Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:25, реферат
Всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей, множеством ручейков, из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначале потребовалось изучить предысторию - то самое болото, из которого и вытекает подлинная история тестов .
История тестирования
Тестирование в педагогике известно очень давно. Историки утверждают, что еще в древнем Китае тестирование использовалось для оценки уровня знаний и подготовленности кандидатов на те или иные должности. Для проверки знаний учащихся тестирование впервые было применено в Великобритании в 1864 году Дж. Фишером. Уже в 1883 году британский психолог Ф. Гальтон разработал теорию проведения тестирования. А само слово "тест" в его сегодняшнем смысле впервые использовал в 1890 году американский психолог Дж. Кеттелл. В 1911 году немецкий психолог В. Штерн придумал понятие "коэффициента интеллектуальности", сейчас широко известное как "IQ".
Пионерами в практическом применении тестирования для выпускников школ были американцы. The SAT Reasoning Test, стандартизованный тест для поступления в колледжи в США, ведет свою историю с 17 июня 1901 года, когда впервые 973 абитуриента прошли тестирование, по результатам которого принималось решение о зачислении на учебу в колледж. Первопроходцы сдавали тесты по английскому, французскому, немецкому, латинскому и греческому языкам, истории, математике, химии и физике.
Конечно же, за сто с лишним лет система тестирования SAT очень сильно изменилась. Хотя метод тестирования SAT и не принят в США федеральным законом, имеет достаточно много противников и критиков, но до сих пор именно с его помощью в США проводится отбор среди абитуриентов при поступлении в большинство высших учебных заведений. Существует еще один достаточно популярный в США метод тестирования для абитуриентов - ACT (American College Testing Program), который применяется с 1959 года.
В Советском Союзе интерес к тестированию в педагогике появился в двадцатых годах ХХ века, когда в учебных заведениях пытались найти надежный способ проверки знаний у большого количества учащихся. В 1926 году была разработана и проверена первая в СССР система тестирования для школьников, основанная на разработках американской школы педагогики. Но в 1936 году по решению партии система тестирования в школах была свернута.
C 2009 года система тестирования
для выпускников школ и
Сегодня система тестирования для оценки уровня знаний абитуриентов применяется во многих странах мира: Австралии, Бразилии, Франции, Германии, Индии, Китае, Израиле и во многих других.
История возникновения тестов |
Из глубины веков. Еще
в середине III тысячелетия до н.э.
в Древнем Вавилоне проводились
испытания выпускников в В Древнем Египте искусству жрецов обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения - трудиться, слушать, молчать. Проводили испытания огнем, водой и угрозой смерти. Тем, кто не уверен, что выдержит все тяготы длительного образования, предлагалось подумать - с какой стороны окончательно закрыть за собой дверь в храм - с внутренней или внешней. (Шюре Э. Великие посвященные. Пер. с фр. Калуга: Лотос, 1914.- 419 с.). Сообщается (там же), что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел в молодые годы Пифагор. Вернувшись после учебы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал только после серии различных испытаний, похожих на те, которые выдержал он сам. Как
считают, Пифагор обращал также
внимание на походку и на смех молодых
людей, утверждая, что манера смеяться
служит самым хорошим показателем
характера человека. Он внимательно
относился к рекомендациям В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала должность правительственного чиновника. Соответственно, появились и первые элементы профотбора на эту должность. Отбору способствовала атмосфера торжественности и внимания к молодым людям, осмелившимся держать государственные экзамены на занятие по этой должности. В китайском обществе эти экзамены воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, и он же проводил проверку знаний претендентов и на заключительном этапе конкурса (DuBois P.H. A History of Psychological Testing. Boston, Allyn and Bacon Inc., 1970. 152 p. cit.). Имеется
немало свидетельств применения различных
испытаний в Древней Греции и
Спарте. В Спарте была создана и
успешно осуществлялась система
воспитания воинов, в Риме - система
обучения гладиаторов. "Люди- писал
Платон, - рождаются не слишком похожими
друг на друга, их природа различна,
да и способности к тому или
иному делу также... Поэтому можно
сделать все в большем В Афинах обсуждался вопрос о зависимости могущества государства от способностей лиц, им управляющих. В работе Платона "Государство" на вопрос о том, каких правителей нужно выбирать, Сократ отвечает: "Надо отдавать предпочтение самым надежным, мужественным, и по возможности, самым благообразным; кроме того, надо отыскивать людей не только благородных и строгого нрава, но и обладающих также свойствами, подходящими для такого воспитания. У них... должна быть острая восприимчивость к наукам и быстрая сообразительность. Надо искать человека с хорошей памятью, несокрушимо твердого и во всех отношениях трудолюбивого" (там же). Другим
свидетельством использования испытаний
являются материалы, излагающие основы
религиозного учения чань-буддизма. Учителя
чань-буддизма использовали загадки, вопросы-парадоксы,
с одновременным созданием В
созданном чжурчжэнями Если использование письменных контрольных работ и экзаменов в странах Востока уже в те годы считалось вполне нормальным и естественным делом, то этого нельзя сказать о странах Запада. Там возникали трудности психологического характера, вызванные попытками замены привычных устных форм контроля письменными. Например, в Англии сто лет ушло на слом консервативных традиций, препятствовавших применению письменных контрольных работ в учебном процессе, и еще сто лет на то, чтобы последние начали использоваться на приемных и выпускных экзаменах (Burt C.L. The Use of Psycological Tests in England / Sadler M.E. a.o.: Essays on examinations. London: MacMillan, 1936.). Впрочем, были исключения. В той же Англии ценность письменных работ быстрее других оценил Орден Иезуитов, увидевший в них средство повышения мотивации учебной работы. Используя свое влияние, Орден распространил практику применения письменных работ во многих других странах. Ответная реакция на это в первую очередь проявилась в Америке. Сообщается, что там, в 1762 г., состоялось открытое выступление студентов Йельского университета против использования письменной формы экзаменов (Smallwood M.L. A Historical Study of Examinations and Grading Systems in Early American Universities. Cambridge: Harvard Univ Press. Harvard Studies in Education v.24. 1935.), из - за которых им приходится много "зубрить". Быстро распространявшаяся в США такая форма контроля знаний имела не только много сторонников, но и противников. Сообщается, например, о школьном инспекторе из Чикаго, запретившем в 1881г. проводить письменный контроль и обязавшем осуществлять перевод учащихся в очередной класс не на основе проверок, а опираясь исключительно на мнения учителей и директоров школ. Распространилось мнение, что никто лучше учителя не сможет оценить способности ученика, и потому экзамены и всякие другие формы контроля являются издевательством над здравым смыслом (Caldwell O.W., Courtis S.A.Then and Now in Education: 1845 - 1923. Harcourt, 1924. - 400 p.). Этим было положено начало общественному движению против какого-либо контроля в школе. Пик такого движения в США пришелся на конец XIX века (1880-е годы), после чего вновь стали появляться предпосылки для формирования благожелательного отношения к контролю знаний. Потребность
в создании общественно - государственной
системы контроля знаний была осознана
в США в 1885 году. В Нью-Йорке
начал действовать Приведенный
здесь краткий исторический экскурс
позволяет сделать вывод о
необходимости рассматривать История тестов . Конец XIX века
От вопросов предыстории тестов перейдем к истории тестов, которая началась в конце XIX века. Это был период революционного изменения общественного сознания, совпавшего, по времени, с научным кризисом, поразившим естествознание. Родоначальником тестового движения можно назвать известного английского ученого Френсиса Гальтона. В 1884-1885 годах он проводил серию испытаний для посетителей своей лаборатории. Туда приходили дети и взрослые, возраст испытуемых варьировал от 5 до 80 лет. За небольшую плату там определялись быстрота реакции, вес, жизненная емкость легких, сила кисти (сжимание известного каждому ручного динамометра; это изобретение Ф. Гальтона) сила удара кулаком, становая сила, рост, острота зрения. Кроме того, оценивались способности запоминать буквы и различать цвета, ряд физиологических возможностей организма и некоторые психические свойства. По полной программе было обследовано 9337 человек. Гальтон отмечал, что методически упорядоченное тестирования требует условий эксперимента. Это был существенный отход от тысячелетней практики испытаний и проверок, основанных на интуиции. Применительно к тестам, значение деятельности Гальтона можно сравнить с тем, что сделал для физической науки своими остроумными экспериментами Галилей. Набиравший силу радикальный эмпиризм рассматривался рядом ученых конца XIX века как приемлемая альтернатива идеализму, а эксперимент - как настоящий фундамент науки. Хотя не все аппаратурные испытания Гальтона можно назвать тестами с позиции сегодняшнего дня, он сделал первый шаг на пути создания объективных методов оценки способностей и свойств личности. Дж.
Кэттелл первым, вероятно, увидел в
тестах средство измерения, казалось бы,
не измеряемых свойств личности. В
работе, опубликованной в 1890 г., он дал
список 50 лабораторных тестов, к которым
имелась стандартная Большинство
заданий Кэттелла и Гальтона можно
сейчас назвать психомоторными заданиями,
потому что их тестам явно не доставало
стандартизации процедуры тестирования
и правил интерпретации результатов.
Надо ли говорить сколь непривычной
оказалась идея измерения для
педагогики и психологии конца XIX века.
Практические потребности изучения
способностей были сформулированы тогда
в виде важной для педагогики и
психологии проблемы исследования индивидуальных
различий. Исследование этой проблемы
и дало импульс к появлению
первых тестов. Измерение с помощью
тестов казалось тогда, а многим педагогам
по гуманитарным дисциплинам кажется,
и по сей день, делом если не странным,
то претенциозным. Обыденное сознание
исходит при этом из аналогии с
физическими измерениями и К концу ХIХ века в Европе сложились две традиции в контроле знаний. Одна (её можно назвать условно назвать немецкой), в которой упор делался на устные формы экзамена, в присутствии комиссии, состоявшей по меньшей мере, из двух человек. На экзамене давались один (редко два) сравнительно объемный вопрос, ответ на который должны были свидетельствовать об уровне знаний всего курса. Другая традиция, которую можно назвать английской - это письменная форма контроля, во время которого испытуемым давалось десять-двенадцать коротких заданий, из разных тем. Можно сказать, что Россия конца XIX века позаимствовала, в основном, немецкий вариант проверки знаний. Здесь в те годы о тестах никто еще ничего не написал. Похоже, что в стране их не было. В России конца XIX - начала XX века вопрос разработки тестов и их применения для оценки знаний не ставился и не обсуждался. Как свидетельствуют первые отчеты Санкт-Петербургского педагогического общества, еще в 1872-1875гг. шли дискуссии лишь о полезности и вредности балльных оценок. Суть и дух дискуссий передает отрывок из статьи О.Эрна: "...ни по одному из поставленных вопросов члены педагогического общества не смогли прийти к соглашению. Правда, под конец прений защитники баллов готовы были почти уступить своим оппонентам, они соглашались признать, что оценка успехов учеников баллами во многих отношениях неудобна и вносит в школу много нежелательных элементов; они решались даже отказаться от системы отметок, но только под одним условием: они требовали, чтобы им точно и определенно было указано, чем предполагается заменить баллы". (Цит. по кн.: Амонашвили Ш. Воспитательная и образовательная функция учения школьников. М.: Педагогика, 1984. С. 121). Позиция сторонников изгнания балльной оценки из российской школы отчетливо была выражена словами члена педагогического общества Миропольского: ... "смерть баллам грозит неминуемая; не нынче, завтра, дни их сочтены". Участник тех дискуссий К. Сент-Илер поставил ряд вопросов, касающихся применения отметок (баллов) в школе. Основным из вопросов был: следует или не следует успехи учеников выражать цифрами? Определенного ответа на него не было получено (Там же). Первая
попытка научного измерения интеллектуальных
способностей детей была сделана
в начале XX века. Это произошло
во Франции. Авторы созданного для этой
цели теста А. Бине и Т. Симон провели
эмпирическую проверку заданий, претендующих
на включение в тест. Для оценки
работоспособности заданий Интересен
метод выявления Война
существенно обострила интерес
к вопросам соотнесения способностей
человека с требованиями профессий.
"Всем стало ясно, - писал в те
годы Г. Мюнстерберг, - что никакая
расточительность ценных благ не носит
столь пагубного характера, как
расточительность ... живых сил народа,
распределяющихся в полной зависимости
от случая. ... Совершенно не обращается
внимание на соответствие между трудом
и работником" (Мюнстерберг Г.
Психология и экономическая жизнь.
М., 1914. 90 с.). Тем самым была подготовлена
почва для развертывания В
мае 1918 года было принято Постановление
Народного Комиссариата по просвещению
РСФСР, в котором были отменены все
экзамены - вступительные, переходные
и выпускные. Вместе с этим была отменена
и балльная система оценки, как
там написано, "познаний и поведения
учащихся во всех, без исключения, случаях
школьной жизни. Перевод из класса в
класс, и выдача свидетельств должны
производиться на основании успехов
учащихся, по отзывам педагогического
совета об исполнении учебной работы
(Сборник декретов и постановлений
рабочего и крестьянского правительства
по народному образованию. Вып. 1. М.
Наркомпрос РСФСР, 1918, С. 96.). 2 августа 1918
года был принят декрет Совета Народных
Комиссаров РСФСР "О правилах приема
в высшие учебные заведения", в
котором утверждалось буквально
следующее: "Каждое лицо может вступить
в число слушателей любого высшего
учебного заведения без предоставления
диплома, аттестата или свидетельства
об окончании средней или какой- Отрывок из другого документа явился, вероятно, главной причиной последовавшей затем процентомании, от которой российское образование не может оправиться и в наши дни. В постановлении "О порядке окончания в 1932/33 учебном году в начальной и средних школах" отмечалось, что "проводимые испытания являются формой государственного и общественного контроля не только за работой учащихся, но и за качеством работы учителя и школы в целом" (Бюллетень Народного Комиссариата по просвещению РСФСР. 1933. №8.). История тестов. XX век На
волне революционных В те годы были, однако, и другие выступления - в пользу тестов. Так, известный психолог М.Я.Басов говорил: "Я думаю все же, что эта долгая, подчас острая критика тестовой методики ... в конце концов приведет не к ниспровержению, не к упразднению этой методики, а напротив, к ее упрочнению и к ее утверждению в определенных границах, в которых она, очевидно, имеет полное право на применение и существование" (Басов М.Я. Тесты: теория и практика. N 1. М.: Работник просвещения, 1928. 79 с.). Поскольку в то время тесты получили признание и развитие только в рамках прикладных направлений - педологии и психотехники, размежевание этих направлений с педагогикой и психологией проходило, в первую очередь, по отношению к тестам. Помимо этого, обе стороны вели затяжные дискуссии со взаимными обвинениями. Педагогика и психология обвинялись в схоластике, узком академизме, в неспособности воспринять новое и в отрыве от практики. Прикладники, в свою очередь, осуждались за узкий практицизм, противоречащий духу науки, за отрыв от педагогики, психологии; они обвинялись также в голом эмпиризме, подражании западным образцам и в чрезмерном увлечении тестами. В
СССР практика тестирования этого периода
характеризовалась серьезными противоречиями:
по мере роста числа тестов и тестовых
исследований имели место попытки
торможения и даже запрета. В печати
появился ряд публикаций, в которых
тесты отвергались, как говорится,
с порога. В 1936 году было принято
Постановление Совета Народных Комиссаров
под многозначительным В
США против использования тестов
выступали представители В
США критика тестов не прекращалась
никогда, так же, как работа над
их усовершенствованием и Практика,
как это часто бывает, опережала
теорию. Массовые тестовые обследования
не подкреплялись серьезной Тесты
применялись в двух основных сферах:
в образовании и в сфере
профотбора-профориентации. Затронутые
тестами столь важные сферы жизни
и прямое влияние результатов
тестового контроля на судьбы миллионов
людей породили широкую гамму
мнений в пользу и против тестов.
Большой энтузиазм тех, кто их
применял, и не меньший пессимизм
тех, кто видел несовершенство этого
метода или пострадал в результате
его неправильного Застой в разработке тестов и их применении продолжался около сорока лет - с середины 30-х до конца 70-х годов, после чего вновь стали появляться публикации по этой проблеме, направленные как в пользу тестов, так и против них. Типичные аргументы оппонентов тестового метода сводились, в обобщенном виде, к следующим утверждениям: В
этих утверждениях много спорного,
и даже ошибочного. Что касается
применения тестов для целей расовой
и классовой дифференциации, то вряд
ли здесь надо винить тесты. Как всякое
средство, они могут быть использованы
в пользу или во вред, в зависимости
от идеологии, политики, компетенции, целевых
установок и т.п. О возможном
унижении достоинства личности, наклеивании
ярлыков и т.п. можно сказать, что
для предотвращения неприятных последствий
такого рода, если это вообще возможно
при культурной работе, разработаны
специальные правила обращения
с тестами и испытуемыми. В
этих правилах все возникающие вопросы
этического характера предусмотрено
решать в пользу личности. Соблюдение
этических норм является непременной
частью профессиональной подготовки тех,
кто работает с тестами. Тестовые
методы не призваны заменять преподавателя
и его личный опыт, а наоборот,
призваны помогать ему, освободив его
от рутинной работы и дать, тем самым,
ему возможность В тридцатые годы в СССР началось построение социализма сталинского толка. "Мы хотим, - говорил "отец всех народов", - сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образованными". И ему удалось создать сильное государство, эффективную систему образования, придушить коррупцию и закрыть наглухо каналы широкомасштабного воровства, то, что не может пока сделать власть нынешняя. Успеху способствовала эгалитаристская модель организации общества, основанная на требованиях передела частной собственности в пользу всех граждан, признания равных прав и равных возможностей в получении образования. В середине тридцатых годов обнаружилась неадекватность системы оценки знаний задачам, поставленным партией перед советской школой. В Постановлении Совета народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) от 3 сентября 1935 г. утверждалось, что "установленная наркомпроссами система оценки успеваемости не дает представления о фактических знаниях учащихся и ведет, на практике, к понижению уровня учебы". Там же поручалось отделу ЦК ВКП(б) "разработать, обязательно для всех школ СССР, нормы оценки успеваемости учащихся, с тем, чтобы один и тот же уровень знаний одинаково оценивался во всех школах". Ввиду неспособности учебного отдела ЦК партии решить эту методическую задачу, поручение так и осталось невыполненным. Не решили её и все последующие поколения руководящих деятелей союзного и российского образования. Надвигалась
вторая мировая война, для победы
в которой требовались миллионы
технически подготовленных специалистов.
По всей стране открывались новые
учебные и научно- Для
участия в этой работе были мобилизованы
ученые, занимавшиеся вопросами измерения
в психологии и в социологии. По
начальному образованию это были,
в основном, математики, занимавшиеся
вопросами соответствующих Между
тем, общественность продолжала высказывать
сомнения в качестве используемых тестов.
Поэтому было решено провести эксперимент.
Хотя в рядах самих Другой
проект использования тестов в США
был направлен на изучение и совершенствование
методов адаптации призывников
к военной службе. В частности,
он преследовал цель поднять боеспособность
американских солдат за счет снижения
у них чувство страха. В соответствии
с учением З. Фрейда, это чувство
относилось к скрытым, или иначе,
латентным свойствам личности. Отсюда
и название общей методологии
исследования таких свойств - Латентно-Структурный
анализ (от англ. Latent Structure Analyses, или
сокращенно, LSA). Эта методология
нацелена на выявление латентных
качеств и факторов поведения
посредством математико- Понятие "латентная", или как иногда пишут в нашей литературе, "скрытая" переменная, невольно вызывает ассоциацию с метафизическим учением о неких скрытых, от непосредственного восприятия, "сверхфизических" сущностях каждой вещи или явления, взятых вне их связей и отношений в окружающем их мире (Суворов Л.Н. Материалистическая диалектика. М.: Мысль, 1980. С. 11-12.). Основываясь на этой ложной ассоциации, можно было бы, как делалось раньше, вообще не рассматривать идею латентно-структурного анализа, считая ее очередным проявлением антидиалектизма в науке. Однако такой ход мышления привел бы к ошибке, ибо научное мышление опирается не столько на ассоциации, сколько на рациональность. А это, прежде всего, есть сфера принципов, допущений и процедур, обеспечивающих объективность, логическую принудительность и результативность в процессе познания (Кураев В.И. Точность, истина и рост знания / Кураев В.И., Лазарев Ф.В. М.: Наука, 1988. С. 233.). Попытки судить о невидимых вещах по видимым проявлениям имели место еще в глубокой древности. Так, например, Платон утверждал, что истинная астрономия занимается не изучением движения наблюдаемых небесных тел, а изучением законов движения звезд по математическому небу; несовершенным изображением последнего является видимое небо (Клайн Б.Л. В поисках физики и квантовая теория / Пер. с англ. М.: Атомиздат, 1971. С. 13.). В эпоху возрождения скрытые качества рассматривались как некие силы, присущие всем вещам, причем каждая вещь представлялась как нечто двойственное: чувственно воспринимаемый предмет и внутреннее "скрытое качество", которое вызывало изменение наблюдаемых свойств. Эта идея вновь пробила себе дорогу в науке середины ХХ века. Тесты. Советский период. История и теория Введение
массового контроля знаний школьников
совпало, по времени, с периодом укрепления
режима личной власти Сталина, с его
стремлением напрямую подчинить
себе работу Наркомпросов. В связи
с тем, что большинство его
политических оппонентов благожелательно
относились к педологии и к
идее тестирования, Сталин развернул
борьбу против педологов, считая их своими
если не явными, то потенциальными противниками.
Появление в то время педологии
не было исторической случайностью. Это
было так же неизбежно, как появление
и других прикладных наук. Хотя педология
претендовала на статус фундаментальной
науки о комплексном развитии
ребенка, она была, если судить по методам
и результатам, все-таки прикладной
педагогикой, необходимо дополнявшей
педагогику в ее самом слабом месте
- связи науки с практикой Запрещение педологии, а вместе с нею и тестов, стало одним из первых фактов идеологического давления на неугодные науки, научные направления и на отдельных ученых. В числе пострадавших от такого давления, а временами просто наглой и подлой псевдоидеологизированной травли, оказались авторы выпускавшихся в конце 20-х - начале 30-х годов сборников "Тесты: теория и практика". Это М.Я. Басов, М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.М. Василейский. В этом ряду ученых хотелось бы выделить трагическую судьбу логика, психолога и философа Г.И. Челпанова. Воцарившаяся после запрета ситуация отрицательного отношения к тестам, в которой последние отвергались, как говорится, с порога не давала практической возможности публиковать что-либо в их защиту. Тесты
возникли значительно позже того
периода, когда в Европе уже сложились
первые педагогические системы Коменского,
Ушинского, Дистервега, Гербарта, Песталоцци
и др. Идея Гельвеция о всемогуществе
воспитания была подхвачена Марксом
и абсолютизирована на российской почве
с начала 30-х годов - в форме
господствующей идеи советской педагогической
науки, основным предметом и целью
которой стало воспитание в духе
преданности известным лицам
и идеям; остальные составляющие,
такие как образование и Тесты
запретили в 1936 году как "буржуазные
и вредные", но истинные причины
запрета - расстановка сил в политической
борьбе того периода. Воцарившаяся после
запрета ситуация отрицательного отношения
к тестам не давала практической возможности
публиковать что-либо в их защиту.
И эта ситуация продолжалась в
течение примерно сорока лет. В течение
всего этого времени С тех пор отношение к тестам стало неоднозначным. Одни видели в тестовом контроле средство принижения роли педагога, воспринимали тесты как средство выражения недоверия к традиционно выставляемым оценкам и потому проявляли определенную настороженность. Другие считали сами тесты виновными в различных нарушениях и потому отвергали идею тестового контроля знаний, как говорится, с порога. И только немногие рассматривали их как средство радикального преобразования учебного процесса в сторону его объективизации - и становились энтузиастами этого метода. Как прозорливо отмечал П.П. Блонский, тесты - это больше, чем средство контроля; это средство рационализации школьного дела (Блонский П.П. [Предисловие] // Тесты: теория и практика. Сборник. № 1. М.: Работник просвещения, 1928. - 80 с. ), и хочется добавить, образования в целом. Поскольку тесты считались основным методом педологии, то отказав в научности педологии, руководители педагогической науки тех лет отказались признать также и научность тестов. Здесь было намеренно допущено сразу несколько ошибок, возможно, преднамеренных. Одна - в отношении к педологии, которая имела ряд интересных научных достижений, не вписывавшихся в современную ей педагогику. Вторая ошибка - в признании тестов в качестве специфического метода педологии. Хотя известно, что абсолютно специфических частных методов (в которых бы не присутствовали элементы познания, применяемые в других методах) нет. И третья ошибка - отказ в признании научности тестового метода. Это сильно затормозило развитие самой педагогической науки, лишив ее предпосылок для разработки самого эффективного метода контроля знаний. В СССР условий для занятий тестами фактически не было, о чем может свидетельствовать личный опыт автора. Естественный научный дрейф от одной проблемы к другой привел меня к исследованию тестов, не востребованных в то время советской педагогической наукой. Для того, чтобы довести результаты своих поисков до педагогической общественности, пришлось тратить много сил для убеждения членов бывшей Академии педагогических наук в важности тестовой проблематики. При этом самыми трудными были попытки преодолеть у них тестофобию. Все было безуспешно. Только в 1978 г. удалось опубликовать свою статью по тестам (Аванесов В.С. Проблема психологических тестов // Вопр. психологии. 1978. № 5. С. 97-107.), да и то благодаря научной смелости главного, в те годы, редактора журнала "Вопросы психологии" А.А. Смирнова. Её затем перепечатывали, в переводе, за рубежом (Avanesov V.S. Psychological Tests // Soviet Psychology. A journal of translations. N-Y: M.E. Sharpe, Inc., 1979. V. 17, № 4, Summer, P. 86-101.). В предисловии ко второму переводу этой статьи зарубежные издатели сделали предположение о том, что в статье обнажается только видимая часть айсберга той работы с тестами, которая якобы велась в СССР (Avanesov V.S. The Problem of Psychological Tests // Soviet Education. A journal of translations. 1980, April, p.623.). Но это было неверно. Айсберг тестовых результатов на самом деле был не в СССР, а на Западе. У нас же было отставание, причем возрастающее. |