К.Д. Ушинский. Вклад в развитие педагогической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:34, реферат

Краткое описание

Константин Дмитриевич Ушинский - основатель педагогической науки в России, опирающейся на идею народности. Идея народности Ушинского неразрывно связана с его высказываниями о родном языке.
К.Д. Ушинский был первым из русских педагогов, кто предпринял попытку объединить научные знания о человеке, причем в основе лежала взаимосвязь педагогики с данными антропологических наук. Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор». И, конечно, нельзя не согласиться с этими словами, Ушинский прославил Россию, а также наш родной Ярославль. В любой энциклопедии или книге о развитии педагогики встречается имя Константина Дмитриевича, на столько велик его вклад в эту науку. Его труды и по сей день не перестают освещаться во все новых и новых научных изданиях.

Вложенные файлы: 1 файл

К.Д. Ушинский.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Педагогика  – это наука о воспитании и  обучении человека. Педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Развитие педагогической методологии и педагогики как  науки является очень важным аспектом. Этим занимались многие выдающиеся учёные, педагоги такие, как Сухомлинский В. А., Крупская Н. К., Макаренко А. К., а также Ушинский К.Д.

К.Д. Ушинский по-настоящему достойная личность в отечественной  педагогике, он именно тот, кто основал педагогику как науку в России. Именно поэтому данная тема действительно может заинтересовать. Люди, которым нужно быть благодарными за все наши знания сейчас, их нужно знать, ведь они части истории, истории развития педагогической науки, а частности в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Краткая биография

Константин  Дмитриевич Ушинский - основатель педагогической науки в России, опирающейся на идею народности. Идея народности Ушинского неразрывно связана с его высказываниями о родном языке. 

К.Д. Ушинский был первым из русских педагогов, кто предпринял попытку объединить научные знания о человеке, причем в основе лежала взаимосвязь педагогики с данными антропологических наук. Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор». И, конечно, нельзя не согласиться с этими словами, Ушинский прославил Россию, а также наш родной Ярославль. В любой энциклопедии или книге о развитии педагогики встречается имя Константина Дмитриевича, на столько велик его вклад в эту науку. Его труды и по сей день не перестают освещаться во все новых и новых научных изданиях.

Как только Ушинский закончил Новгород-Северскую гимназию, сразу поступил в Московский университет на юридический факультет, который окончил с успехом и через два года его назначили исполняющим обязанности профессора камеральных наук (которые включали общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, государственного права, финансового права) в Ярославском юридическом лицее. Однако еще через два года он был уволен за свои прогрессивные убеждения.

В 1854 году Ушинскому все же удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, там он смог улучшить отношение к процессу обучения и воспитанию. В 1859 году Ушинский стал инспектором классов Смольного института благородных девиц. В первую очередь девушкам прививались манеры светского общества, реальных знаний практически не было. Воспитание главным образом строилось на основе христианской морали. Ушинский без особых колебаний провел реформу данного института, при этом создал новый учебный план, главными предметами стали русский язык, произведения русской литературы, естественные науки, биология и физика изучались практическим путем  на опытах, здесь была важна наглядность. Так же был введен двухлетний педагогический класс, который добавлялся к семи общеобразовательным. Но летом 1862 года он был уволен из Смольного института, тогда началась травля – Ушинского обвинили в свободомыслии, политической неблагонадежности, а также безбожии. Правительством его направили за границу в длительную командировку для изучения женского образования. К. Д. Ушинский там смог изучить состояние женского образования в ряде разных стран, составить книгу для классного чтения и методическое руководство к ней, подготовить к печати два тома своего психолого-педагогического сочинения. И это лишь основные его заслуги в развитии педагогической науки.

 

Народность в  теориях К.Д. Ушинского

К.Д. Ушинский выступал еще и как школовед. Именно он предложил  программу преобразования русской школы, а главным образом русской народной школы, нужно это было для соответствия с потребностями развития страны и демократизацией образования.

Основой педагогической системы Ушинского является идея народности.  Народностью он считал своеобразие любого из народов, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. К. Д. Ушинский одной из характерных черт воспитания русского народа выделяет  развитие у детей патриотизма и глубокой любви к родине. И главным выражением народности он считал родной язык. По его мнению, учебный процесс русских детей обязательно должен  быть основан именно на русском языке, и изучать в первую очередь им необходимо саму Россию, ее историю, географию, природу. Ушинский нескончаемо верил в творческие силы русского народа. И считал его особенно патриотичным и наполненным любовью к родине.  
Действительно, в то время единство народа было актуально как никогда. Но, к сожалению, в наши дни это утратило такую большую ценность, и современные люди за частую готовы восхвалять любую культуру и страну, только не свою. Это, конечно, не все население России, но очень многие люди просто готовы покинуть родную страну в поисках лучших, по их мнению, условий.

 

Представления об учителе в педагогической науке

Основой воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинский всегда считал народность, но при этом также считал, что родной язык имеет важное образовательное значение. Но он не отрицал того, что в педагогике так же нужны  законы и психологии, и философии, и физиологии, и анатомии, и, конечно, многих других интересных наук. Педагогика его времени была Ушинскому хорошо известна. Он совершенно верно утверждал, что педагогу не хватит усвоить просто принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему также не обойтись без знаний основных законов человеческой природы и умения  применять их в конкретных случаях. Огромное значение Ушинский придавал наблюдению, опыт здесь играл важную роль. Психическая жизнь рассматривалась им именно в ее развитии. К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, развит гармонически. Поэтому воспитание для него это сознательный процесс формирования личности, со своими целями и задачами. Главное место здесь Ушинский всегда оставлял за нравственностью. Нравственное воспитание в первую очередь должно быть направлено на развитие в детях уважения и любви к людям, искренности, доброжелательности, честности и справедливости по отношению к ним. Основой для его методики нравственного воспитания является не что иное, как отказ от педагогики "страха" и от сохранения школьной дисциплины наградами и наказаниями. Он желал воспитывать школьников на основах здравомыслия и гуманности.

Одним из важнейших способов нравственного воздействия Ушинский выделял убеждение словом, примером наставника с опорой на личный опыт ребенка. Я разделяю эту точку зрения, так как ребенок все свои достижения будет добиваться, не соревнуясь с кем-либо, а за идею. Так он сможет познавать основы нравственности не только в пределах дома, но и в школе. Важно, чтобы во время учебного процесса была особая атмосфера, чтобы детям было приятно находится в классе, при этом, не отвлекаясь от основного обучения. Эта атмосфера душевности как нельзя лучше будет сказываться на развитии ребенка, в том числе и психическом. То есть воспитание должно происходить не только за счет изучения учебных предметов, важной его частью также является внеурочное время – здесь имеет место быть работа, как классного руководителя, так и других школьных работников специальной воспитательной работы с учащимися. Для этого и создаются разнообразные кружки в школах, общественные организации для молодежи и не только, организации по работе с родителями и общественностью.

Особое место  было выделено проблеме учителя и  системе его подготовки. Важным аспектом в образовательном процессе Ушинский считал личность учителя-воспитателя: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение Личности, только характером можно образовать характер».

Учитель в первую очередь должен обладать своими собственными твердыми убеждениями, а также глубокими знания и навыками в тех науках, которые он собственно преподает. Еще будут совсем не лишними знания о педагогике, психологии, физиологии и о других близких к данным науках. Также невероятно важным является любовь и преданность учителя своей профессии,  преподаваемому предмету, собственно детям. Важно, чтобы учитель был развит всесторонне, чтобы имел четкую позицию практически по любым вопросам. Учителю необходимо стремиться к саморазвитию и даже самопознанию, ведь он является важным человеком в жизни детей, которым преподает, не зря появилось выражение «школа - второй дом». Учитель всегда несет ответственность за то, как ведут себя его ученики, в стенах школы дети склонны брать пример с учителей, а значит нельзя одобрять и разрешать попустительского отношения  со стороны учителей. Сам Ушинский писал: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Развитая личность учителя поможет в первую очередь и ему самому. Действительно развитой и зрелый человек сможет легко встать на место другого человека, посмотреть на проблемные ситуации с совершенно разных позиций, что, конечно же, будет способствовать налаживанию контакта и психологическому общению между учеником и учителем. А это значит, что в классе будет положительный, доброжелательный климат, способствующий воспитательному и обучающему процессу.

«Для народного учителя,- писал Ушинский,- необходимо всесторонне широкое образование, важно развивать в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора». В 1961 году Ушинский пишет большую работу, посвященную данному вопросу, под названием: «Проект учительской семинарии», в которой он описывает свою систему подготовки учителей. Многие положения из данной работы считаются  актуальными и в наши дни.

 

Педагогика  как наука или искусство

Ушинский размышлял о педагогике еще и как о науке и искусстве. В своей статье «О пользе педагогической литературы» Ушинский писал: «Ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле этого слова». Но в то же время ему принадлежат и вот такие слова: «Педагогика – не наука, а искусство».

Ушинского одним  из первых вопросов волновал  вопрос о связи и соотношении между  двумя аспектами педагогики –  педагогики как науки и педагогики как искусстве. Свое видение отобразил в своих первых трудах: «Лекции о камеральном образовании» (1846-1848), «О пользе педагогической литературы»(1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), а также в  работах, где он исследовал разные факторы и средства, которые можно было  использовать во время учебно-воспитательного процесса.

Он не был согласен с теми философами и психологами, которые все, что можно представить в систематическом изложении, называли наукой, а в итоге  стирались границы между наукой и практической деятельностью, а правила назывались законами. Главным признаком науки Ушинский считал сам предмет исследований, которые приводили к раскрытию истины самой сущности вещей. Ушинский так же говорил: «Возле всякой науки может образоваться искусство, которое будет показывать, каким образом человек, может извлечь выгоды в жизни, пользуясь положениями науки; но эти правила пользования наукой не составляют еще науки…».

Выводы науки  можно считать вполне объективными, в то время как в искусстве их практического применения доминирует субъективное начало. В науке истины не изменяются произвольно, они могут только развиваться, в отличие от тех правил, изменяемых по воле человека. Ушинский отличался от своих предшественников, он утверждал, что педагогика не наука, а искусство. Что педагогику и медицину просто неверно считать искусством лишь из-за их изучения практической деятельности. Неправильно считать, что теории, связанные с практикой автоматически воспринимаются как искусство, и никак не воспринимаются как наука. Н.К. Гончаров считал Ушинского  непоследовательным в своем обосновании по поводу вопроса о педагогике как науке или искусстве. С помощью данного разграничения Ушинский старался раскрыть и показать уникальность педагогики, ее отличие от тех наук, что исследуют только сущность объективных предметов изучения, независящих от желания человека.

Официальная педагогика основывалась на божественном откровении, а Ушинский противопоставлял свое понимание связи искусства воспитания с действительной, а не мифологической наукой о человеке, которая одна только и должна служить основанием практической педагогической деятельности. Интерес для педагогики составляют те науки, «из которых почерпает знания средств, необходимых ей для достижения ее цели… все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях». К данной науке К.Д. Ушинский имел свой собственный подход, и согласно ему педагогика должна быть «собранием фактов, группированных на столько, насколько позволяют сами эти факты». Он  считал, что большинство наук только лишь открывает факты и законы, а педагогика ко всему этому занимается еще и их разработкой, а также важное место занимает практическая деятельность.

Педагогика действительна многим отличается от различных других наук. И я согласна с этим фактом. Это именно та наука, которую проще всего увидеть на практике, которую можно проверить на практике. Здесь ненужно рассуждать лишь в мыслях и строить теории, здесь главным образом важен именно опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Можно сказать, что вклад К.Д. Ушинского в развитие педагогической науки неоценим. Особенно учитывая тот факт, что в этой области работали многие выдающиеся ученые. И Ушинский входит в число  этих основателей педагогической науки.

Мы можем  пользоваться многими плодами данной науки, но закрытых и не разработанных  вопросов осталось все же не мало. Сейчас существенный вклад в педагогику вносят ученые университетов и пединститутов, творческие учителя. Но ничего бы этого они не смогли без наших «героев» педагогической науки.

К.Д. Ушинский развил оригинальное учение о педагогике, которое было построено на анализе  и психологии ребенка, и психологии человека вообще. Он вошел в российскую историю как психолог и педагог, педагог-практик и теоретик, одаренный литератор со своим мышлением и гуманистическим воззрением. Этот человек навсегда останется классиком нашей культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Есипов Б.П. «Педагогическая энциклопедия», Москва, Советская энциклопедия, 1968.
  2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. «История педагогики», Москва, Просвещение, 1982.
  3. Селиванов В.С. «Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания» учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Под ред. Сластенина В.А., Москва, Академия, 2000.

Информация о работе К.Д. Ушинский. Вклад в развитие педагогической науки