Исторический аспект развития этнопедагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 16:44, статья

Краткое описание

Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятельность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, - это «Сокровищница чешского языка», в которой он мечтал собрать все - отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи.

Вложенные файлы: 1 файл

срсп срс.docx

— 21.65 Кб (Скачать файл)

СРС-СРСП 8

Исторический аспект развития этнопедагогики

Обсуждение вопросов:

  1. Идеи народного воспитания в истории педагогики в трудах выдающихся педагогов

 

  • Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятельность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, - это «Сокровищница чешского языка», в которой он мечтал собрать все - отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи.
  • Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время аппелирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.
  • В становлении этнопедагогики как науки следует отметить и заслуги В.А. Сухомлинского. Он определил народную педагогику как средство обновления и совершенствования своей учебно-воспитательной работы с детьми; охарактеризовал школу как "колыбель народа", "народный очаг воспитания", "важнейший центр духовной жизни народа"; разработал разнообразные и самобытные формы работы на основе украинской народной педагогики (Сад матери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты и др.); доказал, что школа лишь тогда школа, когда главный предмет в ней человековедение; определил главнейшую задачу школы -- формирование у детей и подростков убеждений в высоком назначении человека, в том, что он частица бессмертного народа; подчеркнул -- учебные заведения должны воссоздать в каждом поколении философию родного народа, его широкий и оригинальный взгляд на мир, национальную психологию и характер, самобытную культуру, тесные духовные связи с другими народами; особо отметил, что народоведческий подход в учебно-воспитательном процессе позволяет добиваться глубокого познания учащимися важнейших источников, питающих любовь к родной земле, Родине; определил источники народного патриотизма в современном понимании: материнская, отцовская любовь, колыбельная песня и родной язык, картины родной природы (склоненная над прудом ветка, высокий пирамидальный тополь, песни соловья и др.).
  • Будучи одним из основоположников национальной педагогики,            К.Д. Ушинский  создал, руководствуясь принципом народности в общественном воспитании, целостную систему научных идей, направленных на всестороннее развитие и совершенствование личности на основе воспитывающего обучения. В трудах Ушинского, как основоположника отечественной народной школы, заложен высочайший гуманистический смыл становления личности и развития ее мировоззрения. Культурно-антропологический подход в современной педагогической науке тесно связан с фундаментальными положениями К.Д. Ушинского о духовной жизни человека, включающий эстетическую, этическую и нравственную составляющие.Благодаря деятельности  ученого и педагога были определены теоретико-методологические ориентиры целостности процесса развития народной эстетической культуры. Сказки и рассказы Ушинского - лучший пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в школе.

 

СРСП 8

Выполнить анализ этнопедагогической литературы и документов образования Республики Казахстан с целью изучения одной из тем, по выбору студента, – «Созвучие традиций разных народов» или «Особенности воспитания поликультурной личности».

  • В Концепции этнокультурного образования Республики Казахстан, принятой  15 июля 1996 г., одной из основных задач этнокультурного образования является воспитание поликультурной личности, под которой понимается «…индивид, ориентированный через свою культуру на другие» Говорится о поликультурной личности в целом, однако формированию этнопедагогической культуры личности не уделено должного внимания. Следует заметить, что данные понятия: «поликультурная личность» и «этнопедагогическая культура» не являются идентичными.  В этих документах отмечается, что, сохраняя все важное и ценное, следует реформировать образовательную систему в соответствии с этническими потребностями, с учетом культурно-исторических и национально-культурных традиций народов Республики Казахстан.
  • Существенной становится проблема организации поликультурного образования и воспитания. Одним из главных способов такой организации является содержание обучения, т.е. изучение тех или иных соответствующих учебных дисциплин, обязательное наличие поликультурного компонента. В идеале было бы создание специальных курсов, которые позволили бы решить задачу поликультурного образования молодежи. В данном случае наиболее эффективными выступают спецкурсы по изучению языков, так как поликультурная личность в любом случае выступает и как полиязыковая личность. Переход к поликультурному сотрудничеству предполагает не только наличие желания понять своего соседа по общему планетарному дому, но и наличие желания овладеть его языком. Большое внимание в последнее время уделяется вопросам, связанным с использованием языка в диалоге культур и цивилизаций современного мира (И.Л.Бим., М.И.Богомолова., Н.Д.Гальскова). Поликультурное образование является важной частью современного образования, способствующей усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем. Следует отметить, что воспитание толерантности в процессе поликультурного образования — важнейшее условие межэтнической интеграции. Поликультурное образование предназначено для того, чтобы устранять противоречия между системами и нормами культуры доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств — с другой. Оно предполагает компетентную адаптацию этнических групп друг к другу. Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются: 
    • педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств; 
    • многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма; 
    • билингвальное обучение. 
    Педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств осуществляется путем предоставления образовательных услуг на нескольких языках, создание и существование различных культурных национальных центров в стране. 
    Поликультурное воспитание основывается на поликультурном образовании. Поликультурное образование в высшей школе должно решать следующие задачи: 
    • формирование знаний о многообразии культур и их взаимосвязи; 
    • использование знаний о культурном многообразии для самореализации личности; 
    • формирование позитивного отношения к культурным различиям; 
    • обучение навыкам взаимодействия с разными культурами на основе взаимопонимания. Цели поликультурного образования реализуются через признание человеческой, национальной 
    культуры фактором образования и необходимости его осуществления в контексте диалога культур. (Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика)

Рaзвитaя поликультурнaя личность  хaрaктеризуется  наличием целостного и реального предствления о современном мире родного и изучаемого языков, готовностью к адекватной межкультурной коммуникации с представителями других стран и культур, способностью позитивного взаимодействия с представителями других культурных групп в контексте диалога культур. 
 

 

 


Информация о работе Исторический аспект развития этнопедагогики