, гимнастика для глаз. (Прил.5)

2. Оздоровительные  силы природы:

        - занятия на свежем воздухе.

3. Гигиенические факторы:

        - выполнение СанПиНов, состояние помещения, ограничение предельного уровня учебной нагрузки,  соблюдение режима дня,

        - привитие детям элементарных  гигиенических навыков.

 

 

 

 

 

 

При использовании любой технологии на  уроке обязательно придерживаюсь требований, предъявляемых к здоровьесберегающему уроку:

 

  • Смена видов деятельности на уроке ( 4-7 видов: письмо, чтение, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание наглядных пособий, решение примеров и задач,…)
  • Соблюдение оптимальной продолжительности различных видов деятельности (не более 10 минут).
  • Чередование видов преподавания (не менее 3: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа,…)
  • Использование различных форм организации познавательной деятельности (самостоятельная работа, работа в парах, группах, ролевые игры,…)
  • Обязательные оздоровительные моменты на уроке(не позже 20-ой минуты урока).

 

 

 

Приложение 1.

Проблемные задачи

Природоведение 3 класс

Тема: «Зубы и уход за ними».

   У  человека есть несколько видов  зубов: восемь резцов, четыре клыка, остальные двадцать зубов называются  коренными, или жерновыми, от слова «жёрнов» - это каменное приспособление, которое применяется на мельницах для перемалывания, перетирания зерна в муку.

Ответьте на два вопроса:

  1. Почему коренные зубы называют ещё жерновыми?
  2. Как вы думаете, каких зубов больше у акулы? У коровы? Почему?

 

Русский язык 4 класс

Тема: «Неопределённая форма глагола»

Задание: определить число и род глаголов лить, мечтать, ловить, нарубить, уколоть.

 

Природоведение 4 класс

Тема: Тундра.

Рассказ: «Ехали мы ночью на санях по густому берёзовому лесу. Иногда берёзы расступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над берёзами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали гриб и принялись искать ещё. Раздвинешь 2-3 берёзки и найдёшь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзину».

 

Математика 1 класс

Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Задание: решить примеры

7 + 3            8 + 2              6 + 4               9 + 3

(подобные  задания используем и в других классах)

 

Русский язык 2 класс

Тема «Предложение»

В какой строке написано предложение, докажи

Дюймовочка, жить, лето, лес.

Всё лето прожила Дюймовочка в лесу.

 

Математика 2 класс

Тема: Периметр прямоугольника.

Задание в группах: каждой группе выдан платочек, который нужно украсить тесьмой

Вопрос: как высчитать необходимую длину тесьмы, чтобы обшить ей край платочка?

 

Проблемные вопросы:

  • Почему «к вам» пишется раздельно, а «квас» - вместе?
  • Почему корень растения растёт вниз, а стебель – вверх?

 

 

Приложение 2

Ребусы. 1 класс «Большая буква в именах»

 

 

                                       

 

 

 

Историческая викторина. Итоговый урок по истории «Российская империя»

  1. При каком царе Россия становится империей?
  2. Какие изменения произошли в России во времена правления  Петра-1?
  3. Кто командовал русскими войсками в Бородинском сражении?
  4. Первый русский академик, сын крестьянина из деревни Холмогоры.
  5. Какая великая русская императрица была родом из Германии?
  6. Кто был последним русским императором?
  7. Сколько лет просуществовала Российская империя?
  8. Из какого рода был последний русский император?
  9. Каковы причины февральской революции в России?

 

                                                                                                                                             Приложение 3.

Из презентаций

 

 

 

Устный счёт в 1 классе. Состав чисел.                          Рефлексия в конце урока.

  

Самооценка

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

Приложение 5.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ.

  1. Вдох через нос, выдох – через рот.
  2. Краткий глубокий вдох, замедленный выдох.
  3. Медленный глубокий вдох, краткий резкий выдох.
  4. Медленный глубокий вдох, медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струйкой
  5. Глубокий вдох, выдох толчками.
  6. Полный выдох и задержка дыхания на несколько секунд, затем вдох короткими активными порциями.
  7. Глубокий вдох, выдох с громким счётом до 16 (можно использовать активные движения руками  «толчки»).
  8. Глубокий вдох, на выдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками.
  9. Вдох через левую ноздрю, выдох через правую (3 раза) и наоборот.
  10. Глубокий вдох, на выдохе усиливать или ослаблять звук: жужжание пчелы, писк летающего комара, рычание собаки, воздух, выходящий из проколотой шины.
  11. «Надувание шара»: сидя, на вдохе через нос выпячивать живот, на выдох е- втянуть по возможной амплитуде.
  12. «Каша кипит»: правая рука на животе, левая на груди; втянуть живот и сделать вдох грудью; опуская грудь, делать выдох и выпячивать живот, произнося «ф-ф-ф-ф».
  13. «Семафор»: сидя, пятки и носки вместе, руки в стороны – вдох, медленно выдыхая, руки вниз, произнося звук «с-с-с-с».
  14. Произнесение скороговорок на выдохе:
    • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
    • В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
    • Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

 

ГИМНАСТИКА  ДЛЯ  ГЛАЗ  ПО  МЕТОДУ  Г.А.ШИЧКО.

1. Пальминг.

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.

Основание мизинцев на переносице, как мостики очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы не было ни единой дырочки – кромешная тьма. Локти поставить на столе, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2.Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. Квадрат.

Представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, из левого верхнего - в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

5. Рисование носом букв или слов с закрытыми глазами, закрашивание белого экрана любимым цветом.

6. Расширение поля зрения.

Указательные пальчики обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым – правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик в левую сторону, а левый – в правую. Вернуть на свои места.

7. Гимнастика для глаз.

    • горизонтальные движения глазными яблоками вправо-влево
    • вертикальные движения вверх-вниз
    • круговые движения по часовой стрелке и против
    • интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе
    • движение глаз по диагонали
    • сведение глаз к носу
    • частое моргание глазами
    • работа глаз на расстоянии: внимательно посмотреть на близкую, хорошо видимую деталь, затем направить взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удалённые предметы
    • с силой зажмуривать глаза в течение 3-5 секунд, широко раскрыть и расслабить.

 

ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЁРЫ

1. Пирамидки.

Задания: найди две одинаковые; сосчитай, сколько колец красных, чёрных, зелёных,...

Сколько всего колец?

Сколько всего колпачков?...

                                                

 

2. Тарелки (подобно).

 

 

3. Дрессированная муха.

Передвигать муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, вниз. В каком домике сейчас муха?

Управление мухой по направлениям, заданным учителем движением руки.

Если в ячейки вписать примеры, можно использовать и на устном счёте: закрыть глаза, по команде мысленно переместить муху, решить пример в данной ячейке.

Информация о работе Использование здоровье сберегающих технологий на уроках в начальной школе