Казахская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 22:38, реферат

Краткое описание

Казахи, қазақ.алаш (само название). Этническая родина Казахстан. В российской историографии и дореволюционной литературе – киргиз-кайсаки, татары. Этнонимы были даны с целью дифференциации от «русских казаков» ( название которых является заимствованным у тюркских кочевников). Наименование киргиз накладывается на другой этноним- кыргыз, который исторически обозначает родственный народ Республики Кыргызстан. Чтобы разделить народы, для последних были введены названия кара-киргиз, бурут, а также дикокаменные киргизы. В 1925 году было восстановлено историческое название- қазақ. В 1936 году была установлена форма казах.

Вложенные файлы: 1 файл

КАЗАХСКАЯ КУЛЬТУРА.docx

— 29.18 Кб (Скачать файл)

Все основные этапы жизненного цикла человека отмечались в юрте. Знаками символами выделялись место роженицы, свадебная юрта, траурная юрта.Интересным на наш взгляд является такой частный аспект осмысления домашнего пространства юрты как символа дуализма мужского и женского начал и их животворной и плодоносящей сущности.

В казахской традиции юрту новобрачных готовили родственники невесты, но дверные косяки привозил с собой жених.  
У каракалпаков мастер, который сделал каркас юрты, никогда не будет делать к ней дверь, считалось, что мастер умрет, если будет делать и юрту, и дверь к ней. По- видимому, это было обусловлено представлением об обязательном соединении одним мастеорм, лишение дуальности процесса изготовления и установки юрты было запрещено традицией,означало отрицание животворящего начала и в силу этого могло стать причиной смерти мастера.

Следующий этап освоения пространства – установка юрты – также подразделяется на мужскую и женскую функции.Установка шанырак – мужская функция, остальная работа – женская. По – видимому, в представлениях казахов существовала какая – то связь между шанырак и способностью женщин к деторождению, плодовитости. Например,если дети умирали, сразу после рождения,то послед закапывали под порогом юрты. 

Видимый горизонт степи был видимым символом всего видимого и невидимого, диктовал особенности мышления и мировоззрения. 
Первичные видимые: круг солнца, полукруг неба, полукруг юрты сформировали представление о трех частях космоса и выделили цифру три. Все мышление строилось на аналогах: солнце – голова, шанырак юрты,туловище –лучи солнца, соответственно - уыки юрты, ноги –земля, кереге, познаваясь как верхний, срединый и нижний миры. 
Верхний мир- мир обитания богов, аруаков, духов предков.Срединный мир – мир обитания людей. Нижний мир –мир обитания мертвых. Повторяемость трехзначности всего окружающего приводила к мысли о том, что в Природе все развивается по одним и тем же законам аналогий. Цифра «три» известна в древней философии как мировая символическая доминанта. У казахов эта цифра пронизывает все обряды от рождения до похорон. Человеческая душа представлена у казахов тремя видами: « ет – жан», «шыбын – жан», «рух – жан». После смерти человека шыбын – жан уходит в небо, ет –жан в землю, рух – жан остается в доме умершего.

Своеобразное миропонимание и мировосприятие себя как части Природы, Вселенной как результат духовного стремления человека познать язык природы и жить в ладу с ней, пребывать в гармонии с нею способствовали становлению стабильного улада жизни. 
Интересно, что картина мира у различных народов была схожа. Но в то же время имелись в ней и особенности. Весь мир – Космос – располагался в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной. Образно же он воспринимался в виде Мирового Дерева –Байтерек. Корни Дерева – нижний мир, мир предков. Ствол – срединный мир,мир людей, живущих ныне, и крона – верхний мир, мир духов, предков. Эти три мира ориентировались по вертикали, но каждый из них имел и горизонтальную плоскость, в свою очередь разделенную на четыре зоны – Север, Юг, Запад, Восток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Казахская культура