Использование современных образовательных технологий в начальной школе. Кооперативное обучение в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 01:12, доклад

Краткое описание

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Использование современных образовательных технологий в начальной школе. Кооперативное обучение в начальных классах..docx

— 6.86 Кб (Скачать файл)

        Использование современных образовательных технологий в начальной школе. Кооперативное обучение  в начальных классах.

 

    Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.  И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования. 
   Исходя из поставленных задач,  современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности. 
   Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, чего на данный момент требует от нас и ФГОС. Одним из таких технологий является  кооперативное обучение, цель которого не только вооружить учащихся системой знаний, но и научить общаться со сверстниками, с учителем, адекватно оценивать себя.

        Именно в первые годы обучения, благодаря психологическим особенностям, у детей младшего школьного возраста интенсивно формируются коммуникативные способности, умения сотрудничать в учебной деятельности  в разных микрогруппах. Все это приводит каждого ученика к активизации учебно-познавательной деятельности по усвоению программного материала в любой предметной области.

Ребенок,  придя в первый класс, попадает в мир знаний, в котором ему предстоит узнать много нового. С первых дней учителю надо  стремиться к тому, чтобы уроки приносили радость, были  содержательными, с разнообразными  видами работ, активизирующими самостоятельный поиск учебно-познавательного материала для оптимального усвоения каждым учеником в силу его способностей учебной программы. В образовательном процессе используют приемы кооперативного обучения, которые позволяют  учащимся быть  не только активными участниками процесса познания, но и добиваться высоких результатов.

Использование приемов технологии кооперативного обучения вызывает интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, постоянную потребность в сотрудничестве и активной познавательной деятельности в кооперации (микрогруппе).

Технология кооперативного обучения - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Технология кооперативного обучения располагает большим количеством структур,чаще всего это структуры: Файнда Самуана, Файнда зе Фиба, Рэлли Коуча, Раунд Робина .

В качестве подготовки учащихся к работе в кооперации на первом этапе обучают сотрудничеству в паре ( структура Рэлли Коуч). Главным, при организации парной формы  учебной деятельности, является взаимообучение и взаимоконтроль. Все дети в классе получают редкую (в традиционной системе) возможность говорить, обмениваться мнениями. А при взаимодействии в  кооперации ученики не могут уклониться от выполнения учебных заданий. Кооперативное обучение открывает для учеников возможности сотрудничества со своими сверстниками, позволяет реализовать природное стремление каждого человека для общения, способствует достижению учениками необходимых результатов усвоения знаний и формирования умений.

Кооперативную форму обучения вводят  поэтапно. На первом этапе приучают  детей к взаимодействию во фронтальной деятельности (структура Файнд Самуан)

На следующем этапе переходят к убеждению в важности кооперации людей для достижения ими наилучшего результата. Совместная групповая деятельность эффективна тогда, если её организовывать систематически и после каждой работы обязательно обговаривать успехи выполненной работы.

Перед началом работы в группах совместно учитель с учащимися разрабатывает правила, для того чтобы работа в группах была результативной:

  • внимательно слушать товарища;
  • не перебивать;
  • не смеяться над чужими ошибками;
  • правило «поднятой руки»;
  • относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие относились к тебе.

Организовывая работу, таким образом, добиваясь результативности не только в усвоении учениками программного материала, но, то что очень важно на этом этапе, умения применять учениками правила работы в кооперации.  Каждый из учащихся кооперации работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопроса и завершения работы над ним. Затем учащиеся обмениваются находками таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без нее задание не будет считаться выполненным.

Использование разнообразных приемов создания малых групп, различных вариантов организации групповой работы имеют ряд  преимуществ, которые влияют на результативность усвоения учащимися учебного материала . 

Кооперативное обучение – это своего рода синоним социальному обучению, т.к. система построена на работе учащихся в группах, которая активизирует социальные навыки во время процесса обучения. Сильная сторона применения данной системы обучения состоит в том, что в процессе работы группа развивается в организованную команду со своим индивидуальным характером. С помощью «различных приемов и групповых видов работ каждый ученик чувствует себя ответственным за учебный процесс в группе»

Учащиеся, при работе в кооперативных группах усваевают  правила: внимательно слушать товарища, не перебивать, не смеяться над чужими ошибками, правило «поднятой руки», относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие относились к тебе. При этом учащиеся научились действовать в соответствии с пониманием, что общий успех группы возможен лишь при условии высокой активности и эффективности деятельности каждого члена группы. При этом достигли высоких результатов в усвоении программного материала.

Вывод.Таким образом, я пришла к выводу, что методы кооперативного обучения дают результаты, которые превосходят успехи при обучении на основе соревновательности. Это можно объяснить следующим образом: кооперативное обучение мотивирует обучающихся  к проявлению активности и включению их в образовательный процесс, поскольку учащиеся, во-первых, мотивируются для больших усилий, если им известно, что их образовательный продукт будет детально анализироваться одноклассниками; во-вторых, школьники более глубоко изучают материал, если стоит задача оказания помощи своим товарищам - партнерам.

Источник : Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей.Минск: Белорусский Дом печати, 2004. — 288 с. — (Мастерская учителя).

Опалева К.

          


Информация о работе Использование современных образовательных технологий в начальной школе. Кооперативное обучение в начальных классах