Исследование слуха у детей старше пяти лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 21:11, доклад

Краткое описание

Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. По данным различных исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.

Содержание

1. Введение
2. Современные методы исследования слуха у детей
3. Роль социального окружения в процессе формирования произношения неслышащего ребенка
4. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕНА РАЗ.docx

— 38.88 Кб (Скачать файл)

     Начиная с 2-3-летнего возраста исследование слуха можно проводить при помощи шепотной и разговорной речи, т.к. в этом возрасте ребенок способен реагировать на речевые сигналы, произнесенные шепотом, так же как и взрослый человек, - с расстояния 6 метров. Выбор методики обследования зависит от того, владеет ли ребенок речью: названные экспериментатором слова либо повторяются, либо показываются их иллюстративные изображения.

     Субъективным  методом обследования состояния  слуха является камертональный метод. Камертональное исследование дает возможность провести предположительную «качественную» и «количественную» характеристику состояния слуховой функции. С помощью камертонов определяется восприятие звуков по воздуху и по кости. Данные, полученные по воздушной и костной звукопроводимости, сравнивают, после чего делаются выводы о качественном состоянии слуховой функции. Количественная оценка результатов исследования слуха камертонами сводится к определению времени (в секундах), в течение которого раздраженный камертон воспринимается обследуемым через воздух и через кость.

     Часто у детей при нормальных порогах  слуха и нормальном интеллекте отмечаются нарушения различения звонких и глухих согласных, восприятия последовательности неречевых и речевых звуков, запоминания звуковых последовательностей, автоматизированных рядов слов (счет от 1 до 10, времена года, месяцы и т.д.), избирательная недостаточность понимания устной речи (особенно на фоне окружающих помех и быстром темпе речи). Это является признаком центральных слуховых расстройств, при которых не обеспечивается анализ, синтез и дифференцировка речевых сигналов. Для диагностики центральных расстройств слуха у детей И.В. Королева приводит следующие комплексные тесты:

     - дихотические тесты (одновременное предъявление на правое и левое ухо 2-х разных речевых сигналов: слогов, цифр, слов различной структуры, предложений). Тесты направлены на выявление патологии корковых отделов и межполушарного взаимодействия. В клинической практике используются около 10 модификаций этих тестов, которые позволяют выявить патологию ствола мозга, корковых отделов слуховой системы, мозолистого тела (через него осуществляется межполушарное взаимодействие), определить сторону поражения (правое - левое полушарие мозга), а также оценить степень созревания центральных слуховых структур;

     - тесты для оценки восприятия временной структуры сигналов (определение порядка следования тонов разной частоты и разной длительности). Эти тесты чувствительны к нарушениям на уровне коркового отдела слуховой системы, мозолистого тела, выявляют степень зрелости слуховых путей;

     - монауральные тесты (предъявление сигналов в одно ухо). Пробы на предъявление искаженной речи, сжатой по времени, чувствительны к подкорковым и корковым нарушениям; - тесты, оценивающие бинауральное взаимодействие. В отличие от дихотических тестов в этих тестах сигналы предъявляются в правое и левое ухо не одновременно, а последовательно или с частичным наложением (эффект ресинтеза). Эти тесты позволяют выявлять расстройства слуха на уровне ствола мозга;

     - электрофизиологические методы (регистрация различных видов слуховых вызванных потенциалов). Анализ различных слуховых вызванных потенциалов дает возможность определить уровень поражения слуховой системы.

Роль  социального окружения  в процессе формирования произношения неслышащего  ребёнка

 

    Дефект  глухоты и тугоухости в обществе - проблема социальная. Л.С. Выготский  назвал дефект - "социальным вывихом". Это основная причина детской дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда повреждённый член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребёнка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган. В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребёнок не были дефективными. Человечество сможет победить слепоту, и глухоту, и слабоумие в социальном и педагогическом плане прежде, чем в плане медицинском и биологическом. Слепой останется слепым, глухой - глухим, но они перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное.  Социальное воспитание победит дефективность. Тогда о слепом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он слепой и о глухом - глухой и ничего больше".

      В настоящее время в проектировании  социальной политики разных стран,  независимо от их государственного  устройства, выделяются две тенденции  по отношению к этой категории  населения. Приверженцы первой  тенденции считают, что общество  должно практически принимать  проблемы глухих и слабослышащих  и создавать им комфортные  условия в среде слышащих.

    Вторая  тенденция предлагает рассматривать  лиц с нарушениями слуха как  особую социальную группу, имеющую  свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений  и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных  частей общества, существующую с ним  в единой социокультурной среде. Принимая ту или другую тенденцию  формирования социальной политики по отношению к лицам с нарушениями  слуха, государство и общество по-разному  конструируют организационные формы  их обучения и социализации.

    В частности, в нашей стране глухие и слабослышащие на протяжении многих лет рассматриваются как страта, автономная социальная группа, имеющая  свои особые социокультурные отличия  и требующая особых условий организации  жизнедеятельности. Большинство детей  с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых специализированных образовательных учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты). В этих учреждениях в качестве обязательного средства обучения применяются пальцевая азбука (дактилология), а в последние годы - жестовая речь. Такой подход к воспитанию и обучению глухих и слабослышащих детей имеет крайне негативные последствия. Семья фактически отстранена от процесса воспитания. Дети в течение 14-16 лет находятся вне дома, бывая в родной семье лишь кратковременно в выходные дни или каникулы. Соответствующим образом формируется и психология человека с нарушениями слуха (рентные установки, иждивенческая позиция).

    Оторванный  от семьи как от основного источника  развития и социализации, от окружающего  мира, от общения с обществом слышащих, ребёнок вырастает отчуждённым  приверженцем замкнутого мира глухих, где царят свои, понятные ему с  детства законы, где существует ставший  родным особый язык общения, где определены правила поведения и образ  жизни. Неудивительно, что впоследствии выпускники школ-интернатов строят собственные  семьи, выбирая партнёров по браку  из того же социума, стараются держаться  вместе с бывшими одноклассниками, зачастую строят сообщества по типу кланов, пополняя криминальные структуры.

    В России используются различные подходы  к реабилитации глухих и слабослышащих. Это билингвистическая система, обучение на основе словесной речи, верботональная система, которые способствуют решению проблемы социальной интеграции в общество лиц с нарушениями  слуха.

    Мир, окружающий ребёнка, не даёт ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своим разнообразием. Растущий человек  всегда готов к познанию, ему хочется  понять всё, что его окружает. И  вот тут-то на его пути возникает  препятствие. Ведь основной источник получения  информации об окружающем мире у глухого  ребёнка оказывается повреждённым.

    В связи с тем, что глухой ребёнок  овладевает речью не так, как слышащий, он нуждается в специальной системе  обучения и воспитания. В детском саду с детьми проводится специальная  коррекционная работа по  развитию у них слуховой функции и устной речи. В результате этой работы глухие дети овладевают речью. При этом закономерности её становления у неслышащих детей  при условии раннего начала целенаправленных занятий те же, что и у детей с сохранным слухом. Формирование речи неслышащего ребёнка осуществляется в ходе повседневного общения и на специальных занятиях. Развитие речи глухого ребёнка не должно решаться в отрыве от общих задач развития личности. Важнейшую роль в воспитании глухого ребёнка играет его ознакомление с окружающим миром в процессе деятельности. Социальный опыт приобретается в деятельности. Многообразная деятельность детей, которая осуществляется во время подъёма, медицинского осмотра, гигиенических процедур, обеда, игры, подготовки ко сну, прогулки, может быть целенаправленно использована для ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира, а также и для развития речи. Большое внимание заслуживает также нравственное воспитание глухих дошкольников. Дружественная атмосфера, совместная радостная деятельность и взаимопомощь являются основой социальной адаптации глухих детей. Правильно организованная коррекционная работа в дошкольном возрасте будет способствовать всестороннему развитию глухого ребёнка.

      В нашей стране вся организация  жизнедеятельности человека практически  не ориентирована на равноправие  слышащего и глухого, видящего и  слепого, мобильно и обездвиженного, имеющего ограниченные двигательные возможности  человека. Господствует тенденция к  социальной и психологической изоляции людей с ограниченными возможностями.

      В последнее время все активнее рассматривается вопрос о равноправной совместной деятельности инвалида с  прочими членами общества, но такие  попытки пока слабо подкреплены  материально-технически, концептуально  и юридически. При этом значительная часть общества, как и прежде, не готова принять равного человека с сенсорными или двигательными  недостатками, а сами эти люди психологически не готовы к интеграции в социум. Существуют социально-психологические стереотипы восприятия незрячего, неслышащего или ограничено подвижного человека его социальным окружением.

      План  программы интеграции детей-инвалидов  в систему ДОУ создаст условия  для передачи обществом социального  опыта с учетом особенностей и  потребностей различных категорий  детей-инвалидов при активном их участии и обеспечении адекватных для этого условий, в результате которого происходит включение детей  во все социальные структуры, предназначенные  для здоровых детей, подготавливая  их к совместному школьному обучению, раскрытию каждого как личности.

      «План-программа» позволит избежать «стихийной» интеграции. Она может использоваться дошкольными  учреждениями для детей с различными отклонениями в развитии, т.к. дает право  на равные возможности образования  для всех, провозглашенное Конвенцией о правах ребенка (1989г.).

      Мероприятия проекта создадут базу для интеграции вновь прибывших детей; будут  определены «механизмы» работы с  организациями здравоохранения  и образования; апробированы методы работы с родителями как больных, так и здоровых детей.

      Планируется привлечение средств меценатов, общественных фондов и родителей, которые  непосредственно будут участвовать  в процессе интеграции.

      Различные формы интеграции детей-инвалидов  направлены, прежде всего, на нормализацию жизни каждого ребенка, включение  его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие. Высокий уровень развития ребенка  обеспечит хорошую подготовку к  школе и станет основой для  дальнейшего обучения в массовой школе.

      Обучение в специальном учреждении надолго отрывает ребенка от семьи, родственников, слышащих сверстников. Кроме того, ребенок в течение всей недели или значительно более продолжительного времени вынужден постоянно находиться среди детей, плохо слышащих и потому плохо говорящих.

      Проблема  слуха не только важнейшая медицинская, но и социальная проблема. Человек, лишенный слуха, - это человек, ограниченный информацией о внешнем мире, он имеет возможность общаться с  очень узким кругом.

      Овладение детьми естественным языком и умение общаться с его помощью является принципиальным. Ибо развитие личности, т.е. становление культуры в человеке, происходит благодаря речевой коммуникации. Для интеграции детей нужно формировать  у глухого ребенка навыки речевого общения.

      Годы  перестройки и экономической  реформы, безработица заставили  по-новому взглянуть на положение  инвалидов по слуху в нашем  обществе. Закономерным этапом коррекционной помощи детям с нарушенным слухом явилось интегрированное воспитание и обучение.

       Работу по интеграции детей  с нарушенным слухом необходимо  начинать в дошкольный период. Целесообразно создавать различные  модели интеграции, которые будут  эффективны для неслышащих детей,  имеющих разный уровень психофизического  и слухоречевого развития.

      Полная  или комбинированная интеграция, при которой ребенок с нарушенным слухом постоянно воспитывается  и обучается в коллективе нормально  слышащих детей, может быть эффективна лишь для части позднооглохших, слабослышащих  и глухих детей. Эти дошкольники  и школьники должны владеть развернутой  фразовой речью, внятно говорить и хорошо понимать обращенную к ним речь. Они должны быть психологически готовы к такой форме обучения. Все  интегрированные дети нуждаются  в систематической помощи и в  психологической поддержке.

      Для того, чтобы интегрированное обучение целенаправленно расширялось и  было эффективно необходима специальная  подготовка как педагогов массовых дошкольных и школьных учреждений, так и учителей-дефектологов, а  также проработка правовых вопросов интеграции.

Заключение.

 

    Преодоление существующей проблемы глухоты в принципе возможно. Как писал Л.С. Выготский: "Проблема глухоты в обществе - проблема социальная". Глухота будет побеждена через социальное воспитание. Тогда о глухом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он глухой и ничего больше.

Информация о работе Исследование слуха у детей старше пяти лет