Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:05, сочинение
В Социальном приюте « ШАТЛЫК» Пестречинского района РТ воспитываются 31 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подавляющее большинство воспитанников - социальные сироты. Особенности социально-психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни - отсутствие нормальных ценностных ориентиров.
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ и ПРАВА
ЭССЕ
по предмету « Управление образовательными системами»
на тему «Как я управляю детским коллективом»
Казань, 2012
В Социальном приюте « ШАТЛЫК» Пестречинского района РТ воспитываются 31 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подавляющее большинство воспитанников - социальные сироты. Особенности социально-психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни - отсутствие нормальных ценностных ориентиров.
Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в социальном приюте ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.
Большинство детей нашего центра - дети девиантного поведения, проявляющие агрессию как физическую, так и вербальную.
Пытаясь преодолеть негативное влияние факторов социального сиротства я, по совету психолога для снятия напряжения и агрессии, использовала в работе методику "Вечерний огонек".
Вечерний "огонек" - гениальная находка Фрунзенских коммун И.П. Иванова, педагогическую значимость которой трудно переоценить.
Вечерний "огонек" - это почти семейное, домашнее дело, на "огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно. Группа общается.
Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Не жалейте времени и сил на "огоньки"!Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.
Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.
"Огонек" - это конкретное воплощение
в жизнь принципов
"Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.
Задачи огонька:
побуждение взаимной эмпатии (расположения, добрых чувств, интереса, желания быть вместе и помогать друг другу);
организация переживания первого ощущения сплоченности, совместности;
создание настроя на
гуманистические ценности
предъявление самого
огонька, как формы и способа
конструктивного общения,
организация упражнения в рефлексии (объекты: я сам, моя группа, мой центр, я в группе и центре);
обеспечение постепенного
закрепления гуманистических
Для вечернего "огонька" существуют правила:
1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к "огоньку".
2) Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
3) Дети, воспитатели и социальные работники должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):
" Когда говорит один - все молчат"
" Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки"
" Закон свободного микрофона"
" Все сказанное на "огоньке" не должно "выноситься" за его пределы"
"Огонек" - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют"
"Через центр круга переходить нельзя".
"Огонек" проводится
в располагающей обстановке, у
волшебной лампы или при
Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый.
Дети делятся на "разговорившихся" и "неразговорившихся". Вторые начинают исчезать примерно со второго "огонька" и к концу смены их, как правило, не бывает.
Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний "огонек" песней из серии "День закончен, спать пора" и "сонной" речёвкой.
Хороший "огонек" никогда не хочется завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо.
Очень важно помнить, что "огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении "огоньков".
ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ОГОНЬКОВ
Самый первый огонек рекомендуется провести "огонек знакомства". Мы его проводим, когда к нам в группу приходят новенькие.
"РАССКАЖИ МНЕ О СЕБЕ"
Задача: углубить знакомства ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену группы.
Это форма традиционного "огонька-знакомства". Все дети садятся по кругу, воспитатель начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д. При этом воспитатель дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на "огоньке" используется некий символ, "эстафетная палочка", которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. У нас это белый мишка "Пусик". Если ребенок в рассказе о себе рассказывает, о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на "огоньке" продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает "огонек" более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход "огонька". В большинстве своем классический вариант "огонька"-знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:
- вновь прибывшие дети
не адаптированы к новой
- вновь прибывшие дети
имеют различный уровень
- внимание рассеяно, т.к.
первый день богат новыми
Основной, самый главный элемент "огонька" - анализ прожитого дня. Рассмотрим наиболее распространенную форму "огонька"-анализа
"ОГОНЕК" - АНАЛИЗ ДНЯ
После того как к свече
в круг подсел последний человек,
воспитатель пускает по кругу
зажженную свечу с темой
Каждый ребенок, должен ответить на следующие вопросы:
Как ты оцениваешь
каждое проведенное сегодня
Что сегодня в нашей группе было хорошо?
Что было не очень хорошо и даже плохо?
Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?
Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОГОНЕК
Тематический огонек - проводится по поводу, часто неожиданному (что-то произошло или должно случиться), иногда - запланированному. Название "тематический" указывает на специальность и конкретность темы разговора.
Задачи:
концентрация переживаний и рефлексии на одном объекте (дело, событие, поступок, личность-образец и др.);
побуждение желания
самосовершенствоваться от
актуализация позитивных образцов для закрепления в структуре личностных смыслов ребенка.
ИТОГОВЫЙ ОГОНЕК
Итоговый огонек - проводится, как правило, когда из группы выбывает ребенок в детский дом.
Задачи:
организация интенсивной,
эмоционально окрашенной
побуждение желания
строить свой образ жизни,
МАЛЕНЬКИЕ СОВЕТЫ
1. "Огонек" должен иметь
определенную длительность, которая
определена заранее, он не
2. "Огонек" - это форма
задушевной, искренней беседы, а
она не должна сопровождаться
сумрачной обстановкой. Не
3. Вечерний "огонек" - это один из моментов, который готовит детей ко сну. Не стоит делать завершение "огонька" в развлекательном ключе.
4. Каждый "огонек" требует подготовки. Ведь каждый "огонек" должен стать незабываемым и единственным в своем роде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У меня на огоньке множество ролей. Я - сценарист, поскольку составляю сценарий огонька заранее, продумываю последовательность сцен, их роль, обстановку и прочее. Я - дирижер, так как ненавязчиво, но постоянно управляю звучанием своей группы на огоньке. Разумеется, Я такой же член детского коллектива, как и прочие, с той лишь поправкой, что у меня ( у воспитателя) на огоньке всегда один решающий голос, сколько бы их не было. Я - наблюдатель, Я зорко слежу за ходом огонька, но допускаем обидных заявлений, неосторожных высказываний, вовремя и правильно реагирую на всё происходящее. В процессе подготовки и в ходе самого огонька Я - консультант, помощник, советчик. А поскольку огонёк - это и рефлексивное занятие с элементами тренинга, то Я , в некотором роде "психотерапевт", тренер группы.
Принципиальную роль здесь играет техника педагогического воздействия. Мой голос должен быть слышен, но не громок, мимика всегда под контролем и точно соответствует требуемому настроению ситуации. Жестикуляция выразительна, но не размашиста. Демонстрирую искренность, тем более что Я искренне хочу помочь этим детям. Для моего общения с группой на огоньке важно, чтобы Я своим влиянием словно бы "обнимала" всю группу, чтобы каждый в отдельности и все вместе ощущали себя в сфере Моего внимания. Тон Моего голоса можно охарактеризовать, то как "внушающее доброжелательный", то как "искренне-дружеский".
Могу отметить только положительное влияние данной методики на воспитательный процесс. Дети становятся более раскрепощенными, коммуникабельными, доброжелательными друг к другу, педагогам и обслуживающему персоналу. Огоньки многократно повышают свой педагогический потенциал, если проводятся именно как система, если сформированы традиции их проведения, и ребята осознают возможности огонька как средства общения, средства своего личностного роста и влияния на жизнь группы, и в целом центра.