Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 00:04, доклад
Технологический подход - достаточно распространенный способ познания социальных явлений. Технология (от греческого techne - искусство, мастерство, умение, logos - учение) определяется как "совокупность операций, осуществляемых определенным образом"
Понятие социальной технологии активно используется в различных дисциплинах, в том числе и в исследованиях образования. "В общем виде социальную технологию можно определить как способ организации факторов человеческой деятельности по достижению поставленных целей. Она поддерживает регуляцию факторов деятельности человека, коллектива, группы, задает им нужный режим функционирования"
Технологический подход - достаточно распространенный
способ познания социальных явлений. Технология
(от греческого techne - искусство, мастерство, умение, logos - учение) определяется как "совокупность
операций, осуществляемых определенным
образом"
Понятие социальной технологии активно используется в различных дисциплинах, в том числе и в исследованиях образования. "В общем виде социальную технологию можно определить как способ организации факторов человеческой деятельности по достижению поставленных целей. Она поддерживает регуляцию факторов деятельности человека, коллектива, группы, задает им нужный режим функционирования"
Для изучения самообразования важно
понять, что социальная технология
возникает естественным путем, но может
быть и искусственно спроектирована.
В естественном виде она представляет
собой целесообразную, оптимизированную
и повторяющуюся совокупность действий,
которая, с одной стороны, выступает механизмом
саморегуляции субъекта, с другой - способом
адаптации его к социальному окружению,
упорядочивающему отношения "индивид-социальная
группа-социум".
Исторически сменяющиеся технологии
самообразования можно
Самообразование - это способ индивидуальной
и групповой саморегуляции сферы знания.
В первом случае регулятивный процесс
обусловлен личностными потребностями,
во втором - групповыми. Выступая механизмом
актуализации знания, самообразование
предотвращает его саморазрушение. Самообразование
тесно связано с образованием: не может
быть самообразования без образования,
и наоборот. Эволюция образования шла
по пути его институциализации. Одной
из основных функций образования как социального
института стали воспроизводство и трансляция
знаний, нормативных образцов, того социокультурного
кода, который ответствен за сохранение
целостности социума и его культурной
самобытности.
Необходимо отметить, что, несмотря на тесную связь с образованием, самообразование можно рассматривать как автономное явление.
В доиндустриальную эпоху (продолжающуюся
вплоть до первых промышленных революций)
кардинальные смены технологий самообразования
происходили неоднократно. Основными
особенностями знания зарождающегося
доиндустриального общества были синкретизм
и мифологичность. Знание представляло
собой единство ценностных, нормативных,
коммуникативно-информационных, познавательно-деятельностных
элементов.
В
доиндустриальных обществах самообразование
(как, впрочем, и образование) реализовывалось
в контексте межличностных отношений
и выступало аспектом коммуникативной
деятельности. Самообразование было органично
включено в процесс жизнедеятельности
общности, сопутствовало практически
всем видам деятельности человека, но
было узко востребовано лишь как форма
самостоятельного "закрепления"
стереотипов поведения, соответствующих
строго фиксированной социальной роли
личности. Общность "образовывала"
человека через труд и обычаи, процессы
социализации доминировали над процессами
индивидуализации.
Поскольку человек не отделял себя от
общности, которая была условием его существования
и жестко детерминировала его сознание
и деятельность, в целом технологию самообразования
того периода можно охарактеризовать
как социоцентриче-скую.
Устойчивая
мифологичность знания доиндустриальной
эпохи, переплетение мифологических представлений
с магической практикой закладывали
основы не только прикладных, но и научно-теоретических
форм самообразовательной деятельности.
Технология самообразования, не выделенного
в качестве самостоятельного вида деятельности,
являлась формой воспроизведения и закрепления
определенного типа знания, выступающего
средством сохранения социального целого.
Итак, в доиндустриальном обществе технология
самообразования выступала как сопутствующая
другим социальным технологиям жизнедеятельности
социума, имела коммуникативный (межличностный)
способ реализации и являлась носительницей
интегративных социальных целей (социоцентризм).
Коренные изменения технологии самообразования
возникают с углубившимся разделением
умственного и физического труда, в результате
которого самообразование выделяется
из всей системы жизнедеятельности в качестве
самостоятельного вида деятельности.
Это сопровождается процессами личностного
самопознания. Тем не менее в разных культурах
намечаются различия в становлении самообразования:
в одних активность ориентирована на упрочение
социального целого, в других - на высвобождение
индивидуальности.
Теоретически обе эти технологии фиксируются
еще в трудах Платона и Аристотеля. В "Государстве"
Платона реализуется идея образовательного
процесса как способа сохранения целостности
общества и служения ему, в трудах Аристотеля
- как условия формирования самостоятельной
личности.
Необходимо отметить, что античная
технология самообразования, ориентированная
на поиск истины, новых знаний, предполагала
формирование сферы знания, достаточно
открытой для инноваций социального
плана, и оказывала на них стимулирующее
воздействие. Вместе с тем религиозный
тип самообразования, обращенного внутрь
человека и направленного на прояснение
и истолкование уже данной людям божественной
истины, формировал специфическую сферу
знания и внутреннего опыта, лишь опосредованно
влияющую на социальную активность личности
через задаваемые символьные ценностно-нормативные
ориентиры. Поэтому так или иначе религиозная
самообразовательная активность должна
была столкнуться с "трудовым" самообразованием
и, вступив с ним в противоречие, разделить
сферы влияния и области регулирования.
Альтернативой религиозному самообразованию
выступили также и иные формы светского
самообразования, когда светская духовность
обособилась в самостоятельную сферу.
В средневековье "книжная, письменная
культура существовала в виде своего рода
островков в море систем устной коммуникации
и трансляции культурных ценностей"
. Приобщение к книжной культуре как ведущее
средство самообразования возникает значительно
позже.
Углубление
дифференциации духовной жизни в
эпоху Возрождения, зарождение идей гуманизма
поставили Человека в центр мироздания
и стали основой для начала реализации
идеи всеобщего обучения. Возникновение
института образования, трансформирование
педагогической практики, формирование
высокого статуса образованности в обществе
оказали воздействие на самообразовательную
деятельность.
Теоцентризм самообразования сменился
его секуляризацией и мощной дифференциацией
видового разнообразия. Изменение социальной
роли образования повысило статус самообразования.
Углубилась неоднородность самообразовательной
деятельности, связанная со слоевыми и
статусными характеристиками ее субъекта.
Развитие теоретического (в частности,
естественнонаучного) знания, с одной
стороны, и активное формирование предбуржуазной
трудовой идеологии - с другой, продолжили
"расщепление" самообразования в
зависимости от характера труда и вида
деятельности. Технологии самообразования
завершающего периода доиндустриального
общества чрезвычайно многообразны, что
вызвано потребностями социума в динамичном
и усложненном механизме регуляции тогдашней
сферы знания.
В индустриальную эпоху самообразование
окончательно сформировалось в качестве
самостоятельного вида деятельности,
имеющего массовый характер и уже
свойственного целым социальным группам.
Этому способствовал ряд характеристик
общества индустриального типа и в первую
очередь утверждение приоритета личности
и ее независимости от общества в качестве
важнейшей ценности. Такие характеристики
духовной сферы, как развитие образования
и формирование национальных культур,
дифференциация духовной жизни общества,
усложнение систем коммуникации, появление
СМИ, идеологии, стали факторами развития
сферы знания и, соответственно, самообразования
как механизма ее регуляции.
Рост
промышленного производства, высокая
степень разделения труда, углубление
социальной дифференциации и процессы
формирования социальных отношений
на основе профессиональных, классовых,
имущественных связей также стали
социально-экономической базой самообразования.
Технологии самообразования в индустриальную
эпоху формируются под воздействием глубоких
противоречий в сфере знания, связанных
с нарушениями его воспроизводства, функционирования
и трансляции.
Необходимо отметить, что наличие
развитых навыков самообразования требуется
в наиболее сложных видах трудовой деятельности
и предполагает серьезные вложений в их
формирование. Самообразовательная активность
минимальна в низших слоях, которые в условиях
машинного производства превращены в
"говорящие орудия".
Изменяется социальная роль самообразования,
образованность как его результат теперь
напрямую связывается с самореализацией
в труде, с практическим применением знаний
в профессиональной сфере. Именно в этот
период формируется профессиональное
самообразование как самостоятельный
вид деятельности.
Развитие науки и образования в индустриальном
обществе приводит к усложнению знания,
средств и способов его передачи. Формирование
техносреды предъявляет новые требования
к самообразовательной активности, являющейся
показателем уровня освоения личностью
передовых технологий и оптимальности
ее включения в информационное пространство.
Обществом востребуются новые модели
образованности, предполагающие самообразовательную
деятельность явно выраженного техноцентристского
типа, которая постепенно вытесняет культуроцентристские
самообразовательные технологии античности.
Техноцентристская ориентация самообразования
возникла в ответ на потребность общества
в развитии производства, науки и техники,
она связана с формированием информационного
пространства как самостоятельной сферы
и предполагает включение личности в техногенную
среду в ущерб ее индивидуальному саморазвитию,
социокуль-турной идентичности и характеру
взаимодействия с социальным окружением.
Но одновременно техноцентристская модель
самообразования - это способ человека
адаптироваться к динамике развивающегося
мира, она отвечает его (человека) экзистенциальным
потребностям выживания и воспроизводит
тот тип личности, который сможет приспособиться
к новым социальным условиям.
Стало быть, этот тип технологии самообразования
несет противоречие в самом себе. С одной
стороны, самообразование рассматривается
в нем как реализация сущностных характеристик
человека, а с другой - в нем же инициируется
постановка вопроса об адекватности самообразовательной
стратегии природе человека.
Охарактеризую доминирующие в индустриальном
обществе технологии самообразования,
сведя их к нескольким моделям.
Во-первых, это рассмотренная техноцентристская
модель. Итогом самообразования становится
конкурентоспособность его субъекта.
Во-вторых, исторически более ранняя -
культуроцентристская модель самообразования
представляет собой регуляцию индивидуального
знания и механизм его соотнесения с групповым
и социетальным знанием ее цель - субъективно
добытое, индивидуализированное знание
и позитивная динамика индивидуальных
качеств личности. Данная технология предполагает
свободный выбор содержания, форм и видов
самообразовательной деятельности и ориентирована
больше на сам процесс, чем на прагматический
результат.
И, наконец, религиозно-эзотерическая
модель самообразования - еще более
ранняя по происхождению, чем культуроцентристская.
Она в большей либо в меньшей
степени присуща индустриальным обществам
разных регионов.
Поскольку механизм воспроизводства знания
различается в зависимости от характера
социокультурного контекста, то и самообразование
специфицируется по содержанию, форме
и функциональному предназначению.
В данном случае самообразование базируется
на приоритетах внутренней духовной жизни
и отторжении внешней событийной стороны
существования. Речь идет о создании особой
сферы знания, во многом чуждой "социальности",
традиций и инноваций социального плана
и предполагающей специфические формы
саморегуляции.
Процессы самообразования данного типа
предполагают высокий уровень духовной
свободы, лишены внешних оценочных характеристик,
их ценностно-нормативные и по-требностно-мотивационные
механизмы специфичны и определяются
общими параметрами самой сферы знания,
а не социально-групповыми либо индивидуальными
предпочтениями.
Концепции качественно нового этапа
общественного развития (по ту сторону
индустриального общества) несут в себе
ряд позиций, ориентированных на коренное
преобразование самообразовательной
деятельности:
Глобальные процессы индустриализации,
информатизации общества приводят к
углублению и усложнению процессов
социальной дифференциации, возникающие
передовые технологии способствуют
появлению новых профессий, требующих
более высокой квалификации
и серьезной подготовки. Стало быть, образование
и самообразование превращаются во все
более выраженный дифференцирующий фактор
в социальной структуре общества.
Для отдельных социальных групп самообразование
выступает условием их воспроизводства
в определенной общественной позиции.
При этом для них потребность в самообразовании
характеризуется развитостью, устойчивостью,
массовостью проявления, взаимосопряженностью
с узловыми экзистенциальными и духовными
потребностями.
В
то же время для любой социальной
группы самообразование - это способ воспроизводства
профессиональной групповой субкультуры,
поскольку оно выступает механизмом усвоения
групповых социокультурных норм и стереотипов
поведения.
Необходимо отметить, что приобретает
самостоятельное значение культурно-статусная
стратификация.
Преодоление технократизма в решении
социальных проблем, снижение регулятивной
роли рыночных отношений и утверждение
в социальной сфере приоритета социокультурных
факторов (образовательных, интеллектуальных,
творческих) кардинальным образом меняют
содержание, видовые и функциональные
характеристики самообразования. Поскольку
«в постиндустриальном обществе сфера
культуры в ее новом состоянии, включая
семью, образование, науку, информатику,
художественную деятельность, приобретает
качественно новое значение, все более
становится ведущим сектором производства,
его "базисом" и движущей силой» ,есть
все основания утверждать, что самообразовательная
активность становится серьезным фактором
социального развития. Постиндустриальное
общество - общество самообразующееся,
и самообразование выступает источником
не только технологических, но и социальных
инноваций.
Итак,
можно говорить о возникновении
в информационном обществе нового типа
самообразовательной технологии - компьютерной,
характеризующей переход самообразования
на качественно иной уровень, когда оно
становится фактором материального и
духовного производства. Развитие техники
и технологии информационного общества
способствует формированию такого типа
социальных отношений, при которых человек,
избавляясь от экономической зависимости
и различных форм социального подавления,
реализует в самообразовании свой творческий
потенциал, выходя на новый уровень духовной
свободы.
Самообразование
общества постиндустриального типа
отличается качественно новым уровнем
и степенью организованности. Управление
самообразованием осуществляется через
воздействие, в первую очередь, на информационную
сферу (О. Тоффлер) и имеет не иерархический,
а децентрализованный, сетевой тип организации.
Именно поэтому самообразование, с одной
стороны, демократично и предельно свободно,
с другой, функционируя в рамках тех или
иных подструктур, может способствовать
корпоративной идентичности их членов.