Использование различных форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих повышению качества знаний учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:14, доклад

Краткое описание

Тема нашего доклада «Использование различных форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих повышению качества знаний учащихся».
На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО - Copy.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Жюри распределяет баллы за решение и оппонирование каждого задания. Если никто из членов команд не знает решения, то его приводит учитель ил член жюри. В конце урока подводятся командные и индивидуальные итоги.

Урок с дидактической игрой.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решать на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действия и поведения учащихся в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке. Поэтому их разработка ведется с учетом цели урока и возможностей учащихся. В свою очередь, правилами игры создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить им способности, применить знания и умения для достижения целей игры.

Учитель, руководя игрой, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход, поддерживает интерес к ней.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который придает ей законченность. Он выступает прежде в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны. И при отсутствии основных из них она либо невозможна, либо теряет специфическую форму, превращаясь в выполнение указаний, упражнений и т. п.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Очень эффективны проводимые мною на уроках английского языка различного рода фонетические и лексические разминки, когда детям необходимо среди произносимых учителем слов различить и среагировать на определенные звуки либо лексические единицы. На уровне грамматики  в форме дидактической игры я предлагал учащимся (в основном старших классов) выбрать из нескольких предложений предложения, в которых используется Future Simple. Исходя из степени подготовленности того или иного класса можно провести данное упражнение либо на слух, либо, если учащиеся слабые, представить письменно. Такие упражнения полезно проводить на каждом уроке, так как это позволяет обобщить и закрепить новый лексический, грамматический материал, тренировать слухо-произносительные навыки учащихся. В данном виде работы, как показывает опыт, целесообразно задействовать все ярусы языка.

Дидактические игры становятся эффективных средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании. Этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию с использованием материалов соответствующих методических журналов и пособий.

Урок – деловая игра.

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

В рамках урока чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:

                  моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

                  поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

                  наличие конфликтных ситуаций;

                  обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

                  использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

                  контроль игрового времени;

                  элементы состязательности;

                  правила, системы оценок хода и результатов игры.

Методика разработки деловых игр включает в себя следующие этапы:

      обоснование требований к проведению игры;

      составление плана ее разработки;

      написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

      подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;

      Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

      разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

                  знакомство с реальной ситуацией;

                  построение ее имитационной модели;

                  постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

                  создание игровой проблемной ситуации;

                  вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

                  разрешение проблемы;

                  обсуждение и проверка полученных результатов;

                  коррекция;

                  реализация принятого решения;

                  анализ итогов работы;

                  оценка результатов работы.

 

Данный прием я также успешно использую на своих уроках. Свойства этого вида работы позволяют активно развивать речь учащихся, моделирование различных жизненных ситуаций, проведение дискуссий по определенной теме интересны учащимся. Например, на уроках в 10 классе мы с ребятами часто проводим беседы по самым различным темам, некоторые из них предлагают сами учащиеся. Учитывая интересующие детей проблемы, которые, на мой взгляд, непременно должны быть связаны с реалиями нашей жизни, касаться самых насущных вопросов, легче добиться атмосферы раскрепощенности. Учащиеся, которым тяжело дается предмет, чувствуя эту атмосферу, тоже пытаются участвовать в обсуждениях, в итоге преодолевая языковой барьер. Этот вид работы, я считаю, должен проводиться в старших классах (это 9, 10, 11 классы), хотя я пробовал элементы деловой игры внедрять и в среднем звене, и в младших классах.

 

Урок – ролевая игра.

Специфика ролевой игры, в отличие от деловой характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

Уроки ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;

2)   ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы игровой ситуации;

3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т. д.

Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа ролевой игры.

На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры. Организационные вопросы: распределение ролей, выбор жюри или экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями. Предваряющие: знакомство с темой, проблемой, ознакомление с инструкциями, заданиями, сбор материала, анализ материала, подготовка сообщения, изготовление наглядности, консультации.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы, дискуссия в группе, выявление позиций, принятие решения, подготовка сообщения. Межгрупповой сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.

Проведение ролевой игры, как и всякой другой, построенной на использовании имитации, связано с преодолением трудностей, заложенном в ее противоречивом характере. Противоречивость ролевой игры заключается в том, что в ней всегда должны иметь место и условность, и серьезность. Кроме того, она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими элементы импровизации. Если хотя бы один этих факторов отсутствует, игра не достигает цели.

Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе развития психолого-педагогической мысли, когда у учителя появилась возможность реализовывать весь свой творческий потенциал, тем самым создавая новые формы организации учебно-воспитательного процесса и совершенствуя уже существующие, необходимо использовать все возможности современных информационных технологий в целях создания положительной мотивации к учебе, повышения качества знаний учащихся, формирования всесторонне развитой личности. Постоянный поиск, применение на практике различных педагогических стратегий, разработка собственных концепций в обучении – все это должно способствовать повышению качества знаний в первую очередь учителя, затем учащихся и, наконец, развитию всей системы образования в целом.

Как уже было отмечено, в процессе организации обучения не следует ограничиваться традиционными формами обучения. Если поставить перед собой целью повышение качества знаний учащихся, необходимо четко понимать, что без учета реалий современности, без попыток заинтересовать учащихся, сделать их активными участниками учебного процесса, эта цель не может быть достигнута. Именно поэтому в ходе работы учителя одним из главных ее приоритетов должно стать внедрение нестандартных форм организации учебного процесса, что однако не должно полностью исключать использование традиционных форм.

 

 

 

 

 



Информация о работе Использование различных форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих повышению качества знаний учащихся