Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:36, контрольная работа
Становление специального образования в России в общем похоже на историю развития помощи людям данной категории за рубежом. Это касается основных этапов, связанных с аномальными людьми, формированием отношения общества к ним, и его постепенным изменением.
При этом ситуацию в России отличает то, что, несмотря на длительную историю развития государственности, формирование предпосылок специального образования проходит медленно, и с большим трудом. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что Россия к началу XX столетия отстает от ведущих Европейских стран и США в организации специального образования. Главным отличием развития данного направления педагогики является то, что за сравнительно короткий промежуток времени (20-60-е годы XX в.) создается мощная система специального образования.
История развития специальной педагогике в нашей стране.
Становление специального
образования в России в общем похоже на
историю развития помощи людям данной
категории за рубежом. Это касается основных
этапов, связанных с аномальными людьми,
формированием отношения общества к ним,
и его постепенным изменением.
При этом ситуацию в России
отличает то, что, несмотря на длительную
историю развития государственности,
формирование предпосылок специального
образования проходит медленно, и с большим
трудом. Об этом свидетельствует то обстоятельство,
что Россия к началу XX столетия отстает
от ведущих Европейских стран и США в организации
специального образования. Главным отличием
развития данного направления педагогики
является то, что за сравнительно короткий
промежуток времени (20-60-е годы XX в.) создается
мощная система специального образования.
Первое упоминание об аномальных
людях относится к 996 году, когда князь
киевский Владимир Святославович в утвержденном
им Уставе о православной церкви обязывает
церкви «заботиться об убогих, нищих, юродивых»,
значительное количество которых и составляют
аномальные лица.
О том, что церковь и монастыри стали первыми
заботиться о людях с различными нарушениями,
свидетельствует и «Повесть временных
лет» - летопись киевского летописца Нестора
(1047). Кроме того, имеется свидетельство,
что в Киево-Печорской лавре уже в XI веке
были убежища для аномальных.
Период XII-XV веков для Древней
Руси достаточно сложный. В результате
татаро-монгольского нашествия утрачиваются
многие исторические сведения, в том числе
- сведения о развитии отношения общества
к аномальным людям.
Отношение общества к «юродивым»
на ранних этапах развития государственности,
в отличие от многих зарубежных стран,
является весьма терпимым и доброжелательным
(вспомним хотя бы известные персонажи
русских народных сказок). В Древней Руси
они, как нигде, окружены ореолом святости
и таинственности. Отношение начинает
меняется по мере того, как аномальные
люди (чаще всего - умственно отсталые
и психически больные) в силу своих особенностей,
зачастую не желая того, становятся виновниками
различных преступлений (грабежей, поджогов,
краж), и возникает настоятельная необходимость
в их изоляции от общества. Их начинают
помещать в монастыри. Монастыри становятся
местами призрения аномальных людей. Более
гуманным остается отношение к лицам с
сенсорными нарушениями, но также, как
и в странах Европы, они в течение длительного
времени не признаются дееспособными
гражданами.
Следующие законодательные
акты в отношении аномальных людей относятся
к XVI-XVII векам. Они немногочисленны и касаются
регламентации отдельных групп аномальных
в обществе. Наиболее значимым документом
является «Стоглавый судебник», принятый
при Иване Грозном в 1551 году, который утверждает
(73 глава), что забота о нищих и больных
(а также одержимых бесом) должна осуществляться
государством; в середине XVII столетия
государственная власть закрепляет права
глухонемых при наследовании имущества
(1649 г.).
В 1670 году при монастырях
начинают открываться богадельни - государственные
учреждения, куда, помимо старых людей
и сирот, помещают и аномальных.
Стимулом к развитию первых попыток обучения
и воспитания аномальных людей становятся
преобразования Петра I и Екатерины II.
По указам Петра I начинают
формироваться новые разновидности благотворительных
и церковных учреждений для некоторых
категорий аномальных лиц. В частности,
с 1712 года основываются губернские госпитали
для незаконнорожденных детей; сиротские
дома; специальные сиротские дома при
монастырях. Во всех вновь организованных
учреждениях находят поддержку инвалиды:
глухонемые, калеки, убогие. В учреждения
подобного рода преимущественно попадают
глухонемые (как взрослые, так и дети).
Умственно отсталые люди
продолжают призреваться монастырями.
При этом Петр I вводит для них обязательную
процедуру предварительного освидетельствования,
с указанием признаков ненормальности
(«отповеди чинить не могут, не годятся
ни в какую службу»). Это было вызвано требованиями
жизни: некоторые бояре для того, чтобы
избавить своих сыновей от государственной
службы, стали под видом «дураков» помещать
их в монастыри. Для ужесточения данной
процедуры, Петр I вводит запрет «дуракам
жениться и наследовать имущество».
Первыми специализированными
учреждениями, куда начинают приниматься
душевнобольные, становятся специальные
государственные учреждения, которые
открываются после принятия указа Елизаветы
II в 1785 году «Об учреждении указов общественного
призрения», что позволяет также значительно
расширить разновидности различных учреждений
- это воспитательные дома, лечебницы,
сиротские дома, больницы, народные школы.
Деятельность данных учреждений контролируется
государством. К сожалению, умственно
отсталые туда не попадают; количество
таких учреждений для душевнобольных
также невелико - всего три к концу XVIII
столетия.
Первые организованные попытки
обучения и воспитания различных категорий
аномальных детей и подростков в России
начинают предприниматься во второй половине
XVIII столетия. Большое влияние на развитие
научной мысли оказывают идеи просветителей;
в частности, при Екатерине II тщательно
изучается опыт обучения глухонемых детей
и подростков (работы Ш.Эпе, Гейнике); немаловажную
роль играет также развитие естественно-научных,
медицинских знаний и философской мысли.
Ко второй половине XVIII века
относятся первые попытки обучения отдельных
категорий - в частности, глухонемых детей
в воспитательных домах. Данные учреждения
организуются как комплексные образовательные
учреждения, реализующие гуманистические
идеалы воспитания, опирающиеся на традиции
благотворительности и меценатства (Л.
В. Андреева, 2005).
Большую роль в создании таких домов в
Москве и Санкт-Петербурге сыграл И. П.
Бецкий, известный русский либерал и просветитель.
Следующим этапом в развитии
помощи аномальным становится организация
в начале. - середине XIX столетия первых
школ, «училищ» для различных категорий
аномальных детей, подростков и взрослых,
а также приютов. Количество школ еще невелико,
они носят либо частный, либо благотворительный
характер и рассчитаны на достаточно выраженные
нарушения зрения, слуха, интеллекта.
В 1802 и 1809 годах в Риге открываются
частные училища (школы) для глухих детей;
в 1806 - училище для глухонемых (под покровительством
императрицы Марии Федоровны); в 1807 году
- институт для слепых. Большая заслуга
в создании института для взрослых слепых
(школу для детей открыть не удается) в
России принадлежит французскому тифлопедагогу
В. Гаюи, который приезжает в Россию по
приглашению Александра I и в течение нескольких
лет работает в Санкт-Петербурге.
Большую роль в организации
отечественной тифлопедагогики играет
филантропическая деятельность К. К. Грота
(1815-1892), который создает училище для слепых
мальчиков (1881) в Санкт-Петербурге, разрабатывает
устав и содержание обучения. Соратник
К. К. Грота, известный отечественный тифлопедагог
А. И. Скребицкий, разрабатывает специальный
шрифт для обучения слепых - рельефно-линейный
русский шрифт, организовывает печатание
книг для слепых детей.
Особенностью деятельности данных учреждений
была их практическая направленность
- помимо получения общеобразовательных
знаний воспитанники овладевают различными
профессиями, которые пригодятся им в
жизни.
Первое в России учреждение
для слабоумных открывается несколько
позже - в 1854 году - в Риге доктором Ф. Пляцем.
Небольшое учреждение является частным;
в нем оказывается помощь достаточно широкой
категории детей и подростков - больным
эпилепсией, малоспособным, «идиотам».
Помимо данного учреждения, необходимо
отметить также частное Врачеб-но-воспитательное
заведение доктора И. В. Маляревского,
открытое в Санкт-Петербурге в 1882 году,
приют Е. К. Грачевой, созданный на средства
благотворительности в Москве в 1894 году,
и ряд других.
Также, как и в других европейских
странах, помощь умственно отсталым детям
в России начинается с выделения тяжелых
форм слабоумия и постепенно распространяется
на более легкие формы. Этому во многом
способствует принятие закона о всеобщем
начальном образовании (1908). В 1911 году в
Санкт-Петербурге открываются первые
вспомогательные школы для детей и подростков
с легкими нарушениями интеллекта.
Одновременно с созданием
специализированных учреждений для аномальных
детей, подростков и взрослых встает вопрос
о содержании и специальных методах обучения.
Исследователи, педагоги, практики начинают
разрабатывать содержание обучения различных
видов аномальности.
Вопросами обучения глухих
занимаются В. И. Флери (1800-1856), Г. А. Гурцов
(1778-1858), Я. Т. Спешнев, А. Ф. Остроградский,
Ф. A. Pay и Н. A. Pay (организаторы первого детского
сада для глухих детей, 1900). Педагоги-практики
предлагают различные варианты обучения
глухих детей: естественный язык жестов
(Г. А. Гурцов), методика чтения с губ (И.
Я. Селезнев), естественный способ обучения
устной речи (П. Д. Енько), графический метод,
основанный на использовании письменной
речи.
Обучение слепых детей и
подростков строится сначала на основе
рельефно-линейного метода, затем - на
основе метода Брайля, который перерабатывают
применительно к русскому языку, по данным
различных источников, педагоги Е. Тумберг,
А. И. Скребицкий, А. Адлер. Метод Брайля
начинает использоваться в обучении слепых
детей в России с 1885 года.
Обучение умственно отсталых
детей вбирает идеи зарубежных педагогов
(Э. Сегена, М. Монтессори, Ф. Фребеля). Кроме
того, начинают разрабатываться собственные
методы и приемы специального обучения.
Врачи, педагоги, общественные деятели
постоянно обращаются к правительству
с требованиями создания государственных
учреждений для аномальных детей и подростков.
Эти вопросы неоднократно поднимаются
на различных съездах (1895-1896; 1903; 1910), однако
существенных изменений в отношении аномальных
не происходит вплоть до 1917 года.
Революция 1917 года становится
переломным моментом в развитии отечественного
специального образования. Наиболее важными
результатами является то, что образование
становится государственным и развивается
как система в соответствии с идеологией
нового общества.
Войны и революции, значительно ослабившие
страну экономически, обусловливают появление
ряда социальных проблем, требовавших
немедленного решения, - в частности, детской
беспризорности и неграмотности. Кроме
этого, события, сопровождавшие войны
- голод, разруха, различные эпидемии -
косвенно способствуют увеличению числа
детей и подростков с психическими и физическими
отклонениями.
Актуальность проблем осознается
государством и оно не случайно обращается
к образованию как к одной из наиболее
де-привированных и одновременно чрезвычайно
значимых в плане перспективы областей.
С появлением нового государства образование
становится государственным; принимаются
постановления и обращения, регламентирующие
правовые и организационные его вопросы.
Начинается широкомасштабная борьба с
неграмотностью и беспризорностью. Открываются
новые школы, училища, педагогические
и психологические факультеты, институты
и университеты.
В связи с необходимостью
создания новой школы встает вопрос разработки
содержания обучения, создания соответствующих
программ, выбора оптимальных форм обучения.
Данная проблема оказывается одной из
наиболее сложных, так как молодое государство
отказывается использовать традиции старой
дореволюционной школы. Поэтому специалисты
и исследователи поставлены перед необходимостью
изучения, поиска новых организационных
форм и программ обучения (как для нормальных,
так и аномальных детей и подростков).
С этой целью они начинают обращаться
к зарубежному опыту и активно изучать
его. Кроме того, создаются новые отечественные
теоретические и практические концепции,
методы, формы обучения и изучения нормальных
и аномальных детей и подростков.
Процесс становления специального образования
в нашей стране является чрезвычайно сложным
и противоречивым.
Это выражается не только в поиске оптимальных
путей обучения и воспитания аномальных
детей и подростков, но и в том, что научный
поиск в стране проходит под жестким контролем
государства, которое в случае необходимости
вводит достаточно жестокие репрессивные
меры по отношению к исследователям, целым
научным направлениям. Эта тенденция особенно
отчетливо проявляет себя в 30-50-е годы
XX столетия.
В послеоктябрьский период
закладываются теоретические основы специального
образования; создается сеть государственных
специальных школ для детей с отклонениями
в развитии, разрабатывается содержание
обучения и воспитания разных категорий
аномальных детей и подростков.
Принципы обучения и воспитания
аномальных детей и подростков впервые
провозглашены на Первом Всероссийском
съезде по борьбе с детской дефективностью
и беспризорностью в 1920 году.
Оформление специального образования
в систему проходит в течение десяти лет
и завершается к концу 20-х - началу 30-х годов
XX столетия (Н. Н. Малофеев, 2004).
В этот период принимаются законодательные
акты, регулирующие деятельность специальных
учреждений (Постановление СНК РСФСР «Об
учреждениях для слепых, глухих, умственно
отсталых» от 23 ноября 1926; «О мерах для
усиления работы по воспитанию и обучению
глухонемых, слепых и умственно отсталых»,
1927). Постановлением СНК «О всеобуче» (1925;
1927) регламентируется введение всеобщего
начального обучения аномальных детей
и подростков. Начинается комплектование,
открываются специализированные учреждения
для различных категорий аномальных детей
и подростков, создаются и утверждаются
программы обучения; появляются общественные
организации лиц с различными нарушениями
(Всероссийское общество глухих, 1926).
Создаются и функционируют следующие
типы учреждений: школы для глухих детей;
дошкольные детские дома для глухих детей'
(в 1926 году их насчитывается 12; в 1930 году
Е. Ф. Pay открывает первый детский сад для
глухих преддошкольников); школы для умственно
отсталых; школы для слепых детей и подростков.
В начале 30-х годов при нескольких общеобразовательных
школах Москвы и Ленинграда открываются
классы охраны зрения для слабовидящих
детей. С конца 30-х годов - первые школы
для слабовидящих. Большая заслуга в организации
первых школ для слабовидящих принадлежит
Ю. Д. Жаринцевой.
Помимо школ, создаются и
учреждаются школы-интернаты (некоторые
- с профессионально-техническим уклоном),
детские дома для аномальных детей и подростков,
оставшихся без попечения родителей. Кроме
того, при нескольких общеобразовательных
школах открываются классы для школьников
со сниженным слухом.
Формулируется задача специальной школы
- подготовка выпускников к самостоятельной
жизни и труду.
Длительность обучения в специализированных
школах варьируется - во вспомогательных
школах, классах для тугоухих составляет
пять лет, в школах (интернатах) для глухих
детей - девять. «Содержание образования
ориентировано на начальное обучение
и реализовывалось через специальные
комплексные программы» (Б. П. Пузанов,
2000). При этом следует отметить одну особенность:
если в 20-х годах обучение всех категорий
аномальных детей и подростков ориентировано
на получение элементарного начального
образования (это регламентируется постановлением
СНК «О порядке введения всеобщего обязательного
начального обучения, 1927), то в 30-е годы
содержание обучения значительно расширяется.
В частности, программы обучения детей
и подростков с нарушениями слуха и зрения
обогащаются предметами, направленными
на расширение общеобразовательных знаний:
физикой, математикой, естествознанием
и др. В 1949 году осуществляется переход
к обязательному семилетнему образованию.
Разрабатываются научные
основы обучения и воспитания аномальных
детей и подростков. В 1920 году в Петербурге
создается Отофонический институт, ориентированный
на изучение детей и подростков с нарушениями
слуха и речи; в 1929 году в Москве открывается
Экспериментально-
Начинается подготовка педагогических
кадров - в 20-30 годы при педагогических
институтах Москвы, Петербурга, Киева
открываются специальные дефектологические
факультеты для подготовки педагогов-дефектологов.
Постепенно оформляется
основной подход к проблеме изучения,
обучения, развития детей и подростков
с отклонениями в развитии - комплексный
медико-психолого-
Разработкой проблемы обучения и воспитания
занимаются: Д. И. Азбукин, П. П. Блонский,
Л. С. Выготский, Е. В. Герье, А. Н. Граборов,
А. С. Грибоедов, Л. В. Занков, В. П. Кащенко,
Г. И. Россолимо, Н. В. Чехов (умственно отсталые
дети и подростки); Д. В. Фельдберг, Ф. A.
Pay, H. A. Pay, И. А. Васильев, Е. Ф. Заморенко,
Н. М. Лаговской, С. С. Преображенский (глухие
и слабослышащие); А. Адлер, Ю. Д. Жаренцева,
Б. И. Коваленко, Н. Б. Коваленко, А. С. Ганжий
(слепые и слабовидящие).
Становление отечественной
специальной педагогики во всех ее отраслях
связано с научной деятельностью Л. С.
Выготского (1896-1934), который закладывает
основы современного специального образования.
Несмотря на значительную неравномерность
развития специального образования в
40-е годы XX столетия (проведение научных
изысканий прерывает Великая отечественная
война) специальное образование сохраняется
как система.
В послевоенный период
начинается интенсивное развитие специального
образования, наибольшее развития оно
получает в 60-80 гг. XX столетия.
На этот период приходится наибольшее
количество фундаментальных работ по
различным отраслям специальной педагогики.
Появляются новые отрасли и направления,
расширяется количество специальных образовательных
учреждений для аномальных детей и подростков;
разрабатывается методическое обеспечение
специального обучения. Окончательно
оформляется структура специального образования.
Большую роль в разработке
проблем, связанных с изучением, обучением,
воспитанием аномальных детей и подростков,
играет научная деятельность сотрудников
НИИ Дефектологии РСФСР (с 1966 года АПН
СССР, в настоящее время - Институт коррекционной
педагогики РАО).
Характерной особенностью развития специального
образования является углубление медицинских,
клинических исследований по проблеме.
Это становится возможным благодаря бурному
развитию медицинской науки - физиологии,
генетики, отоларингологии, психиатрии,
офтальмологии и др.
Помимо медицинских классификаций, разрабатываются
педагогические классификации различных
нарушений. Появление их способствует
созданию новых форм обучения аномальных
детей и подростков. В частности, классификация
Р. М. Боскис (1950) позволяет обосновать
создание для детей с нарушениями слуха
двух типов школ: для глухих и слабослышащих.
Совершенствуются содержание, методы,
приемы обучения; апробируются новые программы
обучения аномальных детей и подростков:
А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин, К. В. Комарова,
К. И. Туджанова, Г. Л. Зайцева; Е. Г. Речицкая;
слабослышащих - Л. И. Тигранова, В. А. Синяк,
Э. И. Леонгард; умственно отсталых школьников
(Г. М. Дульнев, А. Н. Граборов, М. Ф. Гнездилов,
В. Г. Петрова, С. Л. Мирский, Б. И. Пинский).
Улучшается методическое обеспечение
процесса обучения и воспитания.
Данный период связан со
значительным ростом числа специализированных
учреждений, что в свою очередь вызвано
развитием культуры населения, совершенствованием
уровня медицинского обслуживания. Стимулом
для этого послужило увеличение количества
аномальных лиц в связи с последствиями
войны.
Происходит дальнейшая дифференциация
различных направлений специальной педагогики
и их внутреннее развитие.
При школах для глухих детей и подростков
создаются отделения для слабослышащих,
для данной категории детей и подростков
открываются отдельные школы. Организуются
отделения для слабовидящих детей и подростков
при школах для слепых детей. Встает вопрос
об организации помощи слепоглухонемым
детям (А. И. Мещеряков, Т. А. Басилова). В
1963 году в Загорске открывается школа-интернат
для слепоглухих детей и подростков.
Обосновывается необходимость организации
обучения и воспитания детей и подростков
не только с легкой, но и выраженной степенью
умственной отсталости (Постановление
СНК РСФСР от 27.02 1946). Заботу о глубоко отсталых
детях берет на себя Министерство социального
обеспечения. Разрабатываются программы
обучения детей с глубокой умственной
отсталостью (А. Р. Маллер, Г. И. Цикото)
В конце 60-х - начале 70-х годов
начинается изучение, обучение и воспитание
детей с задержкой психического развития
(В. И. Лубовский, Р. Д. Триггер, Т. В. Егорова,
Ю. И. Демьянов, Г. М. Капустина, Л. В. Кузнецова,
И. Ф. Марковская, Л. И. Пе-реслени и др.)
Кроме того, в этот период появляются новые
направления изучения и организации помощи
детям и подросткам, ранее её не получавшим.
В 50-60-х годах создаются специализированные
школы для детей с тяжелыми нарушениями
речи. Большая заслуга в этом принадлежит
Р. Е. Левиной, Н. Н. Трауготт, К. И. Марковой.
В середине 70-х годов при общеобразовательных
школах открываются логопункты, цель которых
- коррекция нарушений речи школьников
в условиях массового обучения.
Создаются учреждения для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.
В 60-70 годах начинает разрабатываться
проблема обучения и воспитания детей
дошкольного возраста, имеющих проблемы
в развитии.
В конце 60-х - начале 70-х годов организуются
детские сады для умственно отсталых детей
(Г. М. Гусева, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева,
О. П. Гаврилушкина), в середине 70-х - для
детей с тяжелыми речевыми нарушениями
(Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина) и детей с
нарушениями зрения; с 80-х годов организуются
детские сады для детей с ЗПР (С. Г. Шевченко,
У. В. Ульенкова и др.).
Складываются основные принципы организации
дошкольных учреждений: бесплатность,
комплектование по ведущему отклонению
в развитии, меньшая наполняемость групп
по сравнению с обычными детскими садами;
введение в штат специалистов-дефектологов
разного профиля и дополнительных медицинских
работников; организация специальных
занятий, перераспределение видов занятий
между воспитателями и дефектологами
(Н. М. Назарова, 2001).
В конце 70-х - начале 80-х годов
начинается изучение детей и подростков
с ранним детским аутизмом (О. С. Никольская,
Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, С. А. Морозов
и др.).
Сурдопедагогика - единственная отрасль
специальной педагогики, которая ставит
задачу организации помощи дошкольникам
и раньше всех ее реализует: с конца 50-х
годов создаются специализированные дошкольные
учреждения для детей с нарушениями слуха
(ясли и детские сады).
Большое внимание уделяется проблеме
подготовке педагогических кадров, методическому
обеспечению процесса обучения и воспитания.
Во всех крупных городах союзных республик
при педагогических институтах открываются
дефектологические факультеты.
В 70-80-х годах правительством
принимается ряд законодательных актов,
направленных на дальнейшее развитие
учреждений для аномальных детей, расширение
и совершенствование их деятельности;
усиливается интерес к модернизации учебной
и воспитательной работы учреждений. Сферой
интересов правительства становятся меры,
направленные на социальную защиту семьи.
К началу 90-х годов структура
специального образования оказывается
окончательно сформированной. Этому способствуют
принятые в 1992 году Закон Российской Федерации
«Об образовании» и в 1995 Федеральный закон
«О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации», которые
вводят новые принципы организации образования
в России, новую типологию образовательных
учреждений, вносят изменения в ряд организационно-правовых
аспектов специального образования.
Специализированная помощь оказывается
детям и подросткам с различными нарушениями
тремя Министерствами РФ (Министерством
здравоохранения, Министерством просвещения,
Министерством социального обеспечения)
на разных возрастных этапах развития
детей и подростков:
• в раннем младенчестве (0-3 года);
Основные постановления Правительства:
«План мероприятий Министерства просвещения
по улучшению и воспитанию детей с нарушениями
физического и умственного развития»
(1970); Постановления Совета Министров СССР
«О мерах по дальнейшему улучшению обучения,
трудового устройства и обслуживания
лиц с дефектами умственного и физического
развития»; «О мерах по усилению государственной
помощи семьям, имеющим детей-инвалидов»
(1981) «О состоянии и мерах по дальнейшему
развитию сети специальных школ, школ-интернатов,
дошкольных учреждений, полном охвате
обучением и воспитанием аномальных детей»
(1983), «О мерах по коренному улучшению воспитания,
обучения детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» (1987); «О неотложных
мерах по улучшению положения женщин,
охране материнства и детства, укреплению
семьи» (1989).
В раннем младенческом возрасте дети воспитываются
дома, в детских яслях, дети-сироты - в домах
ребенка;
Для детей дошкольного возраста существуют:
специализированные дошкольные образовательные
учреждения компенсирующего вида (с дневным
пребыванием, круглосуточные); коррекционные
детские дома; специализированные группы
при массовых детских садах (в основном,
для детей с нарушениями зрения и речи);
группы кратковременного пребывания (не
более 5 часов в неделю) при обычных дошкольных
образовательных учреждений (ДОУ); дошкольные
группы при специализированных школах
(диагностические).
Специализированная помощь
в дошкольных образовательных учреждениях
компенсирующего типа оказывается детям
в возрасте от рождения до трех лет и от
трех до семи лет. Наполняемость групп
зависит от возраста и конкретного нарушения.
Кроме того, дошкольники с отклонениями
в развитии могут посещать образовательные
учреждения для детей дошкольного и школьного
возрастов; дошкольники группы риска,
с нарушениями эмоционально-волевой сферы
могут получать помощь в образовательных
учреждениях для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической помощи (от трех
лет) - в центрах реабилитации, диагностики
и консультирования, психолого-медико-социального
сопровождения и т. д. Существуют также
оздоровительные учреждения санаторного
типа для детей, нуждающихся в длительном
лечении.
Дети и подростки школьного
возраста с особыми образовательными
потребностями получают образование в
соответствии со специальными образовательными
стандартами в различных образовательных
учреждениях или на дому.
Для школьников существуют:
специальные коррекционные школы, а также
школы-интернаты; детские дома для детей-сирот
и оставшихся без попечения родителей;
для детей с нарушениями зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата, тяжелыми
нарушениями речи, интеллектуальными
недостатками, задержкой психического
развития, соматически ослабленных детей
- лесные школы. В них проводится профессиональная
подготовка учащихся, решаются оздоровительные,
воспитательные, коррекционные задачи;
подростки готовятся к самостоятельной
жизни в обществе.
В настоящее время существует
восемь видов коррекционных школ для различных
категорий детей с отклонениями в развитии:
Специальное (коррекционное) образовательное
учреждение
I вида (школа-интернат) для глухих детей;
Специальное (коррекционное) образовательное
учреждение
II вида (школа-интернат) для слабослышащих
детей;
Специальное (коррекционное) образовательное
учреждение
III вида (школа-интернат) для слепых детей;
Специальное (коррекционное) образовательное
учреждение
IV вида (школа-интернат) для слабовидящих
детей;
Специальное (коррекционное) образовательное
учреждение
V вида (школа-интернат) для детей с тяжелыми
нарушениямиречи;
Специальное (коррекционное) образовательное
учреждение
VI вида (школа-интернат) для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата;
Специальное (коррекционное) образовательное
учреждение
VII вида (школа-интернат) для детей с задержкой
психического развития;
Специальное (коррекционное) образовательное
учреждение
VIII вида (школа-интернат) для умственно
отсталых детей и подростков.
При школах VIII вида создаются специальные
классы для детей с умеренной степенью
умственной отсталости. При школах I-IV
видов организуются классы для детей со
сниженным интеллектом.
Кроме вышеперечисленных типов школ и
форм получения образования (специализированная
школа; школа-интернат), с 1995 года при общеобразовательных
школах создаются классы коррекционно-развивающего
обучения (КРО). Они организуются для оказания
помощи детям, имеющим различные затруднения
в обучении. Обучение проводится по традиционной
программе массовой школы. Особенностью
классов КРО является небольшая наполняемость
классов - они рассчитаны на 10-12 человек.
В процессе обучения школьникам оказывается
специализированная помощь логопеда и
психолога.
Кроме того, достаточно распространенными
формами образования в последние годы
являются: индивидуальное/надомное обучение;
обучение в условиях стационара (лечебных
учреждениях); экстернат; обучение в условиях
санатория, школы-профилактория.
Получение среднего
профессионального образования возможно
в специальных профессиональных училищах,
лечебных мастерских, центрах социально-трудовой
реабилитации.
Взрослые лица с различными нарушениями
могут получить профессиональное образование
в вечерних школах, специальных техникумах,
учебных и производственных мастерских.
Информация о работе История развития специальной педагогике в нашей стране