Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:51, доклад
Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, купание, прием пищи. Детская игра — сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры.
Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками
Работа
психолога в детском саду - Кор |
С. Ю. Кондратьева
Игра заполняет все жизненное пространство
ребенка, и любое дело он превращает в
игру, будь то уборка игрушек, купание,
прием пищи. Детская игра — сама жизнь.
В своих играх ребенок чувствует
себя комфортно. Игра помогает выражать
свои чувства, так как в дошкольном возрасте,
особенно в младшем, дети испытывают нехватку
вербальных средств. С этой точки зрения
игрушки для ребенка — это слова, а сама
игра — это речь, рассказ. Основным мотивом
игры является не получение результата,
а сам процесс игры. Доказательством тому
служат излюбленные игры с водой и песком:
часами ребенок может переливать воду
и пересыпать песок. Эти игры явно приносят
внутренний покой и радость, они полны
свободой, независимостью, простором для
бесконечного экспериментирования. Игры
с песком и водой широко используют психологи
в работе с дошкольниками. Но те же песок
и воду можно использовать для формирования
и развития пространственно-количественных
представлений, счетных операций, развития
мелкой моторики, развития речи. В процессе
знакомства с различными природными материалами
и их свойствами осуществляется развитие
памяти, внимания, восприятия, мышления,
речи. Дети учатся сравнивать объекты
и явления, выделять признаки сходства
и различия, классифицировать объекты
по форме, цвету, величине. В процессе таких
игр расширяется сенсорный опыт дошкольников,
обогащается их жизненный опыт.
Обучение игровым действиям
с природным и рукотворным
материалом не является изолированной
задачей. Игры с природным материалом
— водой, песком, шишками, каштанами, желудями
и другими плодами — включаются в общий
комплекс коррекционно-развивающей работы
с детьми. Игры проводятся на основе системных
знаний, которые ребенок получает в процессе
взаимодействия с окружающим миром, со
взрослыми и сверстниками. Эти знания
могут выполнять разные функции в игровом
опыте детей, но все они значимы для процесса
социализации ребенка. Среди них выделяются
информационная, эмоциогенная и регуляторная
функции.
В качестве основной выступает информационная
функция, то есть взаимодействие с природными
материалами позволяет ребенку получить
информацию об их качествах и свойствах.
Значение данной функции состоит в том,
что ребенок учится ориентироваться в
окружающем мире. Информативность объективно
принадлежит знанию, то есть любое знание
информативно. Однако в субъективном смысле
для каждого отдельного ребенка понятие
информативности неоднозначно. Это зависит
от уровня сформированное у него тех или
иных сенсорно-перцептивных функций, развития
познавательных интересов, обусловливающих
открытость к информации.
Следующая по значимости — эмоциогенная
функция Она проявляется в интересе к
изучаемому объекту, эмоциональной реакции
на него. В процессе обучения играм с природным
материалом необходимо не просто передать
ребенку информацию игрового характера,
а представить ее в такой форме, с такой
эмоциональной окрашенностью, чтобы ребенок
быстрее и полнее усвоил ее.
Регуляторная функция знаний тесно связана
с информативной и эмоциогенной. Она как
бы проецирует знания на конкретную деятельность
Выбор деятельности или деятельностей
в их взаимосвязи весьма значим для развития
представлений детей об окружающем природном
и предметном мире.
Коррекционно-развивающая работа на основе
деятельности детей с нарушениями речи,
психического развития строится с учетом
различных дидактических принципов.
Принцип связи знаний и умений с жизнью
считается одним из важнейших. Он предполагает
формирование у дошкольников знаний, умений
и навыков, которые близки их опыту и возможностям,
обеспечивают адекватную ориентировку
в окружающей действительности и могут
быть использованы ими в собственной деятельности
(игровой, конструктивной, изобразительной,
в быту).
Принцип научности и доступности
предполагает, что, несмотря на нарушение
речи, на ограниченные возможности дошкольников
с ЗПР в овладении научной картиной мира,
все содержание их обучения должно отражать
современные представления о социальной
и природной картине мира в доступной
детскому пониманию форме. Поэтому реализация
принципа требует:
• представлять действительность такой,
какая она есть, то есть включать в программу
занятий достоверные факты. явления:
• показывать природные и социальные
явления в развитии, во взаимосвязях, в
существенных проявлениях, что соответствует
требованиям диалектики познания.
В процессе коррекционно-разви-вающей
работы нужно учитывать принцип системности,
систематичности и последовательности,
который определяет логику содержания
знаний, навыков и умений, последовательный
переход от одних игр к другим, расширенным
и усложненным.
Систематичность и последовательность
обеспечиваются частой и многократной
повторяемостью игр при небольшом увеличении
объема и незначительном усложнении содержания.
Принцип развивающего и воспитывающего
обучения. При построении работы необходимо
опираться на утверждение Л. С. Выготского
о том, что развивающим обучение может
стать только тогда, когда оно построено
с учетом уровня актуального развития
ребенка, направлено в «зону ближайшего
развития» и обеспечивает ее расширение.
Поскольку современной наукой доказано,
что наиболее благоприятной для реализации
принципа воспитывающего и развивающего
обучения является личностно-ориентированная
модель взаимодействия ребенка и взрослого,
именно она становится одной из ведущих
в системе коррекционно-развивающей работы
с детьми данной категории.
При обучении детей играм с природным
материалом учитывается принцип всесторонности
и гармоничности развития детей. В содержание
игр следует включать информацию о разных
сторонах окружающей ребенка действительности,
привлекать умения и навыки из других
видов деятельности, которыми в соответствии
со своими индивидуально-типологическими
особенностями может овладеть ребенок.
Процесс обучения воспитанников дошкольного
учреждения играм с природным материалом
организуется с учетом
принципа активности и самостоятельности,
который реализуется в методах и приемах
обучения, в содержании обучения при направляющем
воздействии взрослых участников образовательного
процесса. Занятия строятся так, чтобы
в ходе игры достичь максимальной активности
детей, в значительной степени опираясь
на их непроизвольное внимание, используя
занимательные материалы, красочное и
эмоциональное оформление занятий.
Игры-занятия с природным материалом проводят
разные специалисты: учителя-логопеды,
учителя-дефектологи, воспитатели. Эти
занятия являются обязательными для всех
детей. Они четко планируются, для них
отведено постоянное время в режиме дня.
Содержание игр для воспитанников каждой
группы и каждого ребенка в отдельности
отбирается на основе данных психолого-педагогического
обследования. Таким образом создается
индивидуальная коррекционно-образовательная
программа для каждого ребенка, которая
учитывает особенности его возраста, протекания
всех психических процессов, интересы,
темп продвижения и расширения «зоны ближайшего
развития», потенциальные возможности
в игре.
Освоение дошкольниками игрового опыта
идет, как правило, двумя путями: под руководством
педагогов и в ходе самостоятельной деятельности,
возникающей по инициативе ребенка, которую
в стихах весьма красноречиво передал
Анатолий Титов:
Я возьму ведро, совочек,
Чтобы поиграть в песочек.
Нет, один я не пойду,
Маму тоже поведу. Необходимым условием
успешности работы по обогащению игрового
опыта детей является соблюдение в игре
определенной последовательности:
• проигрывание действий педагогом на
глазах у детей;
• совместное выполнение игровых действий
педагогом и ребенком;
• выполнение игровых действий детьми
по подражанию действиям педагога;
• по образцу предлагаемому взрослым;
• по словесной инструкции;
• сопровождение ребенком выполняемых
действий речью.
Основная цель проведения игр с песком
— формирование у детей представлений
об особенностях сухого и мокрого песка,
об изменчивости его формы в зависимости
от формы емкости, в которую он насыпается.
И здесь нам опять помогут стихи Анатолия
Титова:
Из песка, что собран в горку, Всего лучше
строить норку, А не крепость: способ худший,
Ежели песок сыпучий. Коль песчинки все
влажны, То и формочки нужны, Им помогут
и совочки Из песка лепить цветочки. Игры
с песком используются в процессе занятий,
целью которых являются математическое
развитие, развитие речи, обучение конструированию.
Игры с пересыпанием песка из одной емкости
в другую с помощью вспомогательного предмета
или руками дают возможность детям на
собственном опыте установить свойства
и особенности сухого песка. Такие игры
формируют у детей представления о непрерывности,
величине и форме. Включение в игры с песком
мелких игрушек, различного природного
материала расширяет возможности математического
развития детей, позволяет им осваивать
как трехмерное, так и двухмерное пространство.
На поверхности песка дети изображают
различные геометрические фип/ры, цифры.
Игры с песком — это и основа для режиссерских
игр с объемными игрушками. В этом случае
песочница используется как плоскость
для моделирования ситуации сказки. Для
таких игр подбираются специальные игрушки,
веточки становятся деревьями, шишки —
кустами, из семен тыквы, ракушек выкладываются
дорожки, реки. Выбор материала во многом
зависит от воображения и фантазии педагога.
Осуществляя пространственную ориентировку
в воде (на ее поверхности, на дне емкости),
дети осваивают пространственные представления.
Для этого используются природный материал,
игрушки, пластиковые фигуры, которые
тонут и которые не тонут в воде.
Формируя у детей количественные представления,
педагог предлагает им бросить в воду
камешки в определенном количестве, разложить
их на дне емкости в ряд, в круг и т. п.
Дети учатся ориентироваться на словесную
инструкцию взрослого. Кроме словесной
инструкции, используются звуковые сигналы.
Например, в воду нужно бросать или доставать
из воды столько цифр, сколько звуков музыкального
инструмента услышит ребенок. В процессе
игр с водой развиваются и тактильные
ощущения детей. Они учатся с закрытыми
глазами находить на поверхности стола,
на краю ванночки соответствующие цифры
или заданное количество одноименных
игрушек и опускать их в воду, а также вылавливать
из воды нужное количество игрушек.
В процессе игр с песком и водой, различными
игрушками или натуральными предметами
у детей формируются представления об
окружающем природном мире, развиваются
речь, мышление, память, внимание, фантазия.
В заключение хотелось бы сказать: играйте
с детьми, играйте как мы, играйте лучше
нас!
Источник: "Дошкольная педагогика", Январь , 2011г
Информация о работе Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками