Исследование профессионально-важных качеств воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение профессионально-важных качеств воспитателя детского общеобразовательного учреждения.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) Проанализировать состояние разработанности проблемы профессионального и личностного развития в работах отечественных и зарубежных исследователей.

2) Описать структуру профессионально-важных качеств воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения.

3) Исследовать профессионально-важных качеств воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений.

4) Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию профессионально-важных качеств воспитателей детского сада.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Педагогический профессионализм связан еще с понятием мастерства педагогического общения. Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее, в литературе и практике все больше и используется сравнительно "молодое" словосочетание: педагогическое общение. Проф. А.А. Леонтьев определяет его так: "Педагогическое общение -- это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива". [13,97].

Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью. Наряду с этими свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью поведения, способностью предвидеть реакцию учащихся при изменении педагогической ситуации, готовность к перестройке способов воздействия, способностью к сотрудничеству с учащимися.

Важным компонентом большой группы профессионально-значимых качеств педагога является коммуникативность - качество необходимое для усиленного выполнения любой педагогической деятельности.[23,45].

Таким образом, особенности профессионального мышления воспитателей дошкольных образовательных учреждений, проявляющиеся в умении самостоятельно ставить и решать педагогические задачи определенного уровня (стратегического, тактического или оперативного) можно рассматривать как продуктивный показатель профессиональной компетентности.

Чем более выражена у воспитателя направленность на постановку для последующего решения педагогических задач стратегического порядка, тем нагляднее проявляется в конкретных условиях профессионально-педагогического взаимодействия с детьми опосредованность разрешения оперативных задач, возникающих ситуативно, общей направленностью стратегических, надситуативных задач.

Направленность на постановку и решение стратегических задач представляет собой ориентацию на целенаправленное формирование развивающей образовательной среды в условиях ДОУ. Воспитатель, пытающийся превращать любую ситуацию, возникающую в ходе профессиональной деятельности, в пространство для развития ребенка, оказывается способным поставить для решения и конкретные задачи, совокупность которых определяет его реальную деятельность сейчас и в ближайшей перспективе, т.е. тактику своей педагогической деятельности.

Установленная зависимость между уровнем профессиональной компетентности и проявляющейся в реальной деятельности способности воспитателя ставить и решать педагогические задачи разного уровня обобщенности, требующие для своего решения разного уровня профессионального мышления, дает основания для введения в качестве критерия дифференциации в условиях ИПК особенности профессионального мышления воспитателей ДОУ.

Реализация в условиях дополнительного профессионального образования принципа дифференциации, одним из критериев которой выступает профессиональное мышление, проявляющееся в обеспечении саморазвития личности воспитателя, открывает новые возможности в актуализации резервов личности по самопостижению и самореализации себя как субъекта собственной профессионально-педагогической деятельности.

Перспективной задачей дополнительного профессионального образования является содействие развитию профессионального мышления воспитателей ДОУ, позволяющего им быть готовыми к "ценностному самоопределению" при постановке целей и выборе адекватных им средств воспитания.


Глава 2. Исследование профессионально-важных качеств воспитателя детского общеобразовательного учреждения

2.1 Характеристика объекта и методик исследования

Для того чтобы воспитатель мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом в глазах своих воспитанников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным (параграф 1.2)). Следует полагать, что в зависимости от того, кто оценивает профессионально-личностные значимые свойства (качества) педагога, они будут по-разному представлены.

Для проведения исследования нами была подобрана группа испытуемых - дети МДОУ «Аистенок» Ермаковского района, Красноярского края, п. Танзыбей.

Всего выборку составили 15 детей.

Для выявления профессионально-личностных качеств педагога, которые являются самыми значимыми для детей, мы выбрали следующие методы.

1. Метод сочинения (приложение 1).

Детям предлагалось написать сочинение на одну из тем: "Мой любимый воспитатель", "Каким я представляю настоящего воспитателя ", "Какие черты характера я хотел (а) бы перенять у своего воспитателя ".

2. Методика "Продолжи предложение" (приложение 2).

Были даны предложения типа: "Я люблю своего воспитателя, потому что он…"

Предлагались качества педагога-воспитателя, которые необходимо было расположить по степени важности.

2.2 Результаты исследования и их интерпретация

Рассмотрим полученные результаты исследования. Начнем с вопроса о том, какие качества воспитателя считают наиболее важными старшие дошкольники. Проанализировав сочинение, можно сделать вывод о том, что дети подчеркивают в своих воспитателях "доброту", "вежливость", "ум", "красоту", "любовь к детям". И как нежелательные качества педагога "злость", "крики". Многие дети пишут, что им нравится их воспитатель, и они не хотели бы себе другого. В сочинениях дети писали как, по их мнению, не должен поступать воспитатель: "кричать на детей", "говорить одно, а делать другое", "делить ребят на любимчиков и не любимчиков", "обещать и не выполнять" и т.п. воспитатель не должен допускать "неряшливости во внешности", "скуки на занятиях ". В основном сочинения сводились к описанию личностных качеств воспитателя.

Используя методику "Продолжи предложение" мы получили следующие результаты. Предложение "Я люблю своего воспитателя, потому что он…" имеет следующие варианты дополнения: "добрый", "справедливый", "отзывчивый", "много знает", "красивый", "интересно ведет уроки". Такое качество как "доброта" указали 8 человек из 15. Второе предложение "воспитатель - это …" имело следующие продолжения: "хороший человек", "дорогой мне человек", "друг", "человек, который учит", "человек, который учит и любит детей", "человек, который терпеливо учит детей".

Можно сделать вывод, что воспитатель является референтным для ребенка. И давая определение воспитателю, они указывают на такие его качества как доброта, любовь к детям и терпение.

Предложение "Я хотел (а) бы, чтобы воспитатель был…" имело следующие продолжения: "добрым", "обычным", "красивым", "помягче", "справедливым", "терпеливым", "аккуратным", "такой, какой он есть".

Предложение "Я слушаюсь воспитателя, потому что он …" имело следующие варианты продолжения: "говорит мне слушаться", "добрый", "справедливый", "старший", "наш воспитатель", "старше и умнее", `учит меня".

Предложение "Мне не нравится в воспитателе…" было дополнено следующими вариантами: `что он ругается", "злость", "строгость", "что у него иногда выходит терпение".

Из этих вариантов видно, что такое качество как терпение необходимо воспитателю.

Предложение "Мне нравится, когда воспитатель…" имело следующее предложения: "добрый", "терпеливый", "говорит", "объясняет", "интересно ведет уроки", "красивый", И не нравится, когда воспитатель: "расстроен", "злится", "ругается", "кричит", "повышает голос", "не спрашивает меня".

Проанализировав ответы детей, полученные методами сочинения и "Продолжи предложение", а также учитывая результаты метода ранжирования, можно сделать следующий вывод и оформить его в виде таблицы:

Показатели

% ответов

Доброжелательный

95

Терпеливый

83

Любит детей

64

Справедливый

51

Отзывчивый

57

Интересно ведет занятия

36

Хорошо объясняет занятия

21

Много знает

10

Требовательный

7

Аккуратный

3

 

        Таким образом, из таблицы видно, что наиболее значимым для старшего дошкольника является личностный компонент педагогического авторитета. Это такие качества как доброта, терпеливость, любовь к детям, справедливость. Авторитет воспитателя строится на том, каков он во взаимоотношениях с ребенком. Это можно объяснить тем, что старшие дошкольники ценят в воспитателе, прежде всего, понятные им человеческие качества, а в оценке профессиональных свойств затрудняются. Это связано также с психологией старшего дошкольника. Для них их воспитатель самый лучший. До поступления в детский сад самыми близкими дорогими людьми для ребенка являются его родные. В детском саду ребенок попадает в совершено другую обстановку, с иными требованиями и обязанностями. Воспитатель становится для ребенка основной фигурой в детском саду. Он ему доверяет во всём. Воспитатель становится для ребенка близким человеком, если тот добрый, терпеливый, отзывчивый. И он предъявляет к нему такие же требования, какие он предъявляет к своим близким. Мы думаем, что именно поэтому на первом месте у старших дошкольников стоит личностный компонент педагогического авторитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Представленная работа посвящена изучению профессионально- важных качеств воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

В ходе исследования мы выяснили, что авторитет учителя-воспитателя это важнейшее средство воспитательного воздействия. Авторитет педагога - особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет учителя-воспитателя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т.п. Истинный авторитет - это такое отношение детей к педагогу, которое побуждает их быть все время младшими товарищами педагога.

Целью данной курсовой работы было выявление компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета и определение их значения для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования было выявлено два основных компонента педагогического авторитета: личностный (любовь к детям, любовь к профессии, терпение, доброта, справедливость, ит.п.) и профессиональный (педагогические знания, педагогический такт, стиль взаимодействия и т.п.).И эти компоненты по-разному воспринимаются детьми разного возраста. Дети младших групп больше обращают внимание на внешний вид учителя, его доброту, терпеливость, вежливость, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приемам и знаниям педагогов. Также в ходе исследования был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было констатация положения о значении компонентов педагогического авторитета в настоящее время, а также проверка выдвинутой гипотезы. По результатам можно сделать вывод. Компоненты педагогического авторитета имеют неодинаковое значение для различных субъектов учебно-воспитательного процесса в зависимости от возраста и педагогического опыта. Для авторитетного педагога обязательны  компоненты педагогического авторитета. Но просто механического их сложения недостаточно. Они должны быть освещены индивидуальным творчеством педагога.

Информация о работе Исследование профессионально-важных качеств воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения