Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:23, реферат
Краткое описание
Известным специалистом из Санкт-Петербурга Л.Г. Парамоновой. Были проведены исследования письменной речи учеников начальных классов общеобразовательной школы. При анализе результатов внимание обращалось только на присутствие специфических ошибок, говорящих о наличии нарушений письма (дисграфии). Оказалось, что такие ошибки имели место у 30 процентов учеников. Это свидетельствует не только о невероятно большой распространенности дисграфии среди учащихся общеобразовательных школ, но также и о трудностях ее преодоления.
Содержание
Введение История изучения нарушения письменной речи Заключение Список использованной литературы
На начальных этапах развития
навыка письма указанные процессы протекают
полностью осознанно, на дальнейших этапах
они почти перестают осознаваться и осуществляются
автоматически.
За звуковым анализом, необходимым
в процессе письма, всегда следует второй этап: выделение
фонемы или их комплексы должны быть переведены
в зрительную графическую схему. Каждая
фонема переводится в соответствующую
букву, которая и должна быть в дальнейшем
написана. Если предварительный звуковой
анализ был проведен достаточно четко,
то перешифровка звуков речи в буквы (или,
как говорят лингвисты, фонем в графемы)
не вызывает особых трудностей. Обучение
письму показывает, что и это звено навыка
усваивается легко, и лишь в редких случаях
учителю приходится посвящать ему специальную
работу.
Опытные учителя знают, что
дети первых классов нередко смешивают
письменное Е с 3, или б с д, пишут ш как т или и как п, затрудняясь
в различии этих букв, сходных по форуме
и отличающихся только различным пространственным
расположением элементов. Иногда у некоторых
детей (чаще всего у левшей) такие затруднения
принимают более резкие формы: ребенок
не сразу может выделить ту сторону, с
которой нужно начинать писать, путая
письмо слева направо с записью в обратном
направлении и иногда записывая зеркально
целые слоги. Как правило, эти затруднения
легко преодолеваются и не составляют
существенных препятствий в обучении
грамоте. Затруднения в сохранении нужного
порядка букв и пропуски букв, которые
гораздо чаще встречаются у детей, начинающих
обучаться письму, относятся не за счет
трудностей в удержании нужных начертаний
букв, а за счет трудности сохранения звуковой
последовательности элементов слов, подлежащих
записи.
Третьим и последним
моментом в процессе письма является превращение
подлежащих написанию оптических знаков
- букв - в нужные графические начертания. Исследования, проведенные
Е.В. Гурьяновым, позволяют видеть, что
этот последний этап, входящий в состав
процесса письма, не остается неизменным
и что именно он отчетливо отражает то
неодинаковое строение, которое характеризует
письмо на различных стадиях овладения
языком.
На первых этапах развития навыка
движение, нужное для написания каждой
буквы (а еще ранее - каждого элемента буквы),
является предметом специально осознанного
действия, то в последующем эти отдельные
элементы объединяются и человек, хорошо
владеющий письмом, начинает записывать
объединенным знаком целые комплексы
привычных звучаний. Та плавность, которая
характеризует всякое развитое письмо
и за которой легко увидеть объединение
отдельных привычных звуковых сочетаний,
убедительно показывает, что процесс развитого
письма приобрел сложный автоматизированный
характер, и что написание целых звуковых
комплексов стало постепенно автоматизированной
подсобной операцией.
Все изложенное утверждает,
что процесс письма меньше всего является
тем простым "идеомоторным" актом,
каким его нередко пытались представить,
и что в его состав входят очень многие
психические процессы, лежащие как вне
зрительной сферы (связанной с представлением
букв), так и вне двигательной сферы, играющей
роль в непосредственном осуществлении
процессов письма.
Заключение
Нарушения письма (дисграфия)
у детей изучаются давно, но и поныне это
одна из самых актуальных проблем логопедии,
ведь нарушения письма являются одной
из самыми распространенными формами
речевой патологии у младших школьников.
Нарушения письма оказывает влияние на
весь процесс обучения и речевое развитие
детей так и в формировании ряда функций
неречевого характера (процесса латерализации,
пространственных и временных ориентировок,
двигательных функций руки, слухо-моторных
координации). Своевременное выявление
этих нарушений, точное определение их
патогенеза в каждом отдельном случае,
отграничения дисграфию от ошибок письма
иного характера чрезвычайно важно для
построения логопедической работы с детьми.
Подводя итоги необходимо заметить,
что дисграфия по мнению многих авторов
обусловлена условиями жизни и обучения
ребенка. Поэтому возникновение в последние
годы тенденцию к увеличению расстройств
письменной речи у детей, можно остановить
с помощью применения педагогических
методов. Педагогика, логопедия, медицина
должны в совокупности обеспечить необходимую
коррекционную базу для профилактики
и исправления речевых ошибок на письме
у младших школьников общеобразовательных
школ.
Список литературы
1. Безруких М.М. Этапы формирования
навыка письма. / М.М. Безруких.- М.: Просвещение,
2003.
2. Корнев А.Н. Нарушения чтения
и письма у детей: Учебно-методическое
пособие / А.Н.Корнев. - СПб.:МиМ, 1997. - 286 с.
3. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия
у детей / А.Н.Корнев. - М.: СПб,1995.
4. Садовникова И.Н. Нарушения
письменной речи и их преодоление у младших
школьников.- М.: Владос, 1997