Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 21:11, доклад
Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. По данным различных исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.
1. Введение
2. Современные методы исследования слуха у детей
3. Роль социального окружения в процессе формирования произношения неслышащего ребенка
4. Заключение
Начиная с 2-3-летнего возраста исследование слуха можно проводить при помощи шепотной и разговорной речи, т.к. в этом возрасте ребенок способен реагировать на речевые сигналы, произнесенные шепотом, так же как и взрослый человек, - с расстояния 6 метров. Выбор методики обследования зависит от того, владеет ли ребенок речью: названные экспериментатором слова либо повторяются, либо показываются их иллюстративные изображения.
Субъективным методом обследования состояния слуха является камертональный метод. Камертональное исследование дает возможность провести предположительную «качественную» и «количественную» характеристику состояния слуховой функции. С помощью камертонов определяется восприятие звуков по воздуху и по кости. Данные, полученные по воздушной и костной звукопроводимости, сравнивают, после чего делаются выводы о качественном состоянии слуховой функции. Количественная оценка результатов исследования слуха камертонами сводится к определению времени (в секундах), в течение которого раздраженный камертон воспринимается обследуемым через воздух и через кость.
Часто у детей при нормальных порогах слуха и нормальном интеллекте отмечаются нарушения различения звонких и глухих согласных, восприятия последовательности неречевых и речевых звуков, запоминания звуковых последовательностей, автоматизированных рядов слов (счет от 1 до 10, времена года, месяцы и т.д.), избирательная недостаточность понимания устной речи (особенно на фоне окружающих помех и быстром темпе речи). Это является признаком центральных слуховых расстройств, при которых не обеспечивается анализ, синтез и дифференцировка речевых сигналов. Для диагностики центральных расстройств слуха у детей И.В. Королева приводит следующие комплексные тесты:
- дихотические тесты (одновременное предъявление на правое и левое ухо 2-х разных речевых сигналов: слогов, цифр, слов различной структуры, предложений). Тесты направлены на выявление патологии корковых отделов и межполушарного взаимодействия. В клинической практике используются около 10 модификаций этих тестов, которые позволяют выявить патологию ствола мозга, корковых отделов слуховой системы, мозолистого тела (через него осуществляется межполушарное взаимодействие), определить сторону поражения (правое - левое полушарие мозга), а также оценить степень созревания центральных слуховых структур;
- тесты для оценки восприятия временной структуры сигналов (определение порядка следования тонов разной частоты и разной длительности). Эти тесты чувствительны к нарушениям на уровне коркового отдела слуховой системы, мозолистого тела, выявляют степень зрелости слуховых путей;
- монауральные тесты (предъявление сигналов в одно ухо). Пробы на предъявление искаженной речи, сжатой по времени, чувствительны к подкорковым и корковым нарушениям; - тесты, оценивающие бинауральное взаимодействие. В отличие от дихотических тестов в этих тестах сигналы предъявляются в правое и левое ухо не одновременно, а последовательно или с частичным наложением (эффект ресинтеза). Эти тесты позволяют выявлять расстройства слуха на уровне ствола мозга;
- электрофизиологические методы (регистрация различных видов слуховых вызванных потенциалов). Анализ различных слуховых вызванных потенциалов дает возможность определить уровень поражения слуховой системы.
Дефект глухоты и тугоухости в обществе - проблема социальная. Л.С. Выготский назвал дефект - "социальным вывихом". Это основная причина детской дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда повреждённый член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребёнка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган. В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребёнок не были дефективными. Человечество сможет победить слепоту, и глухоту, и слабоумие в социальном и педагогическом плане прежде, чем в плане медицинском и биологическом. Слепой останется слепым, глухой - глухим, но они перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное. Социальное воспитание победит дефективность. Тогда о слепом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он слепой и о глухом - глухой и ничего больше".
В настоящее время в
Вторая
тенденция предлагает рассматривать
лиц с нарушениями слуха как
особую социальную группу, имеющую
свою систему социальных потребностей
в плане преодоления
В
частности, в нашей стране глухие
и слабослышащие на протяжении многих
лет рассматриваются как
Оторванный от семьи как от основного источника развития и социализации, от окружающего мира, от общения с обществом слышащих, ребёнок вырастает отчуждённым приверженцем замкнутого мира глухих, где царят свои, понятные ему с детства законы, где существует ставший родным особый язык общения, где определены правила поведения и образ жизни. Неудивительно, что впоследствии выпускники школ-интернатов строят собственные семьи, выбирая партнёров по браку из того же социума, стараются держаться вместе с бывшими одноклассниками, зачастую строят сообщества по типу кланов, пополняя криминальные структуры.
В России используются различные подходы к реабилитации глухих и слабослышащих. Это билингвистическая система, обучение на основе словесной речи, верботональная система, которые способствуют решению проблемы социальной интеграции в общество лиц с нарушениями слуха.
Мир,
окружающий ребёнка, не даёт ему покоя.
Он хочет покорить и удивить малыша
своим разнообразием. Растущий человек
всегда готов к познанию, ему хочется
понять всё, что его окружает. И
вот тут-то на его пути возникает
препятствие. Ведь основной источник получения
информации об окружающем мире у глухого
ребёнка оказывается
В
связи с тем, что глухой ребёнок
овладевает речью не так, как слышащий,
он нуждается в специальной
В
нашей стране вся организация
жизнедеятельности человека практически
не ориентирована на равноправие
слышащего и глухого, видящего и
слепого, мобильно и обездвиженного,
имеющего ограниченные двигательные возможности
человека. Господствует тенденция к
социальной и психологической изоляции
людей с ограниченными
В последнее время все активнее рассматривается вопрос о равноправной совместной деятельности инвалида с прочими членами общества, но такие попытки пока слабо подкреплены материально-технически, концептуально и юридически. При этом значительная часть общества, как и прежде, не готова принять равного человека с сенсорными или двигательными недостатками, а сами эти люди психологически не готовы к интеграции в социум. Существуют социально-психологические стереотипы восприятия незрячего, неслышащего или ограничено подвижного человека его социальным окружением.
План
программы интеграции детей-инвалидов
в систему ДОУ создаст условия
для передачи обществом социального
опыта с учетом особенностей и
потребностей различных категорий
детей-инвалидов при активном их
участии и обеспечении
«План-программа» позволит избежать «стихийной» интеграции. Она может использоваться дошкольными учреждениями для детей с различными отклонениями в развитии, т.к. дает право на равные возможности образования для всех, провозглашенное Конвенцией о правах ребенка (1989г.).
Мероприятия проекта создадут базу для интеграции вновь прибывших детей; будут определены «механизмы» работы с организациями здравоохранения и образования; апробированы методы работы с родителями как больных, так и здоровых детей.
Планируется
привлечение средств меценатов,
общественных фондов и родителей, которые
непосредственно будут
Различные формы интеграции детей-инвалидов направлены, прежде всего, на нормализацию жизни каждого ребенка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие. Высокий уровень развития ребенка обеспечит хорошую подготовку к школе и станет основой для дальнейшего обучения в массовой школе.
Обучение в специальном учреждении надолго отрывает ребенка от семьи, родственников, слышащих сверстников. Кроме того, ребенок в течение всей недели или значительно более продолжительного времени вынужден постоянно находиться среди детей, плохо слышащих и потому плохо говорящих.
Проблема слуха не только важнейшая медицинская, но и социальная проблема. Человек, лишенный слуха, - это человек, ограниченный информацией о внешнем мире, он имеет возможность общаться с очень узким кругом.
Овладение
детьми естественным языком и умение
общаться с его помощью является
принципиальным. Ибо развитие личности,
т.е. становление культуры в человеке,
происходит благодаря речевой
Годы перестройки и экономической реформы, безработица заставили по-новому взглянуть на положение инвалидов по слуху в нашем обществе. Закономерным этапом коррекционной помощи детям с нарушенным слухом явилось интегрированное воспитание и обучение.
Работу по интеграции детей
с нарушенным слухом
Полная
или комбинированная
Для того, чтобы интегрированное обучение целенаправленно расширялось и было эффективно необходима специальная подготовка как педагогов массовых дошкольных и школьных учреждений, так и учителей-дефектологов, а также проработка правовых вопросов интеграции.
Преодоление существующей проблемы глухоты в принципе возможно. Как писал Л.С. Выготский: "Проблема глухоты в обществе - проблема социальная". Глухота будет побеждена через социальное воспитание. Тогда о глухом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он глухой и ничего больше.
Информация о работе Исследование слуха у детей старше пяти лет