История и развитие коррекционной
педагогики
в России и за рубежом.
Петренко Марина
Игоревна
педагог-организатор
ГБОУ СКОШИ № 79 г. Москвы
Коррекционная педагогика
и коррекционно-педагогическая практика
имеют богатый исторический опыт.
Люди с отклонениями
в психическом и физическом развитии были
всегда. Отношение общества к детям с отклонениями
в развитии и поведении, характеристика,
оценка их развития и поведения в ходе
исторической эволюции человеческого
общества были неоднозначны. На протяжении
тысячелетий их преследовали, изгоняли
или попросту игнорировали. Их называли
слабоумными, умственно неполноценными,
ставили диагноз идиотия, глупость. Только
с начала XIX века появились суждения о
возможности их обучения.
Во все времена на отношение
людей к слабоумным оказывали большое
влияние религиозные воззрения.
Библия рассматривает
отклонения в психическом развитии как
кару божью за грехи родителей. Она предписывает
безропотно относиться к этому божьему
наказанию и не пытаться исправить волю
бога.
Коран, как и Библия,
предписывает мусульманам не пытаться
давать слабоумным больше того, что им
дал бог, но в то же время советует поддерживать
их существование, заботиться о них.
Религиозные воззрения
на слабоумных, как и все религиозные догматы,
полны противоречий. Одни религии считают
слабоумных “детьми бога”, другие — “детьми
дьявола”. Взгляд на слабоумных как на
детей дьявола в большей степени был присущ
католической религии. Особую непримиримость
к слабоумным проявляли протестантские
реформисты Мартин Лютер {1483—1546) и Джо
Кальвин (1509—1564), которые советовали сажать
слабоумных в тюрьмы или бросать в реки.
В славянских государствах,
где на слабоумных (юродивых) смотрели
как на “божьих людей” и “блаженных”,
их обычно окружали ореолом святости,
с благоговением вслушивались в их бессмысленный
лепет, усматривая в нем божественное
прорицание. Нередко служители православной
церкви, предписывая относиться к слабоумным
с жалостью, оправдывали существование
детей-идиотов и калек именем божьим, божьей
волей и со свойственной религии нелогичностью
и ханжеством доказывали, что эти несчастные
дети нужны в интересах людей и бога, чтобы
предоставить возможность верующим творить
милость во имя бога.
Таким образом, религия,
хотя и пробуждала в определенной мере
у верующих чувство сострадания к аномальным
лицам, никогда не содействовала развитию
такой помощи этим лицам, которая бы в
той или другой степени их исцеляла или
приобщала к полезным занятиям. Жалость
к ненормальным лицам, пробуждаемая религиозными
культами, не шла дальше привлечения пожертвований
на призрение этих лиц.
Коррекция (лат. Corrеctio
— исправление) в дефектологии — система
педагогических мер, направленных на исправление
или ослабление недостатков психофизического
развития детей. Под коррекцией подразумевается
как исправление отдельных дефектов (например,
коррекция произношения, зрения), так и
целостное влияние на личность ребенка,
имеющего отклонения в развитии, в целях
достижения положительного результата
в процессе его обучения, воспитания и
развития.
Устранение или сглаживание
дефектов развития познавательной деятельности
и физического развития ребенка называется
«коррекционно-воспитательной работой».
Коррекционно-воспитательная
работа представляет систему комплексных
мер педагогического воздействия на различные
особенности аномального развития личности
в целом, поскольку всякий дефект отрицательно
влияет не на отдельную функцию, а снижает
социальную полноценность ребенка во
всех ее проявлениях. Она не сводится к
механическим упражнениям элементарных
функций или к набору специальных упражнений,
развивающих познавательные процессы
и отдельные виды деятельности аномальных
детей, а охватывает весь учебно-воспитательный
процесс, всю систему деятельности специальных
учреждений.
Коррекционно-воспитательной
задаче подчинены все формы и виды классной
и внеклассной работы в процессе формирования
у школьников общеобразовательных и трудовых
знаний, умений и навыков. На ранних этапах
обучения и развития эта работа предусматривает
обогащение представлений аномальных
детей об окружающей действительности,
формирование навыков самообслуживания,
произвольных движений и других видов
деятельности. В дальнейшем коррекционно-воспитательная
работа осуществляется в процессе обучения
аномальных детей общеобразовательным
знаниям.
На основе всего вышеизложенного
можно сделать вывод, что тема данной статьи
является актуальной в наше время.
Целью статьи является
анализ исторического становления коррекционной
педагогики и рассмотрение необходимости
дальнейшего развития коррекционно-развивающего
обучения.
Объектом статьи является
коррекционно-развивающее обучение в
России и за рубежом.
Методологической основой
исследования в статье явились научные
труды выдающихся отечественных педагогов,
психологов, методистов, философов, историков.
I.Отношение к людям,
имеющим отклонения в развитии в древности
и Средние века.
· Отношение к детям
с отклонениями в развитии в Древнее время
Наука не располагает
достоверными сведениями относительно
положения аномальных людей в первобытном
обществе. Однако есть данные, свидетельствующие
о том, что в те времена лица, которые были
не в силах участвовать в процессе добывания
пищи, если не гибли сами, то их умерщвляли.
Известны случаи, когда
в странах с низким уровнем развития производительных
сил и в более позднее время слабоумные
и дети-уроды оставлялись на произвол
судьбы, без присмотра.
Такое отношение к аномальным
детям отмечалось в ряде мест Индии вплоть
до XIX века. Здесь таких детей оставляли
в джунглях на произвол судьбы. Это давало
в дальнейшем повод для легенд о детях,
вскормленных дикими животными.
Английский психиатр
В. Айрленд приводит об этом много рассказов.
Среди них, очевидно, есть такие, которые
отражают действительные факты.
В эпоху античностив
Древней Спарте, где на протяжении столетий
создавался культ здорового тела, дети,
имеющие ярко выраженные отклонения в
развитии, просто уничтожались. Такие
убийства совершались в основном по отношению
к детям с физическими уродствами, так
как психические недостатки обнаруживаются
лишь в более старшем возрасте. Следует
отметить, что умерщвление аномальных
детей в Спарте, которое имело место вплоть
до IV—V вв. нашей эры, старались оправдать
не только экономическими мотивами (Аристотель),
но и евгеническими соображениями (Платон).
Новорожденных осматривали старейшины
и детей с недостатками по решению старейшин
сбрасывали в пропасть Тайгет (в Спарте
до IV-V вв. нашей эры). Плутарх описывал
обычаи спартанской общины следующим
образом. Он писал, что воспитание ребёнка
В Спарте не зависело от воли отца, - он
приносил его в лесху, место, где сидели
старшие члены филы, которые осматривали
ребёнка. Если ребёнок оказывался здоровым,
то его отдавали отцу, выделив при этом
один из девяти земельных участков, но
слабых и уродливых детей кидали в апотеты,
пропасть возле Тайгета. В их глазах жизнь
новорождённого была такой же болезненной
ему самому, так и государству, если он
был слабым от самого рождения. Эта практика
лишения жизни новорождённых с врождёнными
болезнями была присуща не только спартанской
общине, но и многим древним общинам. Например,
детей, которые внешне были уродливыми
лишали жизни за Законами ХІІ таблиц. Эти
действия считались благом для общества
и для самого ребёнка. Считалось, что если
таких детей оставить жить, то они не будут
включены в общество, потому что они не
способны исполнять определённые социальные
обязанности. То есть они не будут интегрированы
в общество, и при этом будут страдать
душевно и физически. Хотя сегодня среди
учёных есть мнение, что убийства новорожденных
в Древней Спарте - это просто миф, и они
в этом ссылаются на археологические исследования.
В Древнем Риме также
убивали уродливых и топили хилых детей
Иначе нельзя объяснить такое высказывание
римского философа Сенеки (6 г. до н. э.—
65 г. н. э.). Сенека говорил, что римляне
убивали уродов и топили тех детей, которые
рождаются на свет хилыми и обезображенными
и поступали так не из-за гнева и досады,
а руководствуясь правилами разума: “отделять
негодное от здорового”.
· Становление западноевропейской
системы помощи лицам с отклонениями в
развитии.
В средневековой Европелюдей,
страдающих психическими расстройствами,
объявляли “одержимыми нечистой силой”
или “злым духом”, уничтожали на кострах
инквизиции или бросали в тюрьмы, подвергали
пыткам.
Начиная с Эпохи Возрождения
зарождаются гуманистические тенденции
в области медицины. Врачи посещают тюрьмы,
монастыри, наблюдают за душевнобольными.
Так, в начале ХVII в. В г. Базеле профессор
медицины Феликс Платтервпервые осуществил
классификацию душевнобольных, в основе
которой характеристика различных нарушений
интеллекта, эмоций, физического состояния
больных. Философы стремятся проникнуть
в душевный мир психически больных, выявить
у них положительные черты и качества.
Виднейший гуманист
Эразм Роттердамский (1469-1536) в своём трактате
“Похвала глупости” сопоставляет глупость
с ограниченностью духовенства и провозглашает
гимн человеческому разуму, человеческой
мудрости.
Педагог, философ, ученый
Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической
точки зрения рассматривает взаимосвязь
интеллектуального развития ребёнка и
его поведения. Он выделил шесть типов
детей, отличающихся друг от друга степенью
умственного развития и особенностями
характера. Он считал, что все дети имеют
право на обучение. Я.А. Коменский был глубоко
убежден в преобразующей силе воспитания,
какая бы аномалия в развитии и поведении
ребенка не существовала.
Первые попытки
индивидуального обучение глухих
были предприняты в 1578 г. в Испании,
в 1648 г. В Англии, слепых - в 1670 г. во
Франции.
Гуманизация и демократизация взглядов
на гражданские права лиц с отклонениями
в развитии нашли отражение в трудах Руссо,
Вольтера, Монтескье, Дидро, в "Декларации
прав человека" 1793г. в период Великой
французской революции. Однако широкой
поддержки среди государственных деятелей
и педагогов в то время эти идеи не получили.
Начало научных исследований слабоумия
положено в XIX веке, наиболее весомый вклад
внесли французские врачи-психиатры: Филипп
Пинель, Жан-Этьен-Доминик-Эскироль, Жан
Итар. Внимание врачей на заре развития
психиатрии привлекали наиболее глубокие
формы интеллектуальных нарушений. Таким
образом было положено начало медико-педагогическому
направлению помощи детям с интеллектуальными
аномалиями.
Большой вклад
в практику внес Эдуард Сеген,
идеи которого не получили поддержки на
родине во Франции, и он эмигрировал в
Америку. Там под его руководством стали
открываться частные школы для слабоумных
детей, в этих учреждениях создавалась
система педагогической помощи, предусматривающая
обучение, трудовое и физическое воспитание.
До сих пор педагогики-дефектологи широко
используют пособия, разработанные Э.
Сегеном. В Европе идеи Э. Сегена получили
развитие благодаря М. Монтессори, которая
разрабатывала свою дидактическую систему
для обучения умственно отсталых детей,
ее дидактические пособия для сенсорного
воспитания дошкольников до сих пор востребованы
практикой.
На рубеже 1Х-ХХ веков в Европе зародились
и получили развитие основные направления
помощи детям с отклонениями в развитии
(в специальных учреждениях):
· христианско-филантропическое:
организация общественного призрения
инвалидов в приютах, богадельнях и т.
д.;
· медико-педагогическое:
лечение, воспитание и обучение;
· педагогическое: образование
детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта;
· психодиагностическое:
выявление лиц с нарушениями интеллекта,
дифференциация
Медико-клиническая
линия характеристики отклонений в умственном
развитии ребенка представлена исследованиями
врачей-психиатров. Французский врачФилипп
Пинель (1745-1826) дает классификацию душевных
болезней, на основе которой тупоумие
и идиотия стали рассматриваться как две
особые формы психоза. Он выделяет и две
клинические формы слабоумия: врожденную
и приобретенную.
Медицинскую линию
изучения природы и сущности слабоумия
продолжил Жан-Этьен-Доминик Эскироль
(1772-1840), ученик и последователь Ф.Пинеля.
Он ввел в оборот понятия "имбецилизм",
"идиотия", "умственная отсталость".
Он создал симптоматическую классификацию
умственно отсталых детей, определив в
качестве ведущего показателя состояние
речи слабоумных. После его изучения слабоумие
стало самостоятельной психиатрической,
а затем и психолого-педагогической областью
исследования.
Вторая половина XIX
и начало XX в. ознаменовались тем, что наряду
с клиническим изучением глубоких форм
умственной отсталости стали обращать
внимание и на легкие формы слабоумия.
С расширением сети школьного образования
все острее вставала проблема неуспеваемости
учащихся с отклонениями в умственном
развитии, так как они не справлялись с
программами народных школ. Учеников отчисляли
из школы, они оказывались на улице, пополняли
ряды антисоциальных элементов. Поэтому
изучение слабоумных детей рассматривается
не только как медицинская, но и как социальная
проблема, как средство предупреждения
социальной запущенности молодежи.
Вопросами изучения
этиологии и анатомо-физиологической
сущности слабоумия детей на рубеже веков
занимаются В.Айрленд, Б.Морель, Д.Бурневиль,
Э.Крепелин, Ж.Демор и др. Наибольший вклад
в разработку проблем слабоумия в этом
направлении внес немецкий психиатрЭмиль Крепелин(1856-1926), который
объединил все формы слабоумия в одну
группу под общим названием "задержка
психического развития", ввел термин
"олигофрения" (греч. малоумие) для
обозначения группы врожденных болезненных
состояний.
Бельгийский психиатр
Жан Демор(1867-1941) впервые отграничивает
причины умственного отставания по патологическим
признакам нарушения развития организма
ребенка от причин внешних (социально-педагогических),
зависящих от условий воспитания ребенка.
По этиологии он разделяет отсталых детей
на детей медицински и педагогически отсталых.
К медицински отсталым он относит тех,
чье отставание в развитии связано с патологическими
факторами (проявившимися в утробном периоде
или раннем детстве). К педагогически отсталым
относит тех, кто в раннем детстве не получил
должного воспитания в семье, кто перенес
какие-либо болезни в раннем возрасте
или стал жертвой плохих методов воспитания
в школе.