Использование компьютера при подготовке к уроку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. В конце 90-х годов в образование входят мультимедийные компьютеры, такие программные продукты, как компьютерные энциклопедии, электронные книги, справочники по литературе, живописи, музыке. Это создает возможности гуманитаризации образования

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Структура учебной деятельности при компьютерном обучении
1.2 Принципы компьютерного обучения
1.3 Компьютерные технологии обучения
1.4 Трудности на пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс
1.5 Подготовка преподавателя к уроку
2. Разработка плана урока по механизации с/х для специальности "Хозяйка усадьбы"
2.1 План урока
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

комп курсак.docx

— 56.70 Кб (Скачать файл)

Быстрое устаревание программного обеспечения, компьютеров,

Обучение учителей,

Несоблюдение технологии.

Санитарные нормы, действующие  в настоящие время, разрабатывались  в то время, когда визуальные, цветовые, контрастные, электромагнитные показатели компьютеров и их мониторов не позволяли работать за терминалом машины ребенку 10-17 лет больше 10-25 минут  в сутки. Сегодня большинство поставляемых в учебные заведения компьютеры, если, конечно, это - не списанные где-то "ящики", являются машинами, соответствующими жестким европейским стандартам - MPR-II, TCO'95 и другим.

Монитор компьютера является самым "опасным" элементом. При  этом современные технологии позволили  снизить уровень электромагнитного  излучения монитора до уровня таких  бытовых приборов, как настольная лампа. Но мерцание монитора (80-100 Гц), даже по сравнению со старыми моделями (50Гц), по-прежнему утомляет глаза. В  последние годы появились жидкокристаллические мониторы для настольных компьютеров. При большом размере экрана они  имеют малые габариты (практически  как большая книга), они практически  не излучают и не мерцают, что делает их не более опасными для зрения, чем тетрадь или учебник. Высокая  на сегодняшний день цена (около 1500$) не позволяет комплектовать ими  учебные компьютеры, но через 1-3 года это станет реальностью. При таком  уровне оснащения можно станет говорить о пересмотре информационной концепции  образования.

Вторым серьезным препятствием на пути внедрения компьютерных технологий обучения в школе является немалая  цена лицензионного программного обеспечения. Стоимость затрат на покупку программного обеспечения зачастую превышает  стоимость самих компьютеров. Органы управления образования в своем  большинстве прониклись мыслью о  внедрении компьютеров в учебные  заведения, во многих появляются современные  компьютерные классы, но приобретение программного обеспечения пока не предусматривается. Таким образом в некоторых учебных заведениях наблюдается следующая картина: учащиеся работают на суперсовременных компьютерах либо с ворованным "пиратским" программным обеспечением, либо с допотопным "Бейсиком".

Выходов из подобной ситуации может быть несколько:

крупные компании, например Microsoft, проводят акции поддержки образования и предоставляют свою продукцию бесплатно или за меньшую цену, но такой ход оказывается неприемлем для небольших фирм, занимающихся разработкой программного обеспечения специально для образования;

логично было бы выделять средства из бюджета, но в нынешней экономической  ситуации ближайшие годы это не представляется возможным;

возможно использование принципиально бесплатного ПО, примером которого на сегодняшний день может являться операционная система Red Hat Linux и приложения для нее, получающая все большее и большее распространение во всем мире.

Еще одна трудность - революционный  рост компьютерных технологий, при  котором в последние годы оборудование и ПО безнадежно морально устаревают буквально за год-два. За подобными темпами система финансирования образования успеть не может. За рубежом практикуется бесплатное или почти бесплатное обновление лицензионного ПО и даже компьютерного парка для образовательных учреждений.

Такое быстрое развитие информационных технологий делает специалиста, не повышающего  свой профессиональный уровень, практически  дилетантом в среднем за 3-4 года. Этот факт диктует необходимость  организации процесса непрерывного повышения квалификации как учителей информатики, так и учителей других предметов, использующих компьютерные технологии в своей работе. Это может решаться путем организации ежегодных курсов без отрыва от работы, самообразования. Большую перспективу предоставляют дистанционные курсы.

 

1.5 Подготовка  преподавателя к уроку

 

Проводя подготовку к теме, составляя перспективно-тематический план, преподаватель уже определил  основное содержание учебного материала, выносимого на урок. Однако жизнь всегда вносит корректировки: что-то изучено  не в том объеме, как намечалось, где-то преподаватель имел возможность  продвинуться дальше, чем планировал, при подготовке и проведении уроков по теме использовались новые оригинальные способы ведения учебного процесса, что вызвало необходимость в  некоторой перекомпоновке системы  уроков. Все эти и другие изменения  требуют тщательного изучения и  анализа результатов ранее проведенных уроков и уточнения содержания материала, который будет изучаться на предстоящем уроке.

Все элементы перспективной  подготовки преподавателя к занятиям находят логическое завершение в  подготовке к проведению очередного урока. Это наиболее ответственный  и сложный этап. Недостатки подготовительной работы к уроку, учебному году, теме преподаватель имеет возможность  восполнить в ходе подготовки к уроку. Неудовлетворительную же подготовку к  очередному уроку исправить невозможно - она непосредственно влияет на его качество.

Эффективность любых планируемых  на уроке действий зависит от наличия  у учащихся необходимых для их выполнения знаний, умений и навыков. Поэтому, анализируя результаты предыдущих уроков, преподаватель определяет исходный уровень подготовки учащихся к усвоению материала предстоящего урока. Это  позволяет определить исходное положение, от которого группа пойдет к овладению  новыми знаниями, умениями и навыками.

Для различных целей требуется  различный исходный уровень подготовки учащихся. В любом случае следует  иметь в виду, что как бы преподаватель  ни побуждал учащихся и как бы сами учащиеся ни хотели усвоить новые  знания и умения, они не смогут этого  сделать, если не владеют знаниями и  умениями, на которых базируется новый  материал.

При определении содержания и объема материала, планируемого для  изучения на уроке, необходимо строго руководствоваться учебной программой, а также соотнести его с  учебником или учебным пособием, которым пользуются учащиеся. Для  изучения на уроке необходимо планировать такое количество материала, чтобы учащиеся поняли, осмыслили, закрепили, запомнили основные ведущие положения, приобрели первоначальные умения оперировать полученными знаниями. Все это необходимо согласовать с ограниченным временем, отведенным на урок.

Планируя на урок чрезмерно  большой объем материала, преподаватель  лишен возможности привести достаточное  количество поясняющих примеров, обоснований, продемонстрировать необходимые наглядные  пособия, применить технические  средства обучения. Учащиеся не выполняют  упражнений, не работают с литературой  и карточками - заданиями, плохо закрепляют изложенный преподавателем материал. Знания у них формальные, материал фактически не усваивается.

В последнее время количество часов по спецпредметам неуклонно уменьшается, объем же материала в связи с поступлением новой техники - увеличивается. В условиях сложившегося дефицита времени приходится отбирать для глубокой проработки на уроках только базисный, основной материал, отражающий главную сущность изучаемого предмета. Материал ознакомительный, второстепенный дается в сокращенном виде и выносится для самостоятельного изучения учащимися во внеурочное время. Материал сугубо прикладного, производственного характера объясняет мастер при проведении вводных инструктажей.

Следующий элемент подготовки к уроку - определение его целей. На этапе перспективной подготовки преподаватель в предварительном  плане определил цели уроков. При  подготовке к уроку цели определяются более четко и конкретно с  учетом глубокой проработки материала  и анализа создавшихся условий. Овладение учащимися знаниями, умениями и навыками не может считаться  единственной целью урока. На основе знаний у них должны формироваться  убеждения, развиваться познавательные способности, положительное отношение  к уроку. Все это необходимо учитывать  при определении и формировании целей предстоящего урока.

Определив цели, т.е. конечные результаты урока, преподаватель в  деталях продумывает последовательность его построения, т.е. структуру и  содержание каждого структурного элемента.

Пометив структуру урока, преподаватель определяет организацию  каждой части урока, выбирает методы и методические приемы, способствующие наиболее эффективному выполнению намеченных целей. Это наиболее ответственный  этап подготовки к уроку, в котором  воплощается педагогический замысел  преподавателя.

Готовясь к уроку, важно  взглянуть на него с позиции сегодняшнего дня. В свете современных задач, стоящих перед нашим обществом, с учетом научно - технических достижений, современного состояния техники  и технологии производства, культуры, накопленного собственного опыта: знакомый материал, излагаемый преподавателем в течении ряда лет. Это так же во многом определяет творческий замысел урока, выбор методов и приемов его проведения.

Важнейшей составной частью уроков, проводимых при изучении специальных  и общетехнических предметов, является сообщение нового учебного материала. При подготовке к устному изложению материала необходимо в намечаемом для изучения материала выделить ведущие узловые вопросы (идеи, законы, положения, закономерности, факты), которые в комплексе охватывают всю тему урока, и расположить их в рациональной последовательности изучения.

Готовясь к изложению  учебного материала, преподаватель  должен четко определить место средств  наглядности, порядок их демонстрации, собственные пояснения при этом, подобрать примеры из практики, литературы, продумать методические приемы активации  учащихся, поддержания их интереса.

Необходимо так же найти  эмоциональную окраску для своего изложения, построить его так, чтобы  оно было "размышлением в слух", захватывало учащихся. Большой эффект в этом смысле дает проблемное изложение материала. Однако к применению этого метода нужно подходить осторожно, не злоупотреблять им. Планируя проблемное изложение, нужно быть полностью уверенным, что оно захватит учащихся. При неумелом проблемном изложении, отсутствии атмосферы поиска, усилия и старания преподавателя могут оказаться напрасными. Поэтому на первых парах более целесообразно проблемно строить не все изложение полностью, а только часть.

Включая в урок самостоятельное  изучение учащимися материала по учебнику, учебному пособию, технической  литературе, справочникам или используя  для этого раздаточный материал, просмотр кинофрагмента или мультимедийного просмотра, преподавателю следует наметить вопросы, на которые учащиеся должны ответить в ходе самостоятельной работы, подготовить таблицы для заполнения, карточки - задания.

Важное место на уроке  занимает устный опрос учащихся, который  обычно применяется в начале урока  в целях повторения ранее изученного и подготовки учащихся к изучению нового материала, для оценки знаний учащихся, для текущей и итоговой проверки и закрепления изучаемого материала. При проведении повторительно-обобщающих и контрольно - проверочных уроков опрос может составлять их основную часть.

Составной частью подготовки к уроку является подготовка к  использованию технических средств  обучения, т.к эффект будет максимальным только тогда, когда учащиеся хорошо видят и слышат их, когда демонстрации проводятся без срывов и помех, когда технические средства органически включены в учебный процесс. Подготавливая аппаратуру, преподаватель кроме работ, предусмотренных правилами технической эксплуатации, должен:

Установить аппаратуру и  проверить ее в работе;

Отрегулировать рабочие  параметры;

Зарядить аппаратуру носителем  информации;

Проверить качество изображения  и звука;

Умелое использование  технических средств обучения во многом зависит от личной подготовки преподавателя к их демонстрации. Необходимо заранее самому просмотреть  фильм и произвести его дидактический  анализ, определить цель и способы  демонстрации, связать с общим  содержанием урока, продумать содержание вступительной беседы, комментариев, наметить вопросы, на которые учащиеся должны ответить после просмотра  фильма.

Подготавливая другие элементы учебно-материального оснащения  урока, необходимо соблюдать следующие  требования: наглядных пособий, раздаточного материала и других вспомогательных  средств обучения, применяемых на уроке, должно быть столько, сколько  требуется для четкого, полного  и доходчивого сообщения или  закрепления учебного материала. Перезагружать урок учебными средствами вредно. Все, что будет использоваться на уроке (плакаты, схемы, модели, макеты, детали, узлы, фотографии, карточки - задания и т.п.), должно быть заранее подобрано, проверено и расположено в порядке их применения.

Итогом подготовки преподавателя  к занятиям является составление  плана урока. Продуманный план урока, как отражение проделанной преподавателем подготовительной работы - пусть не гарантия, но обязательное условие  хорошего урока. Без письменного  плана немыслимы высокие результаты урока.

В плане урока необходимо фиксировать каждый этап урока, считая этапом вид работы преподавателя, а  также учащихся под его руководством. В плане урока указывается  его материально-техническое оснащение, необходимо также указывать время, планируемое на каждый его этап. Это ориентирует преподавателя  на рациональное использование времени  и способствует организованному  проведению урока.

В практике работы преподавателей широко применяется составление  конспектов изучаемого учебного материала. Составление конспекта - не обязательный элемент в подготовке преподавателя  к уроку, однако, хорошо подготовленный конспект помогает провести урок на высоком  уровне, особенно в тех случаях, когда  преподаватель не имеет достаточного опыта.

Подводя итог, можно пометить типовую последовательность умственных и практических действий преподавателя  при подготовке к уроку, т.е. определить своего рода "алгоритм подготовки".

Такой "алгоритм" будет  складываться из следующих шагов:

Вчитаться в раздел программы, который предстоит изучить на данном уроке;

Проанализировать итоги  предыдущих уроков, представить мысленно коллектив группы, конкретных учащихся, уровень их реальной подготовки к  усвоению учебного материала урока;

Информация о работе Использование компьютера при подготовке к уроку