Использование игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка в 7 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть особенности использования игровых ситуаций при обучении фонетике на уроках английского языка в 7 классе.Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2.Определить особенности формирования фонетических навыков на уроках английского языка.
3.Обосновать использование игровых ситуаций в формировании фонетических навыков.
4. Разработать конспект уроков английского языка в 7 классе с использованием игровых ситуаций в формировании фонетических навыков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические основы использования игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка………………………………………………………………………………
1.1 Формирование фонетических навыков на уроках английского языка.. 6
1.2 Игровые ситуации на уроках английского языка………………………10
1.3 Использование игровых ситуаций в формировании фонетических навыков в 7 классе……………………………………………………………… 14
Выводы по I главе…………..…………………………………………… …….27
Глава II. Опытно-практическая работа по использованию игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка в 7 классе……………………………………………………………………………..28
2.1. Цели и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика….28
2.2. Апробация использования игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка в 7 классе …. 32
2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики ……………………….37
Выводы по II главе………………………………………………………….…...40
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Калимуллина 1.06.docx

— 142.09 Кб (Скачать файл)

1.2 Игровые ситуации на  уроках английского языка

 

Игра — вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Игра не имеет конкретных целей и задач, которые нужно решить. Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.

В современной педагогике игровая ситуация рассматривается как один из ведущих видов деятельности обучающихся. Она удовлетворяет все основные его потребности; в её недрах зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (труд, учение). Правильно организованная игровая ситуация может являться не только формой организации жизни и деятельности  обучающихся, но и средством воспитания и обучения. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни [28, с34].

Многие педагоги, а именно: Т. Ю. Иванцова, Ю. Я. Пучкова, А.В Конышева, считают, что наиболее эффективной формой обучения  иностранному языку является игра, или игровая ситуация. С помощью неё  у обучающихся развивается интерес к иноязычному общению, осуществляется интернациональное, эстетическое воспитание, создается иноязычная информационная база (словарь, речевые клише, фразы), формируются речевые механизмы.

Достоинство игровых ситуаций в обучении: они вызывают у школьников повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Они позволяют решать учебные задачи в атмосфере лёгкости, заинтересованности и активности. Данные приёмы дают возможность направлять не только умственную, но и моторную активность. Её важность при изучении английского языка нельзя недооценивать: она способствует образованию богатых ассоциативных и прочных логических связей, что способствует более прочному усвоению и долговременному запоминанию изучаемого материала. В ситуации игры процессы восприятия, понимания и усвоения протекают в сознании учащегося более точно и быстро. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма [5, с.31].

Игровые ситуации выполняют на уроке английского языка две основные функции. Первая функция – совершенствование и закрепление знаний. При этом обучающийся не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в независимости от игровой ситуации. Сущность второй функции заключается в том, что обучающиеся усваивают одновременно знания и умения разного содержания. Игры, создаваемые взрослыми и используемые во время занятия с целью обучения и воспитания, называются обучающими или дидактическими [9, с201].

В настоящее время на уроках английского языка используются следующие виды игр для создания игровых ситуаций: автодидактические-предметные и сюжетно-дидактические игры.

Наиболее полной и соответствующей специфике изучения английского языка является классификация игр С.Л. Новоселовой. Согласно данной классификации выделяется пять видов обучающих игр:

  • дидактические с предметами (то есть игры с предметами или игрушками);
  • сюжетно-дидактические;
  • игры-инсценировки
  • настольно-печатные;
  • словесные;
  • подвижные.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты).

Игровые ситуации с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания учеников, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, х качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игровой ситуации, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание.

Сюжетно-дидактические игры рассматриваются некоторыми педагогами как один из видов с предметами. В нашей работе мы тоже придерживаемся этого мнения, поскольку в сюжетно-дидактических игровых ситуациях обучающиеся выполняют определенные роли, например, продавца или покупателя типа «Магазин», учителя, врача или сказочных героев, а для успешного создания образа учащимся зачастую необходимо использование реквизита.

Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, дают представление о нормах речевого этикета и поведения. Кроме этого, сюжетно-дидактические игровые ситуации (а так же небольшие театральных постановки) могут использоваться и как способ контроля знаний и умений.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления учащихся об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игровых ситуаций преобладают такие как лото, домино, пазлы, дрэгги, словарные квадраты, мемори. Игровая ситуация

Словесные игровые ситуации отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется только в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игровых ситуаций создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции. К словесным игровым ситуациям относятся игры-загадки, стихи и рифмовки, «Снежный ком» и т.д. 

Подвижные игры, в отличие от всех вышеперечисленных, развивают не только мыслительную, но и физическую активность. Очень часто они применяются при проведении игровых ситуаций, физкультминуток, так необходимых в связи с психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста (быстрая утомляемость, неустойчивость внимания и т.д.). Они помогают сохранить здоровье детей, развивают их координацию. Кроме этого, совместно с выполнением каких-либо движений (упражнений) учащиеся быстро и качественно овладевают не только фонетическим, но и грамматическим и лексическим материалом. Это объясняется тем, что в подвижных игровых ситуациях на уроке английского языка срабатывает вид памяти, который условно называется «память мышц».

Каждый вид игровых ситуаций подразумевает использование различных игр, то есть способов проявления активности учащиеся в игровых целях. Выбор игровых ситуаций зависит, в первую очередь, от возраста обучающихся. Простые, однотипные действия сменяются более сложными, требующими умственных усилий. Но есть одно педагогическое правило, которому всегда нужно следовать при организации дидактической игровой ситуации: её развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые обучающимися. Чем больше активных действий выполняет обучающийся, тем выше её воспитательно-образовательная ценность [16, с.302].

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка – эффективнейшее средство повышения коммуникативных возможностей обучающихся. Игровые ситуации позволяют успешно предупреждать возникновение ошибок в произношении и быстрой коррекции таковых. Благодаря некоторым возрастным особенностям обучающихся (легкость вхождения в образы склонность к имитации - повторению звуков и фраз), игры и упражнения отлично вливаются в процесс обучения, удовлетворяя не только учебные задачи, но и потребности обучающихся в играх подобного типа. Проведение разнообразных игр,  упражнений и игровых ситуаций на уроках английского языка позволяет реализовать воспитательные и развивающие цели и задачи обучения.

 

    1.  Использование игровых ситуаций в формировании фонетических навыков обучающихся 7 класса

 

Игровая ситуация, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игровой ситуации заложено в самой ее природе, ибо она – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Таким образом, игровая ситуация – это: 1) деятельность; 2) мотивированность; 3) индивидуализированная деятельность; 4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; 5) развитие психических функций и способностей; 6) “учение с увлечением”.

Правильно подобранные в соответствии с психофизиологическими особенностями  и обучающей задачей игровые  ситуации способствуют повышению мотивации к изучению английского языка, создают доброжелательную атмосферу на уроке, снимают психологический языковой барьер, предлагая достаточно сложную информацию в более простом и понятном виде. Они способствуют созданию иноязычной информационной базы и формированию речевых механизмов и служат в дальнейшем основой для организации различных видов деятельности. Некоторые дети в 7 классе любят игры, некоторые, стараясь, стать взрослыми относятся к ним отрицательно. Наша задача сделать так, что бы каждый учащийся заинтересовался игрой и с ее помощью понял английский язык.

Умелое сочетание игр и игровых ситуаций в процессе обучения делает урок английского языка интересным, позволяет учащимся быть активными на протяжении всего занятия, благодаря чему мотивация к изучению предмета не угасает и учащиеся достигают высоких результатов в обучении.

Игровая ситуация всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В ней все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувства равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова английского языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”.

Основные цели и задачи использования игровых ситуаций на уроках английского языка:

1. Формирование  навыка ведения диалога, например,

– Отгадайте, куда мы пойдем?

 – Вы пойдете в кино? –  Нет.

 – Вы пойдете в …….?  –  …… .

2. Развитие речевых умений, например, после прохождения темы “Квартира” можно провести такую игру: Ваш одноклассник получил новую квартиру (на доске схема квартиры) помоги ему расставить мебель.

3. Обучение умению общаться: конкурс на самого живого собеседника. Поздоровайтесь и сделайте комплимент. Вырази свое несогласие другу.

4. Развитие необходимых способностей  и психических функций – игра  “Снежный ком”.

5. Познание в сфере страноведения  и языка. Для этой цели используются  викторины, лото, конкурсы.

6. Запоминание речевого материала.

Упражнения игрового характера  могут быть разными по-своему назначению, содержанию, способам организации и  проведения, материальной оснащенности, количеству участников. С их помощью  можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

В основном игры не носят чисто  лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут  стать грамматическими, орфографическими и т. д. Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и  дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Этому же служит и тот факт, что  знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда обязательным условием выигрыша. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Еще одним условием игры является ее доступность детям.

Игровая ситуация активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Место игровой ситуации на уроке и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т. д. Индивидуальные и тихие игры можно выполнить в любой момент урока. Коллективные желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности и т. д.

Что касается фиксации ошибок во время  игры, то желательно, чтобы учитель  делал это, не отвлекая учащихся, осуществляя  анализ после окончания игры. Подбадривание  учащихся, поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры, создания правильных межличностных  отношений в коллективе.

Игровые ситуации способствуют выполнению важных методических задач:

– создание психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

 – тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуации спонтанности речи вообще.

Фонетические  игры  и упражнения делятся на подгруппы:

  • Игры  и упражнения на развитие фонематического слуха (необходимые для правильного восприятия английской  фонетики);
  • Игры  и упражнения на развитие навыков звукопроизношения (одна из наиболее важных и трудных для учащихся частей  фонетики);
  • Игровые приемы и упражнения в  обучении  транскрипции;
  • Игровые приемы и упражнения в обучении интонации;
  • Игровые приемы и упражнения для тренировки произносительных навыков.

Информация о работе Использование игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка в 7 классе