Исследование готовности к школе у детей с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:48, доклад

Краткое описание

Целью данного исследования являлось определение наиболее часто встречающихся проблем у дошкольников с перспективой разработки пакет методик ранней диагностики проблемных сфер. В фокусе внимания были сферы, связанные в основном с интеллектуальным аспектом готовности к школе и косвенно - с эмоциональным аспектом: мелкая моторика, речь, эмоциональная сфера, внимание, мышление, пространственная сфера. В ходе исследования было проведено обследование 84 детей с ЗПР, посещающих группы подготовки к школе детских садов САО. В качестве объекта исследования дети с ЗПР были выбраны как группа повышенного риска.

Вложенные файлы: 1 файл

Gotovnost_k_shkole.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

У детей с  ЗПР есть недостатки и в мыслительной деятельности. Это отчётливо проявляется  в тех трудностях, которые испытывают дети в процессе решения арифметических задач; в овладении навыками письма и чтения.

По сравнению  с нормальными детьми дети с ЗПР  характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. Если большинство обычных детей младшего школьного возраста продолжают находить на дошкольников - «почемучек» -они задают много вопросов относительно предметов и явлений окружающего мира, то дети с ЗПР в этом отношении значительно отличаются от нормальных.

У детей с  ЗПР нет готовности к решению  познавательных задач, так как нет  особой сосредоточенности и собранности. У большинства детей с ЗПР  не обнаруживается готовность к интеллектуальному усилию. Очень отчетливо видна несформированность ориентировочного этапа мыслительной деятельности у детей с ЗПР, это проявляется при решении наглядно-практических задач типа головоломок.

Важным условием успешного решения интеллектуальных задач является овладение основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагирование. 
Анализ объектов у детей с ЗГТР отличается меньшей полнотой и недостаточной точностью. В результате этого дети с ЗПР выделяют почти в два раза меньше предметов из окружающей действительности, чем нормальные дети такого же возраста.

На первых годах  обучения ребенка в школе очень  важную роль играет его непроизвольная память, т.к. на основе преимущественного  использования непроизвольного запоминания можно достигнуть высоких результатов. Дети с ЗПР овладевают учебным материалом на основе непроизвольной памяти с гораздо меньшим успехом, чем нормальные дети. Учитель должен помнить о недостаточной продуктивности непроизвольной памяти и активизировать познавательную деятельность школьников с ЗПР. Такая активизация может достигаться различными путями, в том числе: посредством усиления мотивации: путем сосредоточения внимания учащихся на задании.

С возрастом  все большую роль в процессе учения начинает играть произвольная память, которая становится целенаправленной и сознательно регулирует деятельностью по запечатлению, сохранению и воспроизведению необходимой информации. Продуктивность произвольной памяти зависит от активности ребёнка при воспроизведении. Внутреннее напряжение, усилие, стремление припомнить отчётливо проявляются у нормальных детей. Совершенно иначе ведут себя дети с ЗПР Свойственные им особенности: импульсивность, расторможенность, повышенная двигательная активность, медлительность, вялость. 
Готовность к школьному обучению включает в себя определённый уровень речевого развития: правильное звукопроизношение; способность опознавать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный для полноценного общения с окружающими уровень сформированности словаря и грамматического строя. 
Устная речь детей с ЗПР содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя.

Для многих из них  характерны:

• недостаточность  звукопроизношения свистящих и  шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука [ р ] (ротацизм), которое обусловлено вялостью артикуляции;

• недостаточная  сформированность фонетического слуха  и фонетического восприятия;

• недостаточность  межанализаторного взаимодействия, т.е. дети с трудом образуют слуходвигательное, зрительно-двигательные, слухозрительные связи;

• недостаточность  словарного запаса, он представлен  прилагательными, наречиями, причастиями  и деепричастиями;

• нарушение  логического построения связанных  высказываний. В письменной речи дети с ЗПР делает специфические ошибки, которые можно подразделить на группы, учитывая причины их возникновения:

• отражающие несформированность фонематического слуха;

• связанные  с недоразвитием звукового анализа;

• вызванные  недостаточным развитием лексико-граммотической стороны речи.

 

Известно, что  дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной  и тактичной помощи учителя, при  этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Развить в нем веру в свои силы и возможности.

Специалисты отмечают клиническое разнообразие ЗПР и  её прогностическую неоднородность. При этом подчеркивается, что стойкость  ЗПР различна в зависимости от того лежит ли в её основе эмоциональная  не -зрелость, низкий психический тонус, либо нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Располагая определенными научными сведениями о клинических особенностях 
детей с ЗПР, исследователи выделяют ряд вариаций этого состояния (Т.А. Власова, К. С. Лебединская, М.Н. Певзнер).

Психологический инфантилизм (эмоционально незрелые дети) длительно текущие астенические состояния представляют собой наиболее легкие формы. Дети с ЗПР этих форм могут иметь первичное нарушение прежде всего темпа формирования эмоционально-волевой регуляции, а на этой основе малую работоспособность, быструю истощаемость. Эти особенности психики не могут не влиять негативным образом на обучаемость детей. 
ЗПР, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций (эти дети имеют дефектную первооснову для развития и интеллектуальной, и эмоционально-волевой сферы). По сути своей эта форма нередко выражает состояние, соотносимое с дебильностью. Обучаемость этих детей, безусловно, в значительной степени снижена.

На основе этого  К.С.Лебединской была предложена классификация  ЗПР. Основные клинические типы её дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:

• конституционного происхождения;

• соматогенного  происхождения;

• психогенного происхождения;

• церебрастенического  происхождения.

 

I. Задержка  психического развития конституционного  происхождения.

При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов. Дети такого варианта не могут обучаться наравне со своими сверстниками в общеобразовательных школах, им требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми.

 

II. Задержка  психического развития соматогенного  происхождения. 

Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: 
• хроническими инфекциями;

• аллергическими состояниями;

• врождёнными  и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердце);

• детскими неврозами;

• астенией.

 

Всё это может  привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценностью, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребёнок. Такие дети - «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребёнка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц, и это всё влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребёнку мысль о его абсолютной безнадёжности и ставить его в соответствующие условия. Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от их состояния здоровья.

 

III. Задержка  психического развития психогенного  происхождения связана с неблагоприятными  условиями воспитания, препятствующими  правильному формированию личности  ребёнка.

Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребёнка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушения сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.

 

IV. Задержка психического развития церебрастенического происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.

Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологий беременности (тяжёлые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.

Церебрально - оргническая  недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально-волевого незрелость и  определяя характер нарушений познавательной деятельности. 
Обучение этих детей в массовой школе представляется весьма затруднительным, отнести их к группе ЗПР спорно, иногда их оценивают как «группу риска». В то же время незнание нейрофизиологических механизмов, обусловливающих трудности в обучении этих детей.


Информация о работе Исследование готовности к школе у детей с ЗПР