Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:51, доклад

Краткое описание

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, купание, прием пищи. Детская игра — сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры.

Вложенные файлы: 1 файл

Использование природного материала в.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками

Работа  психолога в детском саду - Коррекционно-развивающая работа психолога в детском саду


С. Ю. Кондратьева 
Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, купание, прием пищи. Детская игра — сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования. Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт.

Обучение игровым действиям  с природным и рукотворным  материалом не является изолированной задачей. Игры с природным материалом — водой, песком, шишками, каштанами, желудями и другими плодами — включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Игры проводятся на основе системных знаний, которые ребенок получает в процессе взаимодействия с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками. Эти знания могут выполнять разные функции в игровом опыте детей, но все они значимы для процесса социализации ребенка. Среди них выделяются информационная, эмоциогенная и регуляторная функции. 
В качестве основной выступает информационная функция, то есть взаимодействие с природными материалами позволяет ребенку получить информацию об их качествах и свойствах. Значение данной функции состоит в том, что ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Информативность объективно принадлежит знанию, то есть любое знание информативно. Однако в субъективном смысле для каждого отдельного ребенка понятие информативности неоднозначно. Это зависит от уровня сформированное у него тех или иных сенсорно-перцептивных функций, развития познавательных интересов, обусловливающих открытость к информации. 
Следующая по значимости — эмоциогенная функция Она проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональной реакции на него. В процессе обучения играм с природным материалом необходимо не просто передать ребенку информацию игрового характера, а представить ее в такой форме, с такой эмоциональной окрашенностью, чтобы ребенок быстрее и полнее усвоил ее. 
Регуляторная функция знаний тесно связана с информативной и эмоциогенной. Она как бы проецирует знания на конкретную деятельность Выбор деятельности или деятельностей в их взаимосвязи весьма значим для развития представлений детей об окружающем природном и предметном мире. 
Коррекционно-развивающая работа на основе деятельности детей с нарушениями речи, психического развития строится с учетом различных дидактических принципов. 
Принцип связи знаний и умений с жизнью считается одним из важнейших. Он предполагает формирование у дошкольников знаний, умений и навыков, которые близки их опыту и возможностям, обеспечивают адекватную ориентировку в окружающей действительности и могут быть использованы ими в собственной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, в быту). 
Принцип научности и доступности 
предполагает, что, несмотря на нарушение речи, на ограниченные возможности дошкольников с ЗПР в овладении научной картиной мира, все содержание их обучения должно отражать современные представления о социальной и природной картине мира в доступной детскому пониманию форме. Поэтому реализация принципа требует: 
• представлять действительность такой, какая она есть, то есть включать в программу занятий достоверные факты. явления: 
• показывать природные и социальные явления в развитии, во взаимосвязях, в существенных проявлениях, что соответствует требованиям диалектики познания. 
В процессе коррекционно-разви-вающей работы нужно учитывать принцип системности, систематичности и последовательности, который определяет логику содержания знаний, навыков и умений, последовательный переход от одних игр к другим, расширенным и усложненным. 
Систематичность и последовательность обеспечиваются частой и многократной повторяемостью игр при небольшом увеличении объема и незначительном усложнении содержания. 
Принцип развивающего и воспитывающего обучения. При построении работы необходимо опираться на утверждение Л. С. Выготского о том, что развивающим обучение может стать только тогда, когда оно построено с учетом уровня актуального развития ребенка, направлено в «зону ближайшего развития» и обеспечивает ее расширение. 
Поскольку современной наукой доказано, что наиболее благоприятной для реализации принципа воспитывающего и развивающего обучения является личностно-ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого, именно она становится одной из ведущих в системе коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории. 
При обучении детей играм с природным материалом учитывается принцип всесторонности и гармоничности развития детей. В содержание игр следует включать информацию о разных сторонах окружающей ребенка действительности, привлекать умения и навыки из других видов деятельности, которыми в соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями может овладеть ребенок. 
Процесс обучения воспитанников дошкольного учреждения играм с природным материалом организуется с учетом 
принципа активности и самостоятельности, который реализуется в методах и приемах обучения, в содержании обучения при направляющем воздействии взрослых участников образовательного процесса. Занятия строятся так, чтобы в ходе игры достичь максимальной активности детей, в значительной степени опираясь на их непроизвольное внимание, используя занимательные материалы, красочное и эмоциональное оформление занятий. 
Игры-занятия с природным материалом проводят разные специалисты: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели. Эти занятия являются обязательными для всех детей. Они четко планируются, для них отведено постоянное время в режиме дня. Содержание игр для воспитанников каждой группы и каждого ребенка в отдельности отбирается на основе данных психолого-педагогического обследования. Таким образом создается индивидуальная коррекционно-образовательная программа для каждого ребенка, которая учитывает особенности его возраста, протекания всех психических процессов, интересы, темп продвижения и расширения «зоны ближайшего развития», потенциальные возможности в игре. 
Освоение дошкольниками игрового опыта идет, как правило, двумя путями: под руководством педагогов и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка, которую в стихах весьма красноречиво передал Анатолий Титов: 
Я возьму ведро, совочек, 
Чтобы поиграть в песочек. 
Нет, один я не пойду, 
Маму тоже поведу. Необходимым условием успешности работы по обогащению игрового опыта детей является соблюдение в игре определенной последовательности: 
• проигрывание действий педагогом на глазах у детей; 
• совместное выполнение игровых действий педагогом и ребенком; 
• выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога; 
• по образцу предлагаемому взрослым; 
• по словесной инструкции; 
• сопровождение ребенком выполняемых действий речью. 
Основная цель проведения игр с песком — формирование у детей представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается. И здесь нам опять помогут стихи Анатолия Титова: 
Из песка, что собран в горку, Всего лучше строить норку, А не крепость: способ худший, Ежели песок сыпучий. Коль песчинки все влажны, То и формочки нужны, Им помогут и совочки Из песка лепить цветочки. Игры с песком используются в процессе занятий, целью которых являются математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию. Игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность детям на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка. Такие игры формируют у детей представления о непрерывности, величине и форме. Включение в игры с песком мелких игрушек, различного природного материала расширяет возможности математического развития детей, позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство. На поверхности песка дети изображают различные геометрические фип/ры, цифры. 
Игры с песком — это и основа для режиссерских игр с объемными игрушками. В этом случае песочница используется как плоскость для моделирования ситуации сказки. Для таких игр подбираются специальные игрушки, веточки становятся деревьями, шишки — кустами, из семен тыквы, ракушек выкладываются дорожки, реки. Выбор материала во многом зависит от воображения и фантазии педагога. 
Осуществляя пространственную ориентировку в воде (на ее поверхности, на дне емкости), дети осваивают пространственные представления. Для этого используются природный материал, игрушки, пластиковые фигуры, которые тонут и которые не тонут в воде. 
Формируя у детей количественные представления, педагог предлагает им бросить в воду камешки в определенном количестве, разложить их на дне емкости в ряд, в круг и т. п. 
Дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого. Кроме словесной инструкции, используются звуковые сигналы. Например, в воду нужно бросать или доставать из воды столько цифр, сколько звуков музыкального инструмента услышит ребенок. В процессе игр с водой развиваются и тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие цифры или заданное количество одноименных игрушек и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество игрушек. 
В процессе игр с песком и водой, различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире, развиваются речь, мышление, память, внимание, фантазия. 
В заключение хотелось бы сказать: играйте с детьми, играйте как мы, играйте лучше нас!

Источник: "Дошкольная педагогика", Январь , 2011г


Информация о работе Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками