Как я управляю детским коллективом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:05, сочинение

Краткое описание

В Социальном приюте « ШАТЛЫК» Пестречинского района РТ воспитываются 31 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подавляющее большинство воспитанников - социальные сироты. Особенности социально-психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни - отсутствие нормальных ценностных ориентиров.

Вложенные файлы: 1 файл

эссе.docx

— 92.55 Кб (Скачать файл)

 

              ИНСТИТУТ    ЭКОНОМИКИ     УПРАВЛЕНИЯ     и   ПРАВА

 

 

 

 

 

ЭССЕ

по  предмету «  Управление  образовательными  системами»

 

на тему         «Как  я  управляю  детским  коллективом»

 

                                                                                                       Выполнила: cтудентка    3 курса

                                                                         д  904  у группы

                                                                                                                      Мрасова  Алина Ильшатовна

                                                                                                       Преподаватель: Ахметова  Д.З.

 

                                                                      

                                                       

Казань,  2012

 

 

 

В Социальном  приюте « ШАТЛЫК»  Пестречинского района  РТ  воспитываются 31 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подавляющее большинство воспитанников - социальные сироты. Особенности социально-психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни - отсутствие нормальных ценностных ориентиров.

Социальные сироты, не имеющие  примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко  усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в социальном приюте ограничивают установление коммуникативных  связей с внешним миром. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными  факторами, осложняющими подготовку воспитанников  к самостоятельной жизни.

Большинство детей нашего центра - дети девиантного поведения, проявляющие агрессию как физическую, так и вербальную.

Пытаясь преодолеть негативное влияние факторов социального сиротства  я, по совету психолога для снятия напряжения и агрессии, использовала в работе методику "Вечерний огонек".

Вечерний "огонек" - гениальная находка Фрунзенских коммун И.П. Иванова, педагогическую значимость которой  трудно переоценить.

Вечерний "огонек" - это почти  семейное, домашнее дело, на "огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно. Группа общается.

Быть может в течение дня  кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным  он имеет полное право. Не жалейте  времени и сил на "огоньки"!Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа  и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

"Огонек" - это конкретное воплощение  в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем.  На "огоньке" идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

 

"Огонек" - это тесный  круг друзей. Каждый может сесть,  где ему нравиться, с кем  ему хочется. В круге каждый  видит глаза и лица своих  товарищей. У круга нет начала  и нет конца - одна непрерывная  цепь, по которой проходят токи  духовного напряжения, общей мысли,  чувства, тепла.

 

Задачи огонька:

 побуждение взаимной  эмпатии (расположения, добрых чувств, интереса, желания быть вместе и помогать друг другу);

 организация переживания  первого ощущения сплоченности, совместности;

 создание настроя на  гуманистические ценности взаимодействия  и общения;

 предъявление самого  огонька, как формы и способа  конструктивного общения, ценного  для каждого в отдельности,  группы и социального центра  в целом.

 организация упражнения  в рефлексии (объекты: я сам,  моя группа, мой центр, я в  группе и центре);

 обеспечение постепенного  закрепления гуманистических ценностей  в практике общения и взаимодействия;

Для вечернего "огонька" существуют правила:

1) Дети должны быть  заранее настроены и готовы  к "огоньку".

2) Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне  вокруг огня, который находится  в центре.

3) Дети, воспитатели и  социальные работники должны  выполнять законы (они могут формироваться  по мере надобности):

" Когда говорит один - все молчат"

" Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие  поступки"

" Закон свободного  микрофона"

" Все сказанное на "огоньке"  не должно "выноситься" за его  пределы"

"Огонек" - это не  встреча в кафе, здесь не едят  и не танцуют"

"Через центр круга  переходить нельзя".

"Огонек" проводится  в располагающей обстановке, у  волшебной лампы или при свечах.

Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый.

Дети делятся на "разговорившихся" и "неразговорившихся". Вторые начинают исчезать примерно со второго "огонька" и к концу смены их, как правило, не бывает.

Последним говорит вожатый. Он оценивает  работу и поведение отряда в течение  дня. Завершается вечерний "огонек" песней из серии "День закончен, спать  пора" и "сонной" речёвкой.

Хороший "огонек" никогда не хочется  завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо.

Очень важно помнить, что "огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе  не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей  неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным  финалом всего дня. Для этого  существует масса приемов, использование  которых позволит вам избежать формальности в проведении "огоньков".

 

ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ  ОГОНЬКОВ

Самый первый огонек рекомендуется  провести "огонек знакомства". Мы его проводим, когда к нам в группу приходят новенькие.

"РАССКАЖИ МНЕ  О СЕБЕ"

Задача: углубить знакомства ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену группы.

Это форма традиционного "огонька-знакомства". Все дети садятся по кругу, воспитатель начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая  о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д. При этом воспитатель дает ребятам образец, схему, как и  о чем надо рассказывать. Обязательно  на "огоньке" используется некий  символ, "эстафетная палочка", которую  участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. У нас это белый мишка "Пусик". Если ребенок в рассказе о себе рассказывает, о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на "огоньке" продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает "огонек" более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход "огонька". В большинстве своем классический вариант "огонька"-знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:

- вновь прибывшие дети  не адаптированы к новой ситуации;

- вновь прибывшие дети  имеют различный уровень умения  общаться в большой аудитории,  поэтому не каждый готов, а  главное способен, рассказать о  себе всей группе, да еще так,  чтобы это было интересно;

- внимание рассеяно, т.к.  первый день богат новыми впечатлениями  и к концу дня дети слишком  устают и морально и физически  для восприятия еще одного  блока достаточно серьезной информации.

Основной, самый главный  элемент "огонька" - анализ прожитого  дня. Рассмотрим наиболее распространенную форму "огонька"-анализа

"ОГОНЕК" - АНАЛИЗ  ДНЯ

После того как к свече  в круг подсел последний человек, воспитатель пускает по кругу  зажженную свечу с темой огонька. (задавая наводящие вопросы).

Каждый ребенок, должен ответить на следующие вопросы:

 Как ты оцениваешь  каждое проведенное сегодня дело?

 Что сегодня в нашей  группе было хорошо?

 Что было не очень  хорошо и даже плохо?

 Что нужно сделать,  чтобы стало еще лучше?

Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ОГОНЕК

Тематический огонек - проводится по поводу, часто неожиданному (что-то произошло или должно случиться), иногда - запланированному. Название "тематический" указывает на специальность и  конкретность темы разговора.

Задачи:

 концентрация переживаний  и рефлексии на одном объекте  (дело, событие, поступок, личность-образец  и др.);

 побуждение желания  самосовершенствоваться от этого  объекта, как от отправной точки;

 актуализация позитивных  образцов для закрепления в  структуре личностных смыслов  ребенка.

ИТОГОВЫЙ ОГОНЕК

Итоговый огонек - проводится, как правило, когда из группы выбывает ребенок в детский дом.

Задачи:

 организация интенсивной,  эмоционально окрашенной рефлексии  для актуализации ценности пережитого  в группе и центре опыта,  появления мыслей о саморазвитии  после прибытия в детский дом , побуждения чувств дружбы, ценности другого,

 побуждение желания  строить свой образ жизни, используя  опыт центра и группы.

МАЛЕНЬКИЕ СОВЕТЫ

1. "Огонек" должен иметь  определенную длительность, которая  определена заранее, он не должен  длиться бесконечно.

2. "Огонек" - это форма  задушевной, искренней беседы, а  она не должна сопровождаться  сумрачной обстановкой. Не обязательно  дожидаться поздней ночи и  сидеть у еле горящей свечи.  Для "огонька" можно выбрать  просто очень красивое спокойное  место, где каждому будет уютно,  приятно и комфортно говорить.

3. Вечерний "огонек" - это  один из моментов, который готовит  детей ко сну. Не стоит делать  завершение "огонька" в развлекательном  ключе.

4. Каждый "огонек" требует  подготовки. Ведь каждый "огонек" должен стать незабываемым и  единственным в своем роде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У  меня на огоньке множество ролей. Я - сценарист, поскольку составляю сценарий огонька заранее, продумываю последовательность сцен, их роль, обстановку и прочее. Я - дирижер, так как ненавязчиво, но постоянно управляю звучанием своей группы на огоньке. Разумеется,  Я такой же член детского коллектива, как и прочие, с той лишь поправкой, что у меня ( у воспитателя) на огоньке всегда один решающий голос, сколько бы их не было. Я - наблюдатель, Я зорко слежу за ходом огонька, но допускаем обидных заявлений, неосторожных высказываний, вовремя и правильно реагирую на всё происходящее. В процессе подготовки и в ходе самого огонька Я - консультант, помощник, советчик. А поскольку огонёк - это и рефлексивное занятие с элементами тренинга, то Я , в некотором роде "психотерапевт", тренер группы.

Принципиальную роль здесь  играет техника педагогического воздействия.  Мой голос должен быть слышен, но не громок, мимика всегда под контролем и точно соответствует требуемому настроению ситуации. Жестикуляция выразительна, но не размашиста. Демонстрирую искренность, тем более что Я  искренне хочу  помочь этим детям. Для  моего общения с группой на огоньке важно, чтобы Я своим влиянием словно бы "обнимала" всю группу, чтобы каждый в отдельности и все вместе ощущали себя в сфере Моего  внимания. Тон Моего голоса можно охарактеризовать, то как "внушающее доброжелательный", то как "искренне-дружеский".

Могу отметить только положительное  влияние данной методики на воспитательный процесс. Дети становятся более раскрепощенными, коммуникабельными, доброжелательными  друг к другу, педагогам и обслуживающему персоналу. Огоньки многократно  повышают свой педагогический потенциал, если проводятся именно как система, если сформированы традиции их проведения, и ребята осознают возможности огонька  как средства общения, средства своего личностного роста и влияния  на жизнь группы, и в целом центра.


Информация о работе Как я управляю детским коллективом