Труды
Богданов-Березовский
М. В. Положение глухонемых
в России: с обзором современного состояния
вопроса о восстановлении слуха у глухонемых.- СПб: Санкт-Петербургское
Мариинское училище для глухонемых,1901.-
296 с.
Соловьёв, Иван Михайлович (2 июня 1902 — 3 августа 1986) — советский психолог.
Биография
И. М. Соловьёв родился
в г. Пензе в семье учителя. В 1925 г. он окончил
МГУ, а в 1929 г. аспирантуру института психологии
под руководством Л. С. Выготского. С 1930 г. работает в
Научно-исследовательском институте дефектологии.
В 1941 г. ушёл добровольцем в народное ополчение.
С 1945 по 1947 г. работал в госпитале черепно-мозговых
ранений. С 1948 по 1970 руководил сектором
психологии глухих Научно-исследовательского
института дефектологии. В 1965 г. защищает
докторскую диссертацию на степень доктора
педагогических наук (по психологическим
наукам): «Психология познавательной деятельности
нормальных и аномальных детей. Сравнение
и познание отношений объектов». Член
общества психологов СССР. Участник международных
конгрессов.
Вклад в развитие сурдопсихологии
И. М. Соловьёв экспериментально
доказал, что в результате систематического
сурдопедагогического воздействия путь
развития глухих, отходящий в первые годы
своего развития от пути нормального ребёнка,
изменяет направление, приближаясь к развитию
нормального ребёнка. И. М. Соловьёв выделил две закономерности
психического развития детей с нарушениями
слуха. Первая закономерность связана
с тем, что необходимым условием успешного
психического развития ребёнка является
значительное возрастание количества,
разнообразия и сложности внешних воздействий.
Из-за поражения слуха объём внешних воздействий
на глухого ребёнка очень сужен, взаимодействие
со средой обеднено, общение с окружающими
людьми затруднено. Вследствие этого психическая
деятельность такого ребёнка упрощается,
реакции на внешние воздействия становятся
менее сложными и разнообразными. Формирующаяся
система межфункциональных взаимодействий
изменена. Поэтому компоненты психики
у ребёнка с нарушенным слухом развиваются
в иных по сравнению со слышащими детьми
пропорциях. Вторая закономерность —
отличия в темпах психического развития
у детей с нарушениями слуха по сравнению
с нормально слышащими детьми: замедленность
психического развития после рождения
и ускорение в последующие периоды. И. М. Соловьёв
путь психического развития ребёнка с
нарушениями слуха представлял в следующем
виде: различия в психической деятельности
между слышащим и глухим ребёнком, незначительные
на начальных этапах онтогенеза, возрастают
в течение последующего времени. Так происходит
до определённого этапа, когда вследствие
систематического сурдопедагогического
воздействия различия перестают нарастать
и даже уменьшаются.
Вклад в развитие общей и специальной
психологии
И. М. Соловьёв выделяет
проблемы, значимые для уяснения своеобразия
детей с отклонениями в развитии. Сравнение
детей в норме и при отклонении давало
не только новые факты, но и гипотезы, относящиеся
к психологии развития ребёнка в норме.
И.М Соловьёв конкретно рассматривает
познавательную деятельность в единстве
её компонентов. Это проявилось в области
изучения чувственного познания. В начале
изучалось зрительное восприятие: взаимодействие
образов восприятия, многообразные формы
узнавания, антиципации и переноса. Затем
стали изучаться разные виды ощущений:
тактильные, зрительные, осязательные.
Позднее предметом изучения И. М. Соловьёва
стало взаимодействие сложных смысловых
структур. Благодаря внимательному исследованию
взаимодействия анализаторов глухих,
слабовидящих и слепых детей была критически
пересмотрена теория компенсации (Адлер, Альфред) и предложена новая
теория компенсаторного развития детей
с отклонениями, в которой анализируется
роль обучения в формировании компенсаторных
механизмов. Идея единства познавательной
деятельности, включающая многообразия
внутренних соотношений и внешних действий,
оказалась существенной для специальной
психологии, так как развитие каждого
типа отклонения характеризуется особенностью
структуры их познавательной деятельности
в целом. И. М. Соловьёв считает чрезвычайно
важным рассмотрение познавательной деятельности
в динамическом аспекте. Проблема волевого
действия, его преобразований в процессе
взаимодействия с объективной ситуацией
привлекает его внимание. И. М. Соловьёв
полемизирует с Левин, Куртом и даёт новую, самостоятельную
интерпретацию зависимости деятельности
от мотива и его изменения. И. М. Соловьёвым
предложена оригинальная теория сравнения
и его развития. Сделан существенный вклад
в разработку психологической теории
сходства: выдвинута гипотеза о внутренней
структуре сходства.
Труды
Соловьёв И. М. Психология познавательной
деятельности нормальных и аномальных
детей. Сравнение и познание отношений
объектов: Дис. … д.пед.н. (по психологии)/НИИД АПН РСФСР.- М.,
1965.
Соловьев И. М. Вопросы психологии
глухонемого ребенка // Психологическая
наука в СССР. — М., 1960. — т. II. — С. 512—541
Елизавета
Гурьевна Ласточкина (5 июня 1869 — 1 января 1967) — русский
сурдопедагог.
Биография
Е. Г. Ласточкина родилась 5 июня 1869 года в семье действительного
статского советника.
В 1887 году с золотой медалью
закончила педагогический класс Казанской
Мариинской женской гимназии. В 1889 году становится учителем
Казанского училища для глухонемых. В 1894 году назначается заведующей
Казанского училища для глухонемых. С 1931 года заведует учебной частью
Казанской школы для глухонемых. Является
организатором Казанского общества глухонемых.
С 1954 года работает в казанской
школе для глухих в качестве методиста-консультанта.
Умерла в Москве в 1967 году, кремирована. В 1967 году урна с её прахом была
погребена в могиле деда, протоиерея Ласточкина
Г. И., память которого она свято чтила.
Их могила находится на Арском православном некрополе в Казани[1] справа от алтаря храма
Ярославских чудотворцев[2].
Вклад в развитие отечественной сурдопедагогики
Ласточкина в 1894 году реформирует
деятельность Казанского училища для
глухонемых: были составлены учебные
программы, введено обучение воспитанников
ремёслам и рисованию. Вводит устный метод
обучения глухих. Воспитанники начинают
общаться устной речью с окружающими.
Е.Г. Ласточкина участвует в разработке
подходов к воспитанию и обучению глухих
детей. В 1903 году Е.Г. Ласточкина выступила
на Втором совещании сурдопедагогов, которое
проходило в рамках съезда деятелей по
техническому и профессиональному образованию.
Она сделала доклад «О мимике» в котором
высказала мысли, которые шли против тенденций
руководителей съезда стремившихся изгнать
мимику из процесса обучения русскому
языку и общеобразовательным предметам.
Ласточкина рассматривала мимику
как средство общения, благодаря которому
глухонемой ребёнок не одинок в коллективе.
При этом она признавала, что полноценное
общение у глухонемого со сверстниками
будет только при овладении устной речью.
В своём училище Е.Г. Ласточкина допускала
в работе наряду с обучением устной речи
жесты и мимику, которые использовала
в занятиях с учащимися во внеклассное
время как вспомогательное средство.
В 1910 году Е.Г. Ласточкина делает
доклад на Всероссийском съезде деятелей
по воспитанию, обучению и призрению глухонемых
на тему «Малоспособные глухонемые и их
обучение». В докладе она настаивает на
обязательном обучении и подготовки их
к самостоятельной жизни. Отмечает необходимость
применять к таким детям индивидуальный
подход. После революции 1917 года Ласточкина
активно включается в построения новой
системы образования. В Казанской школе
для глухонемых открываются новые мастерские,
вводится преподавания черчения, физкультуры,
организуются слуховой кабинет и классы
для тугоухих детей, оборудованные специальной
аппаратурой. В 1938 году Ласточкина выступает
на Всероссийском совещание по вопросам
обучения и воспитания глухонемых детей
с докладом на тему «Внеклассное чтение».
Е.Г. Ласточкина отметила, что чтение для глухонемых,
будучи для школы орудием образовательной
и воспитательной работы, служит почти
единственным средством продолжать и
по выходе их школы своё образование и
быть осведомлённым в происходящем вокруг
него. Но глухонемые читают очень мало,
потому что не умеют читать самостоятельно.
Трудность усвоения смысла читаемого
отпугивает их от книги, убивает в них
интерес к чтению. Поэтому учитель глухонемых
должен обратить на внеклассное чтение
учащихся самое серьёзное внимание. Необходимо
заботливо подбирать материал для внеклассного
чтения глухонемых, как по форме, так и
по содержанию. На первых порах этот материал
должен соответствовать степени овладения
учащимися словесной речью и не представлять
больших трудностей. Е.Г. Ласточкина указывала,
что специально написанные для глухонемых
элементарным языком статьи и рассказы
доступны только в самом начале обучения.
Постепенно язык их должен всё более и
более приближаться к языку детских книг
для слышащих детей. Самое главное заключается
в том, говорит она, чтобы научить глухонемого
самостоятельно додумываться до понимания
основного смысла читаемого и не требовать
точного понимания отдельных частей.
Деятельность
Е.Г. Ласточкиной в области обучения и
воспитания глухих с 1889 по 1965 годы является
значительным вкладом в теорию и практику
отечественной сурдопедагогики.
Память
Из своих 98 лет — 76
Елизавета Гурьевна отдала созданной
ею в Казани школе глухих, которую ласково
нарекли «Ласточкино гнездо».
Ласточкина удержала
училище на плаву в годы революции, двух
мировых войн. Сегодня школа имени Е. Г.
Ласточкиной размещается в современном
здании с необходимым учебно-методическим
производственным комплексом. В память
об основателе — во дворе училища установлен
памятник Е. Г. Ласточкиной
Награды
Кавалер двух орденов
Ленина и ордена Трудового Красного Знамени.
Заслуженный учитель
школ Российской Федерации (1944).
Труды
Ласточкина Е.Г. Основные
положения речевого режима в школах для
глухонемых// Дефектология.- 1969.- № 3. С. 83.
Ласточкина Е.Г. Методическая
записка//Дефектология.- 1969.- № 3. С. 84.
Ласточкина Е.Г. «Воспитание
активности глухонемых детей на уроке».
Ласточкина Е.Г. «Внеклассное
чтение».
Ласточкина Е.Г. «Словарная
работа».
Заключение
Почти все личностные качества: вкусы,
привычки, характер, темперамент закладываются
у человека в детстве. И немалую роль в
становлении личности играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие
ее зависит от многих моментов. Большую
роль здесь играет влияние окружающих
– ребенок учится говорить на примере
речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие
должны помочь ребенку в формировании
правильной, четкой речи. Очень важно,
чтобы ребенок с раннего возраста слышал
речь правильную, отчетливо звучащую,
на примере которой формируется его собственная
речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую
подвергается насмешкам сверстников,
обидным замечаниям, в концертах и детских
праздниках не участвует. Ребенок обижен,
он не чувствует себя равным среди других
детей. Постепенно такой ребенок отдаляется
от коллектива, замыкается в себе. Он старается
отмолчатся или ответить односложно, не
принимать участия в речевых играх.
Роль выразительности речи чрезвычайно
важна. Прежде всего, она обеспечивает
оформление фраз, и, вместе с тем, обеспечивает
передачу информации о коммуникативном
типе высказывания, об эмоциональном состоянии
говорящего.
Выразительность речи взаимосвязана
с другими компонентами речи: семантическим,
синтаксическим, лексическим и морфологическим.
Именно дошкольный возраст является
наиболее благоприятным для решения коррекционных
задач, для овладения интонационными характеристиками
речи.
Список литературы
1.Бадалян
Л. О. Невропатология. — М., 1987.
2.Беккер
К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. 11—23.
3. Большая
советская энциклопедия. — М.: Советская
энциклопедия. 1969—1978.
4.Большой
толковый словарь русского языка. - 1-е
изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998
5. Большой
психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.
6. Большой
Энциклопедический словарь. 2000.
7.Выготский
Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. — М., 1982.
—Т. 2.
8.Жинкин
Н. И. Речь как проводник информации. —
М., 1982.
9. Комлев
Н.Г. Словарь иностранных слов., 2006.
10. Кондаков
И.М. Психологический словарь.. 2000.
11.Леонтьев
А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
12.Леонтьев
А. А. Язык, речь, речевая деятельность.
— М., 1969.
13.Логопедия:
Учебник для студентов дефектол. фак. пед.
вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.
– М.: «ВЛАДОС», 1998.
14.Лурия
А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
— С. 374.
15.Основы
теории и практики логопеда // Под ред,
Р. Е. Левиной. — М., 1968
16.Правдина
О. В. Логопедия. — М., 1973.
17. Павлов
И.П. Собр. Соч. – М., 1951. – Т.III. – Кн. 2.
18. Психологический
словарь. 2000.
19. Селиверстов
В.Н. Первые сведения о речевых расстройствах
и приемах их преодоления. Методические
разработки. М., 1984.
20.Селиверстов
В.Н., Гаубах Ю.Т.. Педагогические истоки
логопедии. Методические разработки. М.,
1984.
21. Словарь
синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010.
22.Толковый
словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
1949-1992.
23.Толковый
словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
Хватцев
М. Е. Логопедия. — М., 1959.