Использование средств этнопедагогики в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:45, реферат

Краткое описание

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.
Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает
развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым
рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности.

Вложенные файлы: 1 файл

использование сказок на муз занятиях в ДОУ.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №5 «Сказка»

г. Озеры, Московской области.

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ»  НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.

Для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Обобщение опыта работы музыкального руководителя детского сада.

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Музыкальный руководитель

  МДОУ ЦРР - Д/С №5 «Сказка»

Герасимова  Валентина Викторовна

 

 

 

г. Озеры

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование технологии «Сказкотерапия» на музыкальных занятиях.

1 . Формулировка проблемы.

Музыка играет большую роль в  эстетическом воспитании дошкольника.

Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает  
развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым  
рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности.

   Но к сожалению, некоторые дети невнимательно слушают музыку, отвлекаются во время пения, не хотят заниматься, не испытывают интереса к музыкальным занятиям, речь некоторых детей недостаточна точна и выразительна; они не могут адекватно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве, затрудняются развивать сюжет при прослушивании музыкальных произведений. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей.

     Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.

   Необходима специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях, развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками.

Участники.

Дети, родители, педагоги.

Организация  работы проводится по трем направлениям:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми.
  • Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
  • Совместная работа педагогов ДОУ.

 

Цели. 
Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Задачи:

  • Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
  • Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательный интерес.
  • Развивать речь, обогащать  активный словарь.
  • Обогащать положительный эмоциональный опыт.

 

Предполагаемые  итоги реализации технологии.

  • Повышения внимания на музыкальных занятиях.
  • Повышение эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.
  • Обогащение  информации о себе, о природе, об окружающем мире, о социальных отношениях.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
  • Умение детей  вести себя в различных  ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
  • Позитивное  оптимистичное отношение к жизни.

 

2.  Изучение методической литературы. Систематизация теории.

 

Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов современных программ и методик.

В настоящее время разработаны  педагогические и психолого-педагогические технологии по сказкотерапии, в том числе:

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к  волшебству. Теория и практика сказкотерапии,

Капская А.Ю., Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей,

Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников и др.

 

Сказкотерапия эффективно используется для формирования благоприятных условий формирования креативных качеств личности.  
    Дети, которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.

  Активно  включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

Таким образом, сказки открывают  ребенку удивительный мир.

Виды сказок:

  • художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
  • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
  • сказки о животных, природе, растениях, явлениях;
  • бытовые сказки;
  • страшные сказки;
  • волшебные и фантастические сказки.

Классификация сказок, применяемых на занятиях.

  • Дидактические сказки, в форме учебного задания.
  • Медитативные сказки (для снятия психоэмоционального напряжения).
  • Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
  • Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

    По сложившейся в литературоведении традиции существует еще другое деление сказок. Это три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.

  • Сказки о животных.

Сказки о животных обычно невелики, но содержательны, составляют какой-либо один эпизод или приключение. Героями являются животные, которых  фантазия народа наделила разумом, даром  речи и поступками, сходными с человеческими. Сказки о животных являются духовным наследием народа, которое досталось от прошлых эпох. В этих сказках показаны черты животных, но условно подразумеваются черты человека.

Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках  животные чем – то похожи на человека, а чем – то нет. Здесь животные говорят на человеческом языке. Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Самые элементарные и в  тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.

Детские сказки о животных затрагивают социальные и этические  проблемы в доступной для детского восприятия трактовке.

  • Волшебные сказки.

В волшебных сказках  элементы фантастики преобладают над  реальным изображением жизни, в них  наряду с людьми участвуют чудесные помощники и волшебные предметы, происходят необычные события в  фантастической обстановке. Фантастические образы и события были обусловлены бытом, традицией, наукой, особенностями художественного мышления народа.

Волшебная сказка – это  художественное произведение с четко  выраженной идеей победы человека над  темными силами зла.

В них привлекательны развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро  побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми  героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.

Волшебные сказки объединяет волшебство: превращения.

  • Бытовые сказки.

Бытовые сказки – им характерен переход от волшебства к быту. Часто  в них реалистические элементы подаются в виде приключения. В группу бытовых  сказок можно включить сказки с реально-бытовым, авантюрным, сатирическим содержанием.

Детям дошкольного возраста наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются  в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок  идентифицирует себя преимущественно  с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами…

Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием  он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

В бытовых сказках говорится  об отношении социальных классов. Эти  сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит  ярко выраженного сверхъестественного  характера.

Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность.

Бытовые сказки имеют большое  воспитательное и познавательное значение. Ребята узнают об истории народа, его  быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию учащихся, так как они передают народную мудрость.

Особенности сказки.

  • Значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения.
  • Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью.
  • Схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.
  • Активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке; усвоить определенную терминологию.

Таким образом, сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.

         Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.

Психологические истоки привязанности детей к сказкам, удовлетворяющим определенные потребности детского возраста,  заключаются в том, что детям нужны сказки, так как они являются необходимой пищей для развития личности. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.

Многие психологи и  педагоги отмечают, с каким упорством  дети требуют повторения сказки с  теми же деталями и подробностями, без  изменения малейших мелочей, даже интонации  при рассказывании. Дети в отношении  сказок довольно долго остаются консервативными. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке. По мнению Б. Беттельхайма, это стереотипное поведение дает ребенку уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо.

Детское сознание наделяет игрушки, животных, различные предметы определенными человеческими характерами, основываясь на их "внешности" или "поведении" и проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей.

Ребенок легко входит в  непривычную для него сказочную  обстановку, мгновенно превращаясь  в Королевича или Белоснежку, и  вместе с тем так же свободно переключается  на прозаическую повседневность.

Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща еще одна потребность. Ребенок  хочет подражать окружающим его  сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В  сказке же все возможно.

Для педагогов же особо  значима проблема эстетического  воспитания детей на материале сказки.

Сказка, как образное отражение  мира требует от ребенка особых качеств  восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства  образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев.

Дети всегда открыты  сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой  всегда проявляет положительные  и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру.

        Существует  много методов и способов работы со сказкой для развития различных способностей ребенка.

        Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей.

      Изучая методическую литературу, я узнала, что, соответствуя буквальной расшифровке значения слова «Сказкотерапия» - лечение сказками,  этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. По мнению же И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским – клиническим психотерапевтическим методом нельзя, так как сказку используют не только врачи, но и психологи и педагоги. И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить свои профессиональные задачи.

Информация о работе Использование средств этнопедагогики в воспитательном процессе