Использование информационных технологий на уроках биологии и химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 21:09, доклад

Краткое описание

ХХI век – век стремительных перемен, новых достижений, в том числе и в области биологии. Это клонирование, успехи генной инженерии и т.д. Нет предела человеческому любопытству и его жажде изобретать все новые и новые чудеса. Достижения нового тысячелетия вносят перемены и в образовательный процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

информационные технологии на уроке.doc

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Использование информационных технологий на уроках

биологии  и химии  

      ХХI  век – век стремительных перемен, новых достижений,  в том числе и в области биологии. Это клонирование, успехи генной инженерии и т.д. Нет предела человеческому любопытству и его жажде изобретать все новые и новые чудеса. Достижения нового тысячелетия вносят перемены и в образовательный процесс.

            Новое время требует нового  человека – активного, творческого,  способного делать собственные  открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Эту задачу могут решить новые педагогические технологии. Сейчас в сфере образования их огромное количество и порой задумываешься: а в чем их разница? Чем одна технология лучше другой? Какую из них использовать? Каждая технология имеет свои особенности, возможности, методику но, наверное, не менее важна личность учителя, использующего ту, или иную технологию обучения.

             Почти на каждом уроке биологии  имеются возможности для применения  тех или иных ТСО. Наиболее современным является мультимедиапроекция. Да, это новая развивающаяся технология, но, используя ее, следует очень серьезно подумать о месте и роли компьютерных уроков в программе данного предмета. Применение компьютера позволяет повысить эффективность урока, сделать занятия более наглядными и интересными, сэкономить время на контроле знаний, организовать самостоятельную работу, закрепить новый материал, а так же способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся.

      Не подлежит сомнению важность использования различных ТСО, в том числе и компьютера. Ведь с помощью компьютера можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности.

       Например: в 6-7-х классах с использованием  компьютерных технологий целесообразно проводить обобщающие уроки, где компьютер позволяет продемонстрировать растительные и животные организмы, которые отсутствуют в нашей местности или вымершие организмы, редкие и исчезающие виды, их взаимосвязь; организовать игровые формы урока с использованием элементов компьютерных заданий, что делает урок не только более наглядным и интересным, но и позволяет сэкономить время на контроле знаний.

      В 8 классе, как уроки химии,  так и уроки анатомии с использованием  мультимедиапроекции я планирую как уроки изучения новых тем, особенно таких, объяснение которых по таблицам затруднительно, т.е. наиболее сложные темы – это: «Система органов кровообращения», «Сердце, его работа», «Строение атома» и «Классы неорганических соединений» в химии. Эффективность таких уроков (в отличие от традиционных) обеспечивается тем, что компьютер позволяет увидеть сложные биологические процессы и закономерности в действии.

Эффективность компьютерных уроков особенно ощутима  в старших классах.       Особенно важно применение компьютера в 10-11 классах, т.к. здесь осуществляется целенаправленный выбор предметов для поступления в ВУЗы и учащимся важно не просто знание каких-то законов, а их понимание.

       Например: тема «Биосинтез белка  в клетке» всегда трудно усваивается  детьми и не только потому, что считается наиболее трудной, а еще и потому, что эта тема молекулярного уровня жизни и эти процессы в природе нельзя просто увидеть. А компьютер легко позволяет решить эти проблемы, и результат сразу виден по качеству знаний учащихся.

Приятно осознавать то, что ресурсы школы  позволяют использовать компьютерные технологии и на деле, а не на словах доказать их эффективность. К тому же можно создавать и свои презентации  уроков, учитывая специфику программы  и особенности класса, так в моей копилке появились компьютерные уроки по темам: «Отдел Голосеменные» 10 класс, «Царь ли природы человек» 10 класс, «Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества» 10 класс. Задача, которую я ставлю перед собой сейчас – это расширение моей личной копилки и создание своей системы уроков в сочетании традиционных уроков с компьютерными.

Но нельзя не учитывать то, что никакие ТСО  не могут заменить натуральные объекты, изучение живых организмов в естественной среде обитания. Нельзя допустить, чтобы высокий уровень человеческого интеллекта оказался выше человеческой души. И то, и другое имеет значение, но в то же время, и то, и другое должно быть неразделимо. Ничего не стоят новейшие компьютерные технологии, если люди разучатся видеть живое вокруг себя и не просто видеть, а ценить его, относиться к любому живому организму как к братьям своим меньшим.

               Задача учителя биологии –  научить видеть прекрасное в  природе, восторгаться творениями  природы, беречь окружающий нас  мир и создавать красивое вокруг себя.

              Эту задачу, по-моему, и помогают  решить новейшие технологии, но  только в сочетании с наблюдениями, опытами и экспериментами,  как  в лаборатории, так и в полевых  условиях.        

Информация о работе Использование информационных технологий на уроках биологии и химии