Каптерев Петр Федорович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:02, реферат

Краткое описание

П.Ф. Каптерев принадлежал к русским педагогам, которые были широко известны при жизни, стояли во главе научных направлений, но после смерти их имена забывались, труды не печатались. Это было связано с тем, что в 20-е годы идеи Каптерева об автономии школы, независимости педагогического образования от государства явно не совпадали с господствовавшим направлением мысли. В 30-40-е годы педагогические взгляды Каптерева казались подозрительными, ибо в них было много психологии и педологии. В последующие десятилетия авторы статей и учебников «пригоршнями» черпали его педагогические идеи, но имя ученого старались не упоминать.

Содержание

1.Введение.
2.Биография Каптерева П.Ф.
3. Педагогическая деятельность Каптерева П.Ф.
4.Общечеловеческое и национальное в педагогической теории П.Ф.
Каптерева.
5.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат каптер.docx

— 18.05 Кб (Скачать файл)

   Министерство образования  и науки Российской Федерации

                  Федеральное государственное бюджетное

                               образовательное учреждение

                    высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально- гуманитарная академия»

 

 

 

 

 

                             Каптерев Петр Федорович

 

 

 

 

 

                                                                                  Реферат по педагогике

                                                                                  студентки I курса

                                                                                  дневного отделения

                                                                                  физико-математического факультета

                                                                                  Ивановой В.В.

 

 

                                             Самара 2011

 

                                              Содержание:

1.Введение.

2.Биография Каптерева П.Ф.

3. Педагогическая деятельность Каптерева П.Ф.

4.Общечеловеческое и национальное в педагогической теории П.Ф.     

   Каптерева.

5.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

П.Ф. Каптерев принадлежал  к русским педагогам, которые  были широко известны при жизни, стояли во главе научных направлений, но после смерти их имена забывались, труды не печатались. Это было связано  с тем, что в 20-е годы идеи Каптерева об автономии школы, независимости педагогического образования от государства явно не совпадали с господствовавшим направлением мысли. В 30-40-е годы педагогические взгляды Каптерева казались подозрительными, ибо в них было много психологии и педологии. В последующие десятилетия авторы статей и учебников «пригоршнями» черпали его педагогические идеи, но имя ученого старались не упоминать. Впервые через шестьдесят лет после смерти ученого, в 1982 году, были опубликованы его избранные педагогические произведения.

Продолжатель традиций Н.И. Пирогова, К.Д.Ушинского, ученый, прекрасно  знавший европейские языки, обратился  к лучшему из того, что в этот период создавалось в России и  на Западе В фундаментальной работе «Дидактические очерки. Теория образования» центральной является глава «Образовательный процесс - его психология». Она вся  пронизана мыслью о том, что психология способствует наилучшему научному обоснованию  педагогики и глубине практических выводов. Согласно Каптереву, педагогика является прикладной наукой, отвечающей на вопрос, как надо учить и воспитывать детей. Психология же является фундаментальной наукой о психике ребенка и его развитии и предстает базовой по отношению к педагогике. Базовыми для педагогики, согласно точке зрения Каптерева, является также логика, физиология, филология, социология.

 

 

 

 

 

 

 

 

        

  Биография

П.Ф. Каптерев родился в 1849 году под Москвой в семье священника. Он прошел весь путь, предуготованный к занятию высших постов в церковной иерархии, - духовное училище, духовную семинарию, Московскую духовную академию. Но неожиданно для всех подающий надежды, самый молодой преподаватель философии Петербургской духовной семинарии подает в отставку и посвящает себя светской деятельности в области образования. Этот шаг, осужденный родителями и друзьями, стал началом рождения талантливого русского педагога, внесшего вклад в разработку психолого-педагогических проблем и подготовки к массовому образованию в России. Сам ученый объяснял свой поступок тем, что в стране, где четыре пятых населения безграмотны, «каждый порядочный человек должен в кризисные периоды жизни общества заниматься самым необходимым делом».

Каптерев стал преподавателем педагогики, психологии, логики в ведущих  педагогических учреждениях Петербурга. Влияние педагога, опирающегося на последние достижения антропологических  наук, было очень сильным в начале века. Он заложил традицию пропаганды достижений науки в провинции. Выступая лектором на курсах учителей, ученый много  делал для теоретического обоснования  обучения в земской школе с  целью «просветить всю Русь школой, учением». Перу Каптерева принадлежат фундаментальные педагогические работы, в основу которых положена идея психологического обоснования педагогики. Его полное собрание сочинений составило бы много томов, но, к сожалению, оно так и осталось неосуществленным.

Самое тяжелое время для  жизни Каптерева наступило после Октября. Он не мог остаться жить в Петрограде. Здесь ему грозила смерть от голода и холода, либо арест за несогласие с политикой руководства департамента северных коммун. Начавшаяся враждебная кампания против старой профессуры, которая не приняла Октябрьскую революцию и активно выступала против политики советского правительства в области средней и высшей школы, привела к тому, что Каптерев вынужден был уехать в Воронежскую губернию.

Это была внутренняя эмиграция  из центра в провинцию для того, чтобы сохранить жизнь и воспитать  учеников. Однако и здесь Каптереву пришлось отстаивать свои позиции. Всю жизнь он боролся за открытость и свободу образования для всех желающих и думал, что эта проблема была решена. Во всяком случае, в декларациях большевиков образование провозглашалось доступным и всеобщим. На самом же деле ничего подобного не произошло. В первую очередь места в вузах предоставлялись коммунистам и комсомольцам, затем рабочим и беднейшим крестьянам, и только на оставшиеся места принимались представители остальных социальных групп. Важнейшим был

 


Информация о работе Каптерев Петр Федорович