История становления и развития гуманитарно-педагогического факультета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:03, реферат

Краткое описание

В декабре 2005 г. – гуманитарно-педагогическому факультету РГАУ-МСХА Тимирязева исполнилось 80 лет.
Педагогический факультет был создан в 1925 г. И существовал как агропедагогическое отделение академии. С 1925 по 1997 гг. педагогический факультет занимался проблемой переподготовки преподавателей сельскохозяйственных вузов страны.

Содержание

История становления и развития гуманитарно-педагогического факультета 3
Кафедры: 11
Кафедра педагогики и психологии. 11
Кафедра иностранных языков. 11
Кафедра русского языка 12
Кафедра государственного и муниципального управления 12
Кафедра истории и культурологи 13
Кафедра связи с общественностью и речевой коммуникацией 13
Кафедра аграрного туризма 13
Кафедра философии и социологии 14
Кафедра аграрного и земельного права 14
Кафедра физической культуры 15
Гимн гуманитарно-педагогического факультета 16
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

pedagogika.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства российской федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева

 

 


 

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

На тему: История становления и развития гуманитарно-педагогического факультета

 

 

 

                                                                                    

 

                                                                                                                         

 

Составила:

Студентка 1-го курса

Гуманитарно-педагогического факультета

Наурзалина Айжан,101 группа

Проверил: Анисимова Т.А.

 

 

 

 

Москва-2013г.

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История становления и развития гуманитарно-педагогического факультета

В декабре 2005 г. – гуманитарно-педагогическому  факультету РГАУ-МСХА Тимирязева исполнилось 80 лет. 
Педагогический факультет был создан в 1925 г. И существовал как агропедагогическое отделение академии. С 1925 по 1997 гг. педагогический факультет занимался проблемой переподготовки преподавателей сельскохозяйственных вузов страны.

Именно выпускники профессиональных техникумов становились первой интеллигенцией на селе. Педагогическому составу послереволюционной России, их семьям были присущи демократические взгляды, широта интересов, любовь к искусству и отечественной культуре. Да и большинству студенчества были чужды «меркантильные начала», не ими они удовлетворяли свою страсть к познанию передовых идей, стремлению к глубокому профессионализму. Увеселительные общения не были главным, к чему стремилась студенческая молодежь, ее больше влекли диспуты, беседы об истории Родины и ее будущем пути, о роли науки, нелегкой судьбе сеятеля и хранителя.

В 1928 г. В стране было уже 204 аграрных техникума, в которых обучались около 30 тысяч учащихся. Программа преобразования сельского хозяйства вызвала дальнейший рост сети таких заведений. Наряду с техникумами была создана сеть одногодичных сельскохозяйственных школ и училищ для подготовки квалифицированных кадров механизаторов, полеводов, животноводов, садоводов, овощеводов. Для этих учебных заведений были нужны преподаватели. Их подготовку было признано целесообразным организовать при МСХА им. К.А. Тимирязева из числа специалистов сельского хозяйства с высшим образованием и опытом практической работы.

В декабре 1925 г. Решением коллегии Народного комиссариата земледелия и Главпрофобра Наркомпроса в ТСХА были организованы шестимесячные Высшие педагогические курсы, ставшие прообразом педагогического факультета. В тот период это было нелегким делом: даже в знаменитой Тимирязевской академии, одном из старейших вузов страны, не хватало преподавателей, способных готовить педагогические кадры по сельскохозяйственным дисциплинам. Привлекались специалисты из других вузов, росли и собственные кадры.

В 1925 г. На Высших педагогических курсах в ТСХА начал свою педагогическую и научно-исследовательскую работу советский педагог, видный деятель народного образования, доктор педагогических наук, профессор Иван Андреевич Каиров (1893-1978). В 1930-1934 гг. он работал в аппарате ЦК КПСС. В 1929-1937 гг. возглавлял кафедру педагогики Московского агропедагогического института при Московской сельскохозяйственной академии, а с 1946 по 1967 гг. был президентом Академии педагогических наук РСФСР. В 1946-1956 гг. – министр просвещения РСФСР.

С 1927 г. Проректором ТСХА работал видный советский педагог, доктор педагогических наук, профессор Иванович Корнелий Агафонович (1909-1982), который с 1937 по 1962 гг. был заведующим кафедрой педагогики МСХА им. К.А. Тимирязева, действительным членом Академии педагогических наук РСФСР (с 1959 г.). Эти педагоги-ученые внесли огромный вклад в становление и развитие педагогического факультета ТСХА, подготовку высококвалифицированных педагогов для сельскохозяйственных техникумов, школ, училищ.

На Высшие педагогические курсы зачисляли преимущественно  выходцев из рабочих и крестьян, имеющих законченное высшее с.-х. образование и практический стаж работы. Для отбора абитуриентов была создана специальная комиссия, которая работала под руководством и контролем ректората и общественных организаций. В краткие сроки были разработаны учебные планы и программы по подготовке преподавателей по агрономии и зоотехнии. В первом учебном плане и программах основное внимание уделялось теоретической и практической  педагогической подготовке слушателей, а также методике преподавания специальных учебных предметов в с.-х. техникумах. Значительное время отводилось изучению педагогических и психологических основ. Слушателям давалось много времени для самостоятельной работы над педагогической литературой и для изучения учебно-воспитательной работы в техникумах. 
За 1925-1929 гг. в Тимирязевской академии на Высших педагогических курсах было подготовлено около 250 преподавателей для аграрных техникумов, школ и училищ по специальным дисциплинам.

В 1929 г. На базе Высших педагогических курсов был организован Агропедагогический институт. Становление его шло сложно, приходилось преодолевать материальные, организационные и методические трудности. В 1934 г. Агропедагогический институт был реорганизован в агропедагогическое отделение МСХА им. К.А. Тимирязева. В связи с этим остро встала проблема создания новых учебных планов, учебников и учебных пособий. В развитии научных исследований, методики преподавания, в разработке учебных пособий и дисциплин в первые годы агропедагогического отделения проявили себя молодые ученые и педагоги, ставшие достойными представителями науки и высшей педагогической школы.

В течение 1934-1950 гг. на агропедагогическом отделении было подготовлено 1200 преподавателей для с.-х. техникумов, школ и училищ. Кроме того, было организовано обучение по специальности: «Экономика и организация социалистических сельскохозяйственных предприятий», а в дальнейшем по специальности «Бухгалтерский учет в колхозах и совхозах».

В 1950 г. На базе агропедагогического отделения создается агропедагогический факультет. Успехи в организации научно-методической работы факультета и учебы студентов в значительной мере привнесены заведующими И.А. Каировым, К.А. Ивановичем, Д.М. Финиковым.  
Профессура педагогического отделения применяла  различные методические приемы активизации учебы студенчества в течение семестров: коллоквиумы, поэтапные экзамены со сдачей экзамена по циклам и с обобщением знаний в форме докладов. Совершенствование организационных и методических форм обучения давало заметное повышение успеваемости студенчества.

С 1950 по 1960 гг. на агропедагогическом факультете было подготовлено 1700 преподавателей по агрономическим, зоотехническим и  экономическим специальностям, а  также по механизации и электрификации сельского хозяйства, лесному хозяйству и агролесомелиорации. Кроме очной формы подготовки в 1963 г. Организуется подготовка преподавателей по заочной системе образования. С 1960 по 1965 гг. на педагогическом факультете академии получили педагогическое образование около 1300 преподавателей, в том числе свыше 340 слушателей закончили педфак заочно. 
До 1966 г. Значительное место в деятельности педагогического факультета занимали разнообразные курсы и семинары по повышению квалификации преподавателей с.-х. техникумов, высших учебных заведений и специалистов сельского хозяйства. Факультет повышения квалификации был родоначальником педагогического факультета ТСХА.

За послевоенный период на курсах повышения квалификации при педагогическом факультете прошли обучение 8256 преподавателей (в том числе за 1956-1966 гг. – 2327 человек), из них – 7138 преподавателей с.-х. техникумов (за 1956-1966 гг. их было подготовлено 1209 человек), 1118 преподавателей с.-х. вузов страны (все – за 1956–1966). 
Выпуск преподавателей с.-х. техникумов с каждым годом увеличивался. Если в 1925-1935 гг. было выпущено всего 496 преподавателей, то с 1965 по 1975 гг. подготовлено свыше 4000 преподавателей специальных дисциплин для высших и средних учебных заведений страны. Педагогический факультет ТСХА стал крупнейшим центром подготовки преподавателей для системы средних специальных учебных заведений агропромышленного комплекса страны. Во всех республиках и областях нашей страны работают директорами, завучами и преподавателями техникумов выпускники педагогического факультета ТСХА. 
С 1990 г. Гуманитарно-педагогический факультет готовит преподавателей на шести отделениях: агрономическом, овощеводства и плодоводства, отделении защиты растений, бухгалтерском, планирования сельского хозяйства, информатики и вычислительной техники. На дневное отделение факультета принимаются преподаватели с.-х. техникумов, профессионально-технических училищ, школ управления АПК и др., имеющие законченное высшее с.-х. образование, не старше 45 лет.

С 1997 г. С открытием специальности «Профессиональное обучение» основной задачей педагогического факультета стала подготовка преподавателей для среднего профессионального звена с.-х. образования. Уникальность специальности заключается в том, что подготовка ведется по трем направлениям – «Экономика и управление», «Агрономия», «Зоотехния». Это единственный факультет в России, готовящий таких специалистов для системы среднего звена с.-х. образования. 
Выпускники факультета подготовлены к преподавательской и иным видам педагогической деятельности в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня, а также могут  работать  специалистами в отраслях АПК. 
На факультете работают 267 высококвалифицированных преподавателей, владеющих опытом комплексной реализации психолого-педагогического, экономического, агрономического и зооинженерного направлений; около 70% имеют ученые степени и звания. 
В настоящее время в академии утвержден новый учебный план подготовки специалистов, и в соответствии с этим учебным планом ведется разработка новых методических пособий, указаний и материалов.  
В зависимости от конкретных дидактических задач, вида подготовки студентов в учебном процессе используются различные технологии обучения.

Объяснительно-иллюстративные технологии применяются преимущественно с целью приобретения студентами фундаментальных, систематизированных знаний за счет осмысления и усвоения излагаемого в определенной последовательности учебного материала. Ведущими видами занятий являются лекции, семинарские и практические занятия.  
Наибольшее распространение получили такие формы учебных лекций, как проблемная лекция (профессор В.А. Шабунина, доцент Т.В Ложникова), лекция-визуализация (доценты И.П. Готовцева, Н.В. Козленкова). Новые тенденции появились и в проведении семинарских и практических занятий. Наибольшее распространение получили такие формы семинаров: проблемный семинар (доценты Т.В. Ложникова, Р.Н. Мищенко, асс. И.И. Шевченко), семинар-дискуссия (доцент М.П. Завгородняя, асс. Ю.П. Фатнева), семинар-исследование (профессор В.А. Шабунина, доцент Г.А. Петранева). В методике проведения практических занятий существенное значение приобрели тенденции усиления прикладной направленности обучения, формирования конкретных профессиональных навыков научных исследований, психолого-педагогической диагностики, психологического консультирования, педагогического прогнозирования. 
В учебном процессе имеет место сочетание традиционных и инновационных технологий обучения.  
Кафедры оснащены компьютерной техникой. На факультете имеется аудитория, оснащенная мультимедийной техникой. Академия предоставляет студентам и преподавателям возможность выхода в глобальную сеть Интернет, доступ пользователей (студентов и преподавателей) в компьютерные классы для работы по расписанию учебных занятий свободный.

Важным шагом является участие в научно-практических и  научно-методических конференциях различного уровня. Ученые факультета и кафедры выезжали с докладами (или участвовали заочно) на международные, федеральные и региональные культуролог и конгрессы в различные города.  
Деканат и кафедры факультета активизировали работу по организации НИРС и привлечению студентов к участию в программах научных школ и направлений, действующих на факультете в виде проблемных групп и кружков. 
В рамках психологической поддержки студентов на факультете активно ведется работа по таким направлениям, как адаптация студентов к условиям высшего учебного заведения, предупреждение и разрешение конфликтов в студенческих группах, формирование студенческого актива групп, развитие познавательных способностей и личностных качеств студентов.  
На факультете принята концепция воспитательной работы созданная проф. В.А. Шабуниной, и разработана технология ее реализации. В соответствии с концепцией строится система воспитания в академических группах. Основной целью воспитательной работы на факультете и отделении профессионального обучения является формирование у студентов качеств, которые позволяют им успешно адаптироваться, жить и работать в быстро меняющихся условиях нашего времени. Воспитательная работа осуществляется на основе преемственности от курса к курсу, с опорой на позитивное, на активность, творчество, самостоятельность студентов, при реализации личностно-ориентированного подхода. Используются как массовые, так и групповые и индивидуальные формы работы.

Гуманитарно-педагогический факультет продолжает оказывать  большое влияние на уровень учебно-методической и учебно-воспитательной работы в академии и других сельскохозяйственных высших и средних учебных заведениях страны. На сегодняшний день это единственный методический центр в стране, осуществляющий помощь в данном направлении. На базе факультета проходит переподготовка руководящих кадров для сельскохозяйственных средних и высших образовательных учреждений. 
На факультете успешно действует Академия педагогического мастерства для аспирантов, факультет повышения квалификации для молодых преподавателей академии и компьютерные курсы для преподавателей и сотрудников. Огромную учебную, научную и организационную работу выполняют В.А. Шабунина, Т.В. Ложникова, Н.В. Козленкова, И.И. Шевченко, Ю.П. Фатнева.  

Неотъемлемым фактором повышения качества образования в последнее десятилетие стала его интернационализация. Студенты факультета, владеющие иностранными языками на соответствующем уровне, по рекомендации деканата могут быть направлены на стажировку в сельскохозяйственные предприятия Германии, Голландии, США и других стран. 
Факультетом и кафедрами проводится систематическая профориентационная работа среди выпускников средних учебных заведений, а также подготовительная организационная работа. Издаются программы для поступающих в академии, учебные пособия, методические материалы и рекомендации для подготовки к поступлению, имеются экзаменационные материалы прошлых лет, информационные справки о специальности и экзаменах, конкурсах и проходных баллах.

Информация о работе История становления и развития гуманитарно-педагогического факультета