Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 16:47, реферат
Кейс-метод относится к числу наиболее эффективных методик преподавания. Сущность метод кейс-стади заключается в самостоятельной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3
1.История кейс-методов ...............................................................................4
2.Сущность кейса..........................................................................................6
2.1Структура кейса..........................................................................6
2.2Этапы разработки кейса..............................................................8
3.Классификация кейсов..........................................................................9
4.Кейс метод в системе методов организации обучения.........................11
5.Источники кейсов..................................................................................13
6.Результаты работы с кейсом...................................................................19
7. Пример организации работы с кейсом.................................................21
8.Кейс-измерители..................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................25
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Поэтому кейс с доминированием обучающей функции отражает жизнь не один к одному.
Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности.
Во-вторых, в обучающем
кейсе на первом месте стоят
учебные и воспитательные
Ситуация, проблема и сюжет здесь
не реальные, практические, а такие,
какими они могут быть в жизни.
Они характеризуются
Подобное же свойственно и для
исследовательского кейса. Его основной
смысл заключается в том, что
он выступает моделью для
Обучающая функция его
Выделенные выше источники кейса
следует называть базовыми, или первичными,
поскольку они определяют наиболее
значимые факторы воздействия на
кейсы. Вместе с тем можно выделить
и вторичные источники
Художественная и
Нельзя недооценивать и
Вывод очевиден: критическая масса кейсов, которые используются в программах и курсах, может базироваться на местном материале. И в данном случае речь идет не о том, что кейсы должны освещать только опыт национальных предприятий. Имеются в виду те компании и те товары или услуги, которые присутствуют на национальном рынке в том или ином виде.
Студенты чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать американскую среду, поведение и мотивы американских или других иностранных потребителей. Преподаватель тоже чувствует себя увереннее, дирижируя обсуждением кейса, который базируется на местном материале, поскольку он лучшее знает и область, и самое предприятие. В конце концов, при обсуждении таких кейсов существует уникальная возможность пригласить руководителя предприятия.
Научность и строгость кейсу
придают статистические
Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Если произведения публицистики и художественной литературы придают эмоциональную насыщенность и предметную осязаемость кейсу, то произведения науки придают ему большую строгость и корректность. Хорошая научная статья обычно характеризуется углубленным пониманием какого-либо вопроса, а научная монография дает системную, всестороннюю характеристику предмета исследования. Что касается научного отчета, то его особенностью является актуальность и новизна материала. Эти продукты науки далеко не всегда описывают и объясняют ситуацию. Поэтому они нуждаются в специальном осмыслении в аспекте ситуации. Наиболее интересные научные публикации могут выполнять в кейс-методе две функции: первая заключается в том, что научные публикации и их фрагменты могут выступить составляющими кейсов посредством включения в их ткань, а вторая - в том, что они могут быть включены в список литературы, необходимой для понимания кейса.
Неисчерпаемым кладезем
Все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой ложь и заблуждения. Под заблуждением обычно понимается ложь, которая ошибочно принимается за истину. Возникает вопрос о том, можно ли использовать ложь и заблуждения при построении кейсов? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя по многим причинам. С гносеологической точки зрения относительности знания каждый предыдущий этап в познании действительности содержит в себе заблуждения. С практической точки зрения ложь предопределяет неоптимальность деятельности, с педагогической точки зрения ложь должна быть исключена из преподаваемого знания. По-нашему мнению, в кейсе можно в ряде случаев использовать и ложные представления и заблуждения, которые создают препятствия при продвижении студентов к истине. Однако ложь недопустима в базовом знании кейса. И самое главное в том, что ложные представления и заблуждения обязательно должны быть разоблачены в процессе анализа кейса. Такой подход требует проверки на истинность всех материалов и источников кейса. Вот почему кейсологи тщательно проверяют и перепроверят информационную базу кейса, стараются добиваться максимального соответствия ситуации кейса ситуации реальной жизни. Это позволяет с большой уверенностью добиться достоверности кейса.
6 Результаты работы с кейсом
Как мы уже говорили, метод
кейс-стади имеет очень
Учебные Освоение новой информации Освоение методов сбора данных Освоение методов анализа Умение работать с текстом Соотнесение теоретических и практических знаний |
Образовательные Создание авторского продукта Образование и достижение личных целей Повышение уровня профессиональной компетентности Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем |
На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание “фокус-групп”, проектные технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.
Кейс-метод — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
7 Пример организации работы с кейсом
Вариантов очень много, это возможность для творчества самого преподавателя. Ниже представлена максимально обобщённая модель занятия, по которой может быть организована работа.
Этапы организации занятия:
Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы:
Текст КС может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.
Этап организации совместной
деятельности. Основная задача этого
этапа – организация
6 Кейс-измерители
Кейс-измерители представляют собой задание в виде описания практической проблемы, отражающей жизненную ситуацию. Нет однозначности решения.
Могут служить тестом навыков критического мышления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кейс – это маленькое
Метод предоставляет студентам
отличную возможность творчески
применять пройденный материал на базе
своих профессиональных знаний и
позволяет студентам