Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 10:41, реферат
Педагогические системы (Вальдорфская, Монтессори и Традиционная), положенные в основу практической деятельности образовательного учреждения, обеспечивают целостность, единство его образовательного пространства и в то же время преемственность этого пространства с образовательными пространствами иерархически более высокого уровня, хотя и не исчерпывают всех аспектов, обеспечивающих такую преемственность. Комплексная реализация выделенных принципов организации единого образовательного пространства требует более или менее существенного преобразования всех компонентов его образовательного континуума - системно-структурных, процессуальных, содержательных, средовых, деятельностных и др.
Среди основных сенситивных периодов детства М. Монтессори выделяла:
Сенситивный период восприятия порядка (от рождения до 6 лет).
Природа взрастила в ребенке чувствительность к порядку, чтобы построить его внутренний разум. М. Монтессори пишет о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, ориентируясь по его элементам, а в дальнейшем она завоевывает его целиком. Вот почему так важно не пропустить период порядка в развитии ребенка. Ребенку необходимы:
Порядок в окружающем пространстве /порядок положения вещей/
Порядок во времени /определенный режим/
Порядок во взаимоотношениях с окружающими.
Сенситивный период социального поведения (от 2,5 до 6 лет).
Ребенка интересует формы поведения людей в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, этикет, ярко проявляет свой характер с другими людьми. Его поведение корректируется средой общения, атмосферой и укладом жизни в группе, внешним ритмом, который становится внутренней потребностью. происходит интенсивное впитывание культуры и религии.
Принцип свободной работы детей в специально-подготовленной среде
Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли М. Монтессори открыть «феномен поляризации внимании», из которого она делает вывод о свободном саморазвитии детей и способах организации их работы в специально-подготовленной среде. Создав развивающую среду, и, перейдя в роль наблюдателя или помощника детей, педагог передает всю активность детям. Это и есть важнейшее условие для обретения ребенком независимости от взрослого. А независимость и самостоятельность – есть основа человеческого достоинства.
Специально подготовленная социокультурная и предметно-развивающая среда — это детально продуманное пространственное окружение ребенка, в котором протекает его жизнь в дошкольной организации. Для детей каждого возрастного периода создаются строго определенные социокультурные и предметно-пространственные среды в соответствии с теми сенситивными периодами и доминантами в развитии, которые характерны для данного возраста. В специально-подготовленных предметно-пространственных средах фундаментальным является требование иметь в классе только один автодидактический материал данного типа. Это позволяет естественным образом организовать свободный выбор детьми своей образовательной и социальной деятельности. Социокультурный характер подготовленных сред выражен в общем укладе жизни детей и взрослых в группе — принятии каждого, взаимном уважении, доверии и толерантности взаимоотношений взрослых и детей и детей между собой.
4. Принципы организации пространства по Традиционной педагогической системе
Проектирование современной образовательной среды дошкольного учреждения как многомерного пространства, адекватного актуальным потребностям детей дошкольного возраста и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства отвечает гуманистическим позициям образования. В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-развивающей среды. Такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве дошкольного учреждения благотворно влияют на воспитания и образование, на здоровье детей.
Здоровьесберегающее образовательное пространство рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.
Особое значение в деятельности нашего педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства придается:
Для развития ребенка очень важно, чтобы среда вокруг него была развивающей и здоровьесберегающей.
Предметно-пространственная среда детей среднего дошкольного возраста имеет своеобразие, связанное с особенностями развития дошкольника пятого года жизни. Наиболее важная особенность – яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее. Именно поэтому образовательная среда в средней группе должна сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но в то же время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников.
Современное содержание дошкольного образования ориентирует педагогов на осуществление культурологического развития и формирование личности ребенка. Культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления и деятельности; на развитие и воспитание культурологии и творческого потенциала ребенка.
В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры — уголки книг. На специальных легких и красивых витри-нах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Как правило, книги эти богато иллюстрированы и должны быть в хорошем состоянии.
Состав книг в групповых библиотечках время от времени обновляется или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.
Дети могут брать книги из библиотечки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней групп сам ее ремонтирует, желательно в присутствии малышей. В старшей группе к починке книг привлекаются и дети. В уголке книг в детском саду периодически организуются тематические книжные выставки: «Сказки А. С. Пушкина», «Наши книжки о природе». Кроме книжек, экспонируются иллюстрации известных детских художников, соответствующие содержанию выставленных книг.
Создание книжного уголка – определенная ступень в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к высокохудожественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место. Современный книжный уголок обогащен разнообразной по жанру детской литературой, атрибутами, куклами для развертывания постановок по произведениям, масками, пособиями для художественно-литературного творчества.
Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом, и литературно-художественного центра, в частности
План работы в книжном уголке раскрывает формы и методы участия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в его создании, оформлении, пополнении и эффективном использовании. Наличие рекомендаций по работе с книгой для родителей в условиях семейного воспитания доказывает актуальность, практическую значимость и ценность организации книжного уголка в образовательном пространстве группы.
Анализ же нынешней ситуации развития образования показывает, что традиционный образовательный процесс как организация совокупности воздействий на развитие личности оказался в таких условиях недостаточно эффективным.
Заключение
Организация единого образовательного пространства в образовательном учреждении, на наш взгляд, должна обеспечиваться следующими принципами: фундаментализаций образования, обеспечивающей усиления научной и методологической подготовки обучающихся, усиления общеобразовательных компонентов в образовательных программах и др.
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В связи с этим важное место в деятельности нашего дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры на родительских собраниях, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа развития, возрастных особенностей. Воспитатели изучают запросы родителей через опросники, анкеты. Совместно решают актуальные вопросы воспитания детей в "Школе молодых родителей", на Совете родителей, используя активные формы (диспуты, брифинги, "Телефон доверия", "круглый стол" и т.д.). Привлекают родителей к совместному участию в детских праздниках и досугах, выставках и викторинах. Систематически демонстрируют результаты детской деятельности в Дни открытых дверей. Результаты анкетирования родителей показали высокую степень удовлетворения работой нашего ДОУ по обучению и воспитанию детей.
Реализации этого направления способствует профилактике негативных проявлений в среде детей, созданию условий для адаптации детей в детском саду и за его пределами, изменению позиции родителей, преодолению негативного опыта некоторых родителей по отношению к дошкольным образовательным учреждениям и системе воспитания детей.
Библиографический список:
Информация о работе История возникновения педагогических систем