Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 04:24, доклад
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий являлась достаточно эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Изменения, происходящие в общественной жизни, требуют активного поиска новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, формированию навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи в разных сферах, в том числе в профессиональной деятельности.
Использование проектных технологий как фактор повышения качества среднего профессионального образования (СПО №3, 2012)
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий являлась достаточно эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Изменения, происходящие в общественной жизни, требуют активного поиска новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, формированию навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи в разных сферах, в том числе в профессиональной деятельности.
Модернизация образования предполагает необходимость проектирования образовательной траектории каждого студента, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных занятий. В ней проявляется индивидуальность студента: он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение его в деятельность, выбор собственной проблематики, создание собственного образа действия необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможностей и потребностей обучающегося. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности подростка с помощью активных действий. Студент, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная работа, но и умение сотрудничать и работать в команде, что является одной из ключевых компетенций. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт.
Метод проектов — это система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Что сможет обеспечить развитие самостоятельности обучающихся, их мышления, умений применять полученные знания на практике, научить их учиться. При этом преподаватель руководит самостоятельной работой студентов, и, таким образом, повышается их мотивация.
Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности студента, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность студента в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности обучающихся, повышения качества образовательного процесса.
Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность обучающихся, в результате выполнения которого ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс совместного творчества преподавателя и студента. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. это означает «искать», изобретать. Если студентов включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Практика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека. Важно помнить, что элементы творчества следует рассматривать не только как элементы, обучающие каким-то трудовым навыкам и знаниям, но и как формирующие мышление, эмоциональную деятельность.
Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества студентов, которая имеет глубокий педагогический смысл, так как расширяет умственный кругозор обучающегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Чем опытнее студент, тем сложнее его творческие замыслы, тем больше требований он предъявляет к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями.
Важнейшие условия формирования творческой активности обучающихся — содержание изучаемого материала, характер деятельности.
Развитие творческой активности у студентов обеспечивает накопление системы знаний, фонда умственных приемов, операций: операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнивание, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация); приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, тезисов и т.д.); общие способы учебной работы (умение работать с книгой, умение слушать, наблюдать, планировать, контролировать); перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач. Необходимо формировать интуитивные механизмы, эвристический потенциал.
Цели развития творческой активности обучающихся можно рассматривать с различных точек зрения:
Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий.
Развитие творческой активности студентов определяется рядом условий: педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории студента в процессе проектной деятельности; вариативностью содержания обучения, обеспечивающей индивидуальный характер развития обучающихся; организацией групповой работы; обучающихся, способствующей формированию опыта управления собственной учебной деятельностью.
Важную роль в образовании студентов играет исследовательская деятельность обучающегося — образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение студентами учебных исследовательских задач с заранее неизвестным итогом, направленных на создание представлений об объекте, под руководством специалиста.
Учебное исследование - образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики учебного исследования:
Исследовательская позиция педагога или студента - значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему потребностно искать и находить ранее им неизведанное.
Преподавательский проект исследовательской работы — проект, направленный на организацию образовательного процесса с обучающимися на основе применения учебного исследования. Главной целью этого проекта является достижение образовательного результата — развитие способностей анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию. С этой целью преподаватель анализирует склонности и способности обучающихся, возрастные особенности психического развития, предлагая те или иные темы работ, адаптирует методики, создает условия для проявления познавательной инициативы обучающихся.
Научно-исследовательская работа колледжа состоит в осуществлении студентами познавательного процесса, интегрировании результатов исследований в учебный процесс, что позволяет повысить уровень подготовки выпускников, активизирует методический поиск преподавателей, стимулирует развитие новых свежих идей и гипотез и обеспечивает высокую эффективность студенческих исследований в целом.
В Концепции модернизации содержания образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Компетентностный подход — один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе — это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных.