Использование инновационных процессов в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

^ Цель исследования: обобщение и систематизация материала по проблеме инновационных процессов в педагогической деятельности.

Задачи исследования:

изучить теоретические источники информации по проблеме;

обозначить актуальность данной проблемы в современных условиях;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов………………6

Понятие об инновациях в образовании, их классификация………………………………………………………………………6

Сущность инновационной направленности педагогической деятельности……………………………………………………………………….12

Использование инновационных процессов на уроках английского языка………………………………………………………………………...……...20

Глава 2. Применение инноваций в системе образования………………….25

2.1 Метод проектов при обучении английскому языку как педагогическая инновация…………………………………………………………………………..25

2.2 Реализация инноваций по методике Сафоновой В.В. при обучении английскому языку………………………………………………………………...30

Заключение……………………………………………………………………34

Библиографический список………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ 
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
(АмГПГУ) 
 
 
Институт филологии 
 
Жукова Екатерина Васильевна 
 
Использование инновационных процессов в обучении 
 
(на примере обучения английскому языку) 
 
 
Специальность 050303 «Иностранный язык» 
 
Курсовая работа по педагогике 
 
 
Комсомольск-на-Амуре 
 
2009 
 
Курсовая работа выполнена на кафедре Педагогики и инновационных образовательных технологий 
 
 
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования 
 
“Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет” 
 
 
Руководитель Наливайко Т.Е., доктор педагогических наук, профессор 
 
 
Защита курсовой работы состоится « 27 » мая 2009 
 
8:30 мин., по адресу Кирова 17, ауд. 
 
 
К защите допускаю: 
 
Руководитель: Т.Е. Наливайко 
 
Заведующий кафедрой: С.Е. Орлова 
 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
Введение………………………………………………………………………..4 
 
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов………………6 

    1.  
      Понятие об инновациях в образовании, их классификация………………………………………………………………………6
    2.  
      Сущность инновационной направленности педагогической деятельности……………………………………………………………………….12
    3.  
      Использование инновационных процессов на уроках английского языка………………………………………………………………………...……...20

 
Глава 2. Применение инноваций в  системе образования………………….25 
 
2.1 Метод проектов при обучении английскому языку как педагогическая инновация…………………………………………………………………………..25 
 
2.2 Реализация инноваций по методике Сафоновой В.В. при обучении английскому языку………………………………………………………………...30  
 
Заключение……………………………………………………………………34 
 
Библиографический список………………………………………………….36 
 
 
Введение. 
 
В настоящее время в нашей стране происходят кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре. Новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей развития этой области являются инновации, т.е. управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений. 
 
Так, например, одной из задач современной школы становится раскрытие личного потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления своих творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные виды образовательных учреждений. 
 
В новых исследованиях инновационных процессов в образовании выдвигается ряд проблем теоретико-методологического характера, относящихся к инновациям и творческой деятельности учителя (критерии оценки нового, традиции и инновации, специфика инновационного цикла, отношение учителя к инновациям и др.). Проблематика нововведений в области образования представлена в работах С.А. Смирнова, В.А. Сластенина, И.П. Подласого, В.И. Загвязинского, М.М. Поташника и др. 
 
Но просто создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Многие образовательные учреждения стали вводить новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно, развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», «инновационные технологии». Требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать, то есть как нужно правильно построить урок, какие инновационные процессы и технологии должны быть задействованы. Поэтому инициаторы нововведений вынуждены искать пути решения этих проблем. 
 
^ Цель исследования: обобщение и систематизация материала по проблеме инновационных процессов в педагогической деятельности. 
 
Задачи исследования: 

  1.  
    изучить теоретические источники информации по проблеме;
  2.  
    обозначить актуальность данной проблемы в современных условиях;

 
^ Объект исследования: система общего образования. 
 
Предмет исследования: использование инновационных подходов в практике обучения английскому языку. 
 
^ Гипотеза исследования: педагогическая деятельность будет иметь инновационную направленность, если внедрение инновационных процессов даст видимый результат. 
 
^ Методы исследования.  
 
Теоретические методы: обобщение и систематизация теоретического материала.  
 
Практические методы: анализ литературных источников (педагогических, психологических, социологических), изучение передового педагогического опыта. 
 
 
^ Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов. 

    1.  
      Понятие об инновациях в образовании, их классификация.

 
На рубеже 70-80-х годов положение  дел в школах резко ухудшилось, стали появляться признаки кризиса  и застоя. Они обнаруживались в спаде интересов школьников к учебе, в упадке дисциплины и требовательности к детям, в ослаблении воспитательной ответственности семьи и во многом другом.Причиной всему этому послужили возрастающие, с каждым годом, требования общественной жизни к человеку, а так же устаревшие программы содержания и организацией жизни, форм и методов воспитания и обучения в школе.  
 
Современные условия всегда требуют от нас достаточной развитости в различных сферах деятельности. Поэтому для того чтобы быть всесторонне развитым, человечество вступило в стадию инновационного развития. 
 
Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что означает «введение новаций» (новшеств). Термин возник в культурной антропологии, где означал перенос достижений одной культуры в другую в процессе торговли, обмена товарами. Из антропологии этот термин проник в экономику, а затем и в педагогику, где стали изучать различные изменения системе обучения и воспитания, методике преподавания, развитии и функционировании учебных заведений. 
 
В научной литературе этот термин появился в 19 веке. А в начале 20 века оформилась новая область знания – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических инноваций в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х годов на Западе и в последнее десятилетие в нашей стране. 
 
После этого инновационные процессы стали широко использоваться в школах. И именно здесь практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребность в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Наблюдается путаница в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд. Поэтому для этого были даны определения этих понятий. 
 
Новое, согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, это «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный». 
 
Новшество, новация – конструирование, разработка не известных ранее процессов, объектов, способов, средств или же использование ранее известного в новом качестве или в существенно изменившихся условиях.3 
 
Инновация - от латинского in - в; novus - новый - переводится как «нововведение». Инновация не сводится только к обновлению, она является превращением новых знаний в технологии, методологии образовательного процесса, адекватные культурно-общественным требованиям.4 
 
Согласно Кукушину В. С., инновационный процесс это комплексная деятельность по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс включает в себя: инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние. 
 
Новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном (историческом плане). То, что ново для одного руководителя, одной школы, одного учителя, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи конкретного исторического этапа, новшество может быстро жить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. 
 
Однако не все новое дает везде и всегда положительный результат в силу следующих причин: 

  1.  
    новое не всегда является средством решения актуальных для конкретной школы задач;
  2.  
    каждое новое средство рождается во вполне конкретных условиях и ориентировано на решение вполне определенных педагогических задач, которые могут не совпадать с личными вкусами и интересами руководителей школы;
  3.  
    эффективность всякого новшества требует экспериментальной проверки, так как каждый раз увеличивается число тех, кто использует какое-то новшество;

 
Разработанное новшество должно пройти экспериментальную апробацию, в  результате которой в него могут  быть внесены коррективы. Прежде, чем  новшество выйдет в стадию распространения, оно проходит экспертизу, то есть оценку своего соответствия различным требованиям. Каждое новшество различается теми качествами, которые закладываются в них еще при разработке.К этим качествам относят: 

  1.  
    предмет изменений, то есть тот элемент образовательной системы, который может быть преобразован;
  2.  
    глубину преобразований (степень радикальности предусматриваемых новшеством изменений);
  3.  
    масштаб преобразований;
  4.  
    ресурсоемкость новшества;
  5.  
    уровень разработанности.

 
У инноваций существуют не только качества, но огромное количество классификаций. Общепринятой типологии или классификации нововведений в образовании не обнаружено. Наоборот существует более двадцати критериев для классификации нововведений. Нововведения разделяют по следующим критериям.6 
 
По видам деятельности:  

    •  
      педагогические (обеспечивают педагогический процесс);
    •  
      управленческие.
  1.  
    По характеру вносимых изменений А. И. Пригожин выделяет:
  •  
    радикальные (основаны на принципиально новых идеях и подходах);
  •  
    комбинаторные (новое сочетание известных элементов);
  •  
    модифицирующие (совершенствуют и дополняют ответствующие формы и образцы).
  1.  
    По масштабу вносимых изменений:
  •  
    локальные (независимые друг от друга изменения компонентов);
  •  
    модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций);
  •  
    системные (полная реконструкция системы как целого).
  1.  
    По проблематике В. И. Беляев выделяет:
  •  
    инновации, направленные на изменение всей школы в целом, на создание в ней воспитательной системы или иной системо-образующей деятельности на основе концептуальных идей;
  •  
    инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса;
  •  
    инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования;
  •  
    инновации, направленные на разработку новых форм и систем управления.
  1.  
    В зависимости от области реализации и внедрения:
  •  
    в содержании образования;
  •  
    в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы;
  •  
    в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.
  1.  
    По источнику возникновения:
  •  
    внешние (за пределами образовательной системы);
  •  
    внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).

 
7. По масштабу использования: 

  •  
    единичные;
  •  
    диффузные.
  1.  
    В зависимости от функциональных возможностей:
    •  
      нововведения – условия (обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.);
  •  
    нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.);
  •  
    организационно-управленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
  1.  
    По масштабности и социально-педагогической значимости М. В. Кларин выделяет:
  •  
    федеральные;
  •  
    региональные;
  •  
    субрегиональные (предназначены для образовательных учреждений определённого типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов).
  1.  
    По осмыслению перед внедрением инноваций:
  •  
    случайные (инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение);
  •  
    полезные (инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой);
  •  
    системные (инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями.).

 
Опираясь на выше изложенное, можно  сформулировать основную закономерность классификаций инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом. Инновации и нововведения всегда будут востребованы в педагогической деятельности. Их развитие помогает достичь большего успеха в развитии образования. Благодаря этому развитию произошел переход к разнообразию типов, уровней, профилей образования. Появилась реальная возможность выбора типов заведений, профиля и уровня обучения.  
 
 

    1.  
      ^ Сущность инновационной направленности педагогической деятельности.

 
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Инновационность всегда была свойственна развитию педагогической деятельности.  
 
Например, зародившийся еще в Древней Греции метод сократических бесед, приводящих к истине, был в свое время значительным новшеством и не потерял своего развивающего потенциала до наших дней. Глубоко инновационным для своего времени была теория и практика великого чешского педагога Я. А. Каменского, заложившего основы классно-урочной системы, сформировавшего ведущие принципы массового обучения.Так же Ж. Ж. Руссо обосновал теорию свободного воспитания, проходящее в процессе наблюдения, чтения, труда, бесед, духовного обогащения и закаляя душу подрастающего человека. 
 
Современная педагогическая наука постоянно развивается и прогрессирует. Меняются взгляды на педагогический процесс, методы и средства обучения и воспитания становятся более гуманными и эффективными. Постоянно возникают новые тенденции образования, экспериментальная педагогика активно распространяет свои идеи, многие из которых становятся частью широко используемых педагогических методов.  
 
Образовательная практика нацелена на удовлетворение потребности прежде всего в престижных специалистах. Например, в области права, бизнеса, банковского дела и так далее. Но набор по специальностям, не пользующимся рыночным спросом, не уменьшается. Поэтому развитие системы образования происходит не за счет улучшения качества обучения, а за счет все большего увеличения образовательных учреждений и новых специальностей.  
 
Однако логика требует иного подхода: не введения новых предметов, дисциплин, что создает проблему перегруженности учащихся и снижение интереса к учебе, а ориентации на адекватное решение вопроса о содержании образования. К тому же традиционные методы обучения не отвечают ни потребностям обучаемых, ни требованиям, которые предъявляются к выпускникам различных образовательных учреждений со стороны общества.8 
 
Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:9 

Информация о работе Использование инновационных процессов в обучении