История развития метода проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 00:33, доклад

Краткое описание

«Главная проблема образования, основывающегося на личном опыте, состоит в том, чтобы составить такой набор видов сегодняшнего опыта, который плодотворно и творчески жил бы в завтрашнем.» Дж. Дьюи Демократия и образование.
Джон Дьюи (1859 - 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог, справедливо считается основоположником "метода проектов" в мировой педагогике. Ни в одной из своих работ он не употребляет слово "проект" применительно к педагогическому методу, но страницы его книг проникнуты пафосом утверждения связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития метода проектов.docx

— 117.06 Кб (Скачать файл)

История развития метода проектов

История метода проектов по Дж. Дьюи.

 «Главная  проблема образования, основывающегося  на личном опыте, состоит в том, чтобы  составить такой набор видов  сегодняшнего опыта, который плодотворно  и творчески жил бы в завтрашнем.»   Дж. Дьюи Демократия и образование.

Джон Дьюи (1859 - 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог, справедливо считается основоположником "метода проектов" в мировой педагогике. Ни в одной из своих работ он не употребляет слово "проект" применительно к педагогическому методу, но страницы его книг проникнуты пафосом утверждения связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.

Американский ученый Джон Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Он ввел понятие  опыта как источника образования (в противовес книжному знанию), настаивал  на целесообразности образования, понимая  ее как подчиненность усвоенного знания динамично представленным целям.

Дьюи подчеркивает различие опыта, приобретаемого в процессе образования, и опыта, необходимого для будущей жизни. Говоря об их различии, Дьюи показывает их связи, причем связи особого рода. «Главная проблема образования, основывающегося на личном опыте, состоит в том, чтобы составить такой набор видов сегодняшнего опыта, который плодотворно и творчески жил бы в завтрашнем.»  Так Дьюи вводит представление о протяженности опыта.

Опыт, по Дьюи, может быть блокирующим дальнейшее развитие. Образовательный опыт подталкивает к развитию, он должен закладывать основы развития в разных сферах, если опыт блокирует дальнейшее развитие он для своего продолжения требует настолько жестких и специальных условий, что мешает дальнейшему событию. Дьюи приводит пример избалованности, при которой для развития ребенку требуется особое устройство окружающего мира -  его готовность потакать избалованному ребенку, а поскольку такие условия в широком мире невозможны, избалованный ребенок оказывается в нем несостоятельным.

Дьюи вводит принцип связи формируемого опыта с особенностями среды. Опыт всегда формируется внутри некоторой среды, где происходит рост ребенка. Традиционная школа создает сугубо искусственную среду обитания ребенка, образование, основанное на опыте, вводит ребенка в окружающую его широкую естественную среду, тем самым снимая проблему преодоления рамок обученности в дальнейшем. Следовательно, обучение через опыт не требует впоследствии дополнительной доводки, его результаты сразу оказываются пригодными за пределами обучения.

И наконец, Дьюи вводит представление о возрастной адекватности создаваемых в обучении ситуаций, помогающих накоплению опыта. Задача педагога – обеспечить, с одной стороны, преемственность ситуаций, а с другой – выстроить их последовательность с учетом возможностей самого ребенка.

На основании  общих принципов, сформулированных Дьюи, возник метод проектов, известный еще с начала 20 века и широко использовавшийся в России в послереволюционный период.

 

Одним из разработчиков  этого метода в России был С. Т. Шацкий, начавший разработку метода проектов еще в 1905 году. В послереволюционной России метод проектов внедрялся очень активно и широко. Но в 1931 году метод проектов был осужден и запрещен постановлением ЦК ВКП(б), с тех пор среди отечественных педагогов при упоминании данного метода часто возникает реакция отвержения : дескать, знаем, было, но ничего из этого не вышло.

Однако в Европе и США подобный метод, а скорее, его рациональные элементы широко применяются, особенно в школах для подростков. И это естественно, поскольку  перечисленные принципы организации  деятельности детей в школе на  основании опыта, который они приобретают, решая практическую задачу, являются логичными и  продуманными.


Информация о работе История развития метода проектов