Использования групповых технологий в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании эффективности разработанного плана занятий при групповой форме обучения, как одного из важнейших показателей учебной мотивации.
Задачи курсовой работы:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) провести экспериментальную работу;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 4
1.1. Феномен групповой работы 4
1.2. Групповые технологии как коллективная деятельность 9
1.3. Организация групповой формы работы в учебном процессе 13
ВЫВОДЫ ПО II РАЗДЕЛУ 17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗНАЧИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ 18
2.1. Проведение исследования 18
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 22
ВЫВОДЫ ПО II РАЗДЕЛУ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Польза учебного сотрудничества для воспитания терпимости, сдержанности и корректности по отношению к сверстникам особенно наглядно проявляется в формировании групп детей с разными темпами работы. В такой группе быстрый и непоседливый ученик назначается контролером за действиями своего медлительного товарища. Полезно бывает объединить вместе детей упрямых, привыкших настаивать на своем мнении. Именно столкновения между ними помогут детям увидеть свои недостатки, тренировать свою волю и сдержанность, а также приобрести необходимый опыт терпимости. Подобные конфликты можно превратить и в сильное средство воспитания. Так, некоторые ребята часто жалуются на плохой почерк своего соседа: «Ну и каракули, ничего непонятно!» Для таких детей толчком в исправлении почерка послужила беседа с учителем, которая объяснила ребятам, что писать красиво нужно для того, чтобы соседям по парте было легче работать с ними на уроках. Результат этого разговора превзошел все ожидания: впредь ребята старались следить за своим почерком и всегда писать красиво и аккуратно.

Наблюдения на уроках показали, что последовательное обучение сотрудничеству является важным и эффективным средством формирования у младших школьников учебной самостоятельности, инициативы, групповой солидарности, сплоченности, ответственности группы за каждого ребенка перед классом, что повышает эффективность урока в целом, а также усиливает его воспитательное воздействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы.

Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:

1. Предварительная подготовка учащихся  к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий  инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана  выполнения учебного задания  в группе, определение способов  его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного  задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка  работы группы и отдельных  учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль  за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову  учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы  групп и класса в целом.

 

Успех групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа, и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той 'верительной атмосферы, которая установилась в классе постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.
  2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984.
  3. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985.
  4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  5. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников – М.,1977
  6. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В кн: Избранные труды. М.,1995
  7. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности//Психологическая наука и образование, 1996
  8. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр “Эксперимент”, Рига, 1997.
  9. Каплунович И.Я.,Казанина С.М. К мотивации через особенности мышления// Биология в школе, 2004,№ 6
  10. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / Под ред. Н.И.Чуприковой М., -Воронеж, 1998
  11. Развитие субьекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под редакцией Е.Д.Божович. М.: ПЕР СЭ, 2005
  12. Н.Г. Малкова, Г.Б. Пичурина – О развитии доминантных подструктур мышления пространственного мышления учащихся в процессе обучения /Педагогическое обозрение, научно-методический и информационный журнал, 2005, № 4
  13. Абасов З.В. Форма обучения – групповая работа. М.: Просвещение, 1998. 340 с.
  14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 230 с.
  15. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. М.: Амфора, 1998. 222 с.
  16. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. Спб.: Педагогика, 2000. 201 с.
  17. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Наука, 1975. 78-104 с.
  18. Михайлов С.В. Полодова Т.Д. Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе. М. : Наука, 1981. 305 с.
  19. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2000. 290 с.
  20. Танцоров С.Г. Групповая работа в развивающем обучении. Рига : Эксперемент, 1997. 100 с.
  21. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993. 345 с.
  22. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 116 с.

 

 

 


Информация о работе Использования групповых технологий в процессе обучения