Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:50, доклад
Современное воспитание отрицает любой вид господства или главенства. При этом особенно важно не превращать это во вседозволенность, не позволять детям тиранить себя. Давайте разберемся, как пройти по тонкому мостику воспитания, не свалившись в пропасть авторитаризма или анархии и вседозволенности.
Основные принципы современного воспитания базируются на философии, лежащей в основе демократической культуры. Эти принципы должны применяться ко всем членам семьи независимо от возраста.
Поступая так, они не только систематически уменьшают уверенность детей в себе, но также и лишают их возможности научиться самим управлять своей жизнью. Критики утверждают, что у детей для решения проблем не хватает опыта и знаний. Этот аргумент обычно выдвигается для защиты права взрослых. Как понять, в каких сферах жизни ребенок может принимать решения, а в каких нет? Три принципа помогут ответить на этот вопрос.
Нельзя принимать решения за ребенка, если ответственность за родительские решения несет ребенок. Мама настаивает, чтобы дочка оделась так, как нравится маме, перед походом на дискотеку. Дочка подчиняется, а потом на дискотеке терпит насмешки и не пользуется успехом.
Не стоит принимать решения за ребенка в тех случаях, когда последствия неправильных решений, принятых ребенком, незначительны. Допустим, ребенок оделся сам, но некрасиво, хотя и по погоде. Пусть лучше так и идет. Риска простуды нет, а опыт принятия самостоятельных решений есть.
Нельзя принимать решения за ребенка, если родитель не может проконтролировать их исполнение. Допустим, родитель запретил ребенку дружить с кем-нибудь, а ребенок прекрасно общается с этим человеком в школе или на улице, и родитель ничего не может сделать. Это только учит ребенка хитрости и обману.
Очень полезно обсуждать с достаточно взрослыми детьми (лет с семи), какие решения они способны принимать самостоятельно, а какие они хотят предоставить другим. Например, может быть принято совместное решение, что ребенок сам определяет, что ему надеть, когда убирать свою комнату и когда делать уроки. Главное, что должен быть установлен некий час X, к которому работа должна быть завершена. Однако ему бы хотелось оставлять за собой право спросить у родителей совета в каких-то трудных для него учебных вопросах. В разных семьях все это будет выглядеть по-разному, в зависимости от прошлого опыта ребенка. Например, некоторые дети уже к десяти годам определились со своими увлечениями и в состоянии принять решение, в классе с какой специализацией они хотели бы обучатся. Другим нужно больше времени, чтобы разобраться со своими предпочтениями. Но в любом случае следует интересоваться делами ребенка и предоставлять ему несколько вариантов на выбор.
6. Будьте последовательны.
Непоследовательность со стороны родителей и учителей вызывает у детей серьезное раздражение. Ребенок хочет знать границы своей ответственности (то есть знать, где его зона компетентности, а где зона взрослых). Однако по многим причинам (усталость, плохое настроение) родители могут менять свои решения и методы воспитания. Например, то, что вчера было разрешено, сегодня запрещается, или то, что вчера вызывало умиление, сегодня вызывает раздражение. Затем, чувствуя вину за проявленную грубость, родители скатываются во вседозволенность. Дети, чувствуя непоследовательность со стороны родителей, используют это как козырную карту для того, чтобы добиться своего. Как только родители становятся последовательными. дети начинают вести себя гораздо лучше.
Последовательное воспитание требует некоторой работы родителей над собой.
Идеальная картинка такая. Взрослые садятся и решают между собой, что они разрешают, а что запрещают. Приняв решение, они проводят его в жизнь, несмотря на состояние души и тела: даже если поругались между собой, расстроены ситуацией на работе, простужены, стыдятся людей (попробуйте оставить ребенка орать и валяться на полу в магазине: это трудно, в глазах других посетителей вы чуть ли не садист) или по телевизору идет захватывающий сериал. Запретов не должно быть больше трех единовременно. Все, что не запрещено, то разрешено.
Три частых запрета для маленьких детей до трех лет: нельзя падать на землю и орать; нельзя есть куски, подобранные с пола или земли; нельзя бить и кусать других людей. Если дети так делают, взрослые прекращают контакт с ребенком. Это называется "селективное игнорирование". Нежелательные формы поведения ребенка должны последовательно игнорироваться родителями. Понятно, если ребенок схватил что-то неподобающее и засунул в рот, то это надо сначала отобрать, а потом уже игнорировать такое поведение. На нарушения запретов надо обязательно сразу же реагировать. Не заметили нарушение - все воспитание пропало. В остальных случаях - потакание и баловство, смотрение сквозь пальцы и похвала. Научился этому, можно вводить другие запреты, а предыдущие запреты становятся само собой разумеющимися.
Три полезных запрета для подростка: нельзя грубить и дерзить родителям; нельзя нарушать собственные обещания, данные родителям; нельзя захламлять своими вещами не принадлежащую ему территорию в квартире. Санкции за нарушения запретов должны быть ребенку известны и ощутимы. Например, если чадо раскидало свою одежду, тетрадки, учебники за пределами своей комнаты или "собственного" участка комнаты, полезно эти вещи изъять, не говоря худого слова. Конечно, в этих случаях должна быть известна процедура покаяния. Что должен сделать подросток, чтобы заслужить прощение? Если родителям хотелось бы, чтобы ребенок больше помогал по хозяйству, то путь покаяния - убрать квартиру или принести картошки.
Информация о работе Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание