Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 17:18, реферат
Цель ее применения на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии. Дискуссия провоцируется описанием конкретного события, ситуации, произошедших в реальной жизни. В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем они смогут воспользоваться.
Использование кейс-технологии в начальной школе.
Прежде всего, чтобы понять значение слова, я обратилась к словарю. Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения.
Цель ее применения на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии. Дискуссия провоцируется описанием конкретного события, ситуации, произошедших в реальной жизни. В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем они смогут воспользоваться.
Особенность работы учителя, использующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.
К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Для себя я определила следующие:
Задействовать эти внутренние психологические источники учебной мотивации возможно, используя проблемный подход к обучению, при котором усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Этапы работы.
Подготовительный этап. Учитель составляет кейс, т.е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию, источниками которой могут служить как учебная литература и СМИ, так и Интернет-ресурсы. Это позволит учащимся представить ситуацию и найти проблему или ряд проблем. Кейсы могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.
Основные требования к кейсу для младшего школьника:
не должен быть большим, т.к. это утомляет;
он не должен содержать много терминов;
соответствие тематике курса;
достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения, отсутствие несущественных деталей;
отсутствие авторской оценки проблемы;
представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.
Ситуации, которые описывают в кейсах, должны быть реалистичны. Предполагается, что похожие случаи могут произойти с учениками в их жизни. Главными персонажами в кейсах должны являться конкретные люди, а лучше дети – ученики начальных классов.
Основной этап. Учитель передает кейс учащимся и поясняет, в чем заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться. Школьники индивидуально изучают кейс, разрабатывают варианты индивидуальных решений, обсуждают индивидуальные решения в группе. Проводится внутригрупповая дискуссия.
Заключительный этап. Учащиеся представляют свои работы. Проводится дискуссия или другие формы, позволяющие развивать коммуникативную культуру школьников.
Подводятся итоги.
Важно не ограничиваться лишь итоговыми групповыми презентациями, а перейти к дискуссии между группами. Именно межгрупповая дискуссия, являясь естественным завершением работы с конкретной ситуацией, содержит в себе исключительно высокий развивающий потенциал. При этом учитель не должен активно участвовать в обсуждении. Акцент в дискуссии смещается с преподавателя на обучащихся. Он подводит итог всей дискуссии.
Когда и как лучше использовать кейс? Традиционно кейс эффективен на практических занятиях, посвященных закреплению изучаемой темы. Однако опыт показывает, что работа с кейсом бывает, продуктивна и при введении нового материала для постановки проблемы, теоретические аспекты которой потом будут рассматриваться в дальнейшем.
Активное использование «кейс»- технологии на уроках в начальной школе в образовательном процессе способствует развитию навыков интеллектуального труда школьников, популяризации интеллектуально-творческой деятельности, формированию поликультурного мышления и развитию толерантности у учащихся, поддержке одаренных детей.
Информация о работе Использование кейс-технологии в начальной школе