Использование малых фольклорных форм при воспитании у детей культурно-гигиенических навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены методы, диагностические методики, разработана программа культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, которая может быть использована педагогами ДОУ в работе.
Решающее значение для формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста имеет положительный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....
ГЛАВА I Великая ценность фольклора в педагогике для дошкольников
1.1. Основные понятия.
1.2. Разнообразие форм народного творчества.
Глава II Организация практической деятельности в детском дошкольном учреждении посредством малых фольклорных форм.
2.1. Методы обучения, принципы, средства и результаты.
2.2. Ознакомление с видами устного народного творчества в разных возрастных группах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.49 Кб (Скачать файл)

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка – пригожий

Наша деточка в дому

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

Наряду с потешками можно использовать и куклы би-ба-бо. На ребенка они производят завораживающий эффект. Встречая ребенка каждый день с улыбкой, веселой потешкой, куклой, и  через несколько дней вы заметите, что у ребенка пропадает страх и беспокойство и он более уверенно заходит в группу. Расставание с мамой становится легче. Малые фольклорные формы можно использовать на протяжении всего дня. Их простой и не сложный язык легко воспринимается детьми.

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях я старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

Не, плач,

Не плач, не плач,

Куплю тебе калач

Не хнычь, не ной

Куплю другой,

Слезы утри,

Дам тебе три.

Использование малых форм фольклора при умывании, помогает малышам запомнить последовательность процедуры:

Водичка. Водичка,

Умой мое личико

Чистая водичка,

Умоет Саше личико.

Огромная польза потешек в режимных моментах, малыши с удовольствием умываются, обедают, собираются на прогулку,  готовятся ко сну, поднимаются после сна. Мы не когда не задумывались, а ведь в фольклоре скрыт целый медицинский комплекс упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым, в нем весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Нельзя недооценивать огромную силу фольклора. Ребенок с самого раннего детства слышит, как мама поет ему на ночь колыбельные песни, прислушивается в эти  мелодичные слова, впитывает каждое слово. Поэтому можно сказать, что малые формы фольклора играют важную роль в развитии речи ребенка. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию связной речи. Хорошо также этому способствуют фольклорно-игровые занятия. Привлекая детей через поисковую деятельность, самостоятельность, развития фантазии. Взрослые создают специальную среду, а  ребенок попадает в мир, где может почувствовать себя в русской народной сказке. Для развития внимания к звучащей речи лучше совместно произносить слова, договаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые звуки.

Неизменный интерес на играх-занятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель. Жизнь ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизни ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Я считаю, что народно поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интенсивной и содержательной.

Таким образом, можно утверждать. Что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, т.е. всесторонне развивает ребенка.

«Воспитание культурно-гигиенических навыков

посредством фольклора»

Я взяла эту тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков через фольклор» не случайно, так как я считаю, что двухлетние малыши легче вплетаются в совместную игру. Игра – очень важный этап в развитии ребенка. Развитие происходит при активной деятельности самого малыша. Наблюдая за маленьким человеком можно увидеть в игре предметную деятельность. Это та самая, кукла, которой ребенок манипулирует – баюкает, расчесывает ей волосы и кормит.

Моя задача – дать сюжет для игры в доступной форме. Обращая внимание ребенка на разные предметы, помогая ему научиться брать их в руки, рассматривать, открывать и закрывать; одеваться и раздеваться, аккуратно складывать этим способствую развитию крупной моторики. Для сотрудничества использую не только игрушки и предметы, но и игры, потешки, сказки уже знакомые ребенку, что способствует постепенному формированию навыков и привычек.

Например, очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боялись воды, но умываться в начале года не умели: подставят руки под струю и держат.

Подготовку к умыванию я провожу так: дети закатывали рукава, как я показывала. Я объясняла, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».

Я объясняла и показывала детям, что сначала надо намочить руки, а затем намыливать их мылом и смыть водой. Напоминала, умывая лицо, голову следует наклонять над умывальником, чтобы не облить рубашку или платье. Иногда использовала игрушки, ту же куклу Катю. Дети с удовольствием смотрели, как она умывается. Я приговаривала: Катя чисто умывается, сухо вытирается».

Малыши слушают простые стишки, их ритмичное плавное звучание, учатся выполнять несложные движения и радуются общению со мной. Потребность малыша не возникает автоматически, а появляется желание и потребность в соучастии взрослого, в партнере по игре, нужно уделять ребенку, как можно больше внимания; обращаться к нему по имени, смотреть в глаза и улыбаться.

Играя с малышом, незаметно для него прививаются навыки самообслуживания. Дети же лучше запоминают, воспринимают в игре.

Во время проведения режимных моментов, соблюдается принцип постепенности. Где закрепляется формирование новых умений к культурно-гигиеническим навыкам и совершенствование самостоятельных действий ребенка.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, придумывая игровые приемы.

Для освоения малышами приемов одевания в игру я включаю и кукол. В группе есть крупная кукла с подбором одежды. Например, любимый малышами мишка. Надевая на него рубашку и штанишки, сандалии, шапку, дети быстрее научаться одеваться сами.

Все игровые приемы направлены на формирование навыка. «Сейчас кукла Таня проверит, как мы умеем мыть руки»; «Мишутка пришел посмотреть, у всех ли детей есть носовой платок». «Зайку бросила хозяйка».

Через игры – занятия я стараюсь раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, что дает возможность закрепить к их выполнению в повседневной жизни.

В игры – занятия я включаю разнообразные игрушки, предметы (расчески, носовые платки, посуду, столовые приборы, зеркало, картинки, фотографии, альбомы). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализатора ребенка.

Дети после умывания подходили к вешалке, снимали полотенце и вытирали каждый пальчик и лицо.

На занятиях обыграли потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико…» Обучая детей умыванию, проводила дидактические игры «Катя умывается» «Купание куклы» «Кто умеет число мыться». В игровом уголке сделали умывальник, повесили полотенце. Наблюдая за играми детей, можно было видеть, как они учили кукол умываться и вытирать лицо полотенцем.

У каждого ребенка есть своя расческа. Учим детей причесываться перед зеркалом. Хвалим их: «Посмотрите, какая Даша красивая! Она после сна умывалась и причесывалась».

«А кто у нас хороший

А кто у нас пригожий…»

Как известно, многие дети не очень любят одеваться. Чтобы сделать этот процесс более увлекательным и поэтому развеселить ребенка, приходиться играть в игру «Веселое одевание».

Предмет, действия стараюсь показать каждому малышу, например как следует держать ложку (указательным и средним пальцем, придерживая сверху большим), дети тут же упражняются в правильном действии логикой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в соображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах.

В совместной деятельности я вносила в игровой уголок новую куклу, дать детям возможность «обыграть» ее, «накормить куклу обедом».

Для того чтобы превратить уход за ребенком в интересное занятие, русский народ придумал множество различных песенок, присказок, поговорок и потешек, которыми сопровождается кормление, купание, укладывание ребенка спать, одевание и т.д. Эти ласковые песенки помогают мне в работе.

П Р И Н Ц И П Ы

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами.

1. Принцип развивающего  и воспитывающего обучения, где ребенок сам воспроизводит действия «Оденем куклу после сна»

«Накормим куклу обедом»

2.Принцип индивидуального  подхода – наладить доверительные  отношения с малышом, проявить  заботу, доброжелательность и внимание  к каждому ребенку.

3. Принцип наглядности  – он занимает одно из ведущих  мест, где знания ребенка формируются  в результате восприятия. Показ  – это основа принципа. Например: посмотрите дети «Катя умывалась  – на полу нет ни одной капельки».

4.Систематичности и последовательности – это режимные моменты, которые всегда проходят в определенное время и занимают свою нишу в режиме дня.

5.Принцип доступности – через игрушки и игровое пространство, а также общение с ребенком через потешки.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

В своей работе использую также самые разнообразные методы:

1. Словесный. Это живое  общение с детьми.

Беседа – помочь понять содержание главного, на что должен обратить внимание ребенок.

2. Игровой. Один из способов  сделать процесс воспитания ребенка  приятным и полезным для самого  малыша. В игре ребенок познает  мир, изучает те явления, с которыми  ему приходится сталкиваться, готовиться взрослеть и общаться с людьми.

Игровой метод тесно связан со словесным это хорошо прослеживается в потешках.

3. Наглядный. Наглядный метод  – это наблюдения, рассматривание картин, показ.

Внимание ребенка вызывается привлекательными предметами.

4. Основной формой обучения  детей – это совместная деятельность, где определяется цель обучающего и воспитательного воздействия.

С Р Е Д С Т В А

1. Игрушка – в глазах  ребенка игрушкой становиться все: яркий автомобиль, воздушный шарик и листья дерева и даже веточки.

2. Картины – начиная  с иллюстраций в книжке, это маленькие красочные картинки. А также картины в увеличенном плане, ребенку все равно интересно. Он с удовольствием разглядывает. Даже старается рассказать, что видит.

3. Книги – красочное оформление вызывает интерес.

4. Посуда и одежда –  также является средствами обихода.

5. Планирование (перспективное) также помогает в работе. Из  месяца в месяц добавляю что-то  новое и останавливаюсь на том, что ребенок не усвоил.

Составляю конспекты обучения детей культурно-гигиеническим навыкам посредством песенок и потешек.

Р Е З У Л Ь Т А Т

Практика работы с детьми говорит о том, что работу по воспитанию навыков следует начинать с первого дня пребывания детей в группе. В первые дни, когда выводили детей на прогулку, показывали им, в какой последовательности надо было одеваться. Учили детей брать из шкафа только те вещи, которые необходимы. Учили их надевать носки и брюки. Порой бывает легче одеть ребенка, чем ждать, когда он сделает сам, но постепенно дети учились одеваться самостоятельно. Чтобы заинтересовать детей, выносили в раздевальную комнату какую-либо игрушку, которая помогала создавать определенный настрой. Дидактическая игра «Кукла Катя идет на прогулку» вносила оживления в сборах на прогулку.

Для малышей очень важна похвала в нужный момент.

Дети научились…

Дети знают…

Дети выполняют…

Собираясь на прогулку, обращая внимание детей на солнышко: оно заглядывает к нам в окошко, улыбается, ждет нас на улице, торопит одеваться. Иногда собираясь на прогулку, читаю короткие стишки, потешки. Например:

«Вот как Таню нарядили,

 В сани Таню усадили,

 Повезли Танюшку на снежную горушку».

Или: «Вот они сапожки,

 Этот с левой ножки,

 Этот с правой ножки…»

 

При возвращении с прогулки дети подходили к своему шкафчику и старались сами раздеваться.

Умывание тоже усвоили к концу учебного года. Научились закатывать рукавчики и правильно мыть руки, затем насухо вытирать полотенцем.

Освоили и культуру поведения за столом.

После еды все дети, вставая из-за стола говорили «спасибо», за исключением тех детей, которые часто болели в течении года.

Информация о работе Использование малых фольклорных форм при воспитании у детей культурно-гигиенических навыков