Классификация педагогических технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским ("Великая дидактика") (Коменский Я.А., 2005).
Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар 3.docx

— 78.89 Кб (Скачать файл)

Целевые ориентации

■Формирование ЗУН.

■Обучение умениям учиться.

• Связь с жизнью, искусством, производством.

Концептуальные установки

•  Приоритет личности подростка перед всей педагогической системой.

•  Очеловечивание знаний (элементы музыки, поэзии, живописи на уроке).

•  Жизнь как главное  наглядное пособие.

•  Опора на изучаемую  профессию.

•  Разнообразие деятельности и мышления.

•  Воспитание на уроках физики.

Особенности содержания

В обучении предмету (2 года) выделено 4 этапа.

Первый этап - выявление и ликвидация пробелов в знаниях. В конце этапа ученики дифференцируются на три группы, к которым применяются различные подходы.

Второй этап - создание благоприятного психологического климата в группе. Основная задача - добиться, чтобы ученики поверили в свои силы.

Третий этап - обучение учащихся на базе нового материала приемам учебной деятельности, приобщение к творчеству, воспитание на уроках.

Четвертый этап - обучение на базе сложившихся традиций и подготовка к выпускному экзамену.

Особенности методики

•  Программный материал разделен на опорные и проходные  темы, приспособлен к данной профессии.

•  Поблочная смысловая  разбивка темы.

•  Авторские опорные  плакаты и схемы материала.

•  Многократное проговаривание.

•  Творческий характер обучения (приглашение к творчеству).

•  Использование игровой  деятельности (физическое домино, КВН).

•  Решение задач с  использованием алгоритма-образца.

•  Раздаточный материал по физике (более 5000 единиц).

•  Жесткая система  зачетов по каждой теме - система  поэлементного учета 3VH

•  Дифференциация в виде размещения по рядам - уровням обученности.

Вопрос  4

Альтернативные технологии

В широком смысле под альтернативными  технологиями принято рассматривать  те, которые противостоят традиционной системе обучения ТО (см. гл. III) какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.

Более адекватным определением этого понятия, видимо, будет следующее: это радикальный отказ как  от традиционных концептуальных оснований  педагогического процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и  методических принципов, и замена их другими, альтернативными.

а) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)

Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать  стремлению природы к своему собственному развитию. И.Песталоцци

Штейнер Рудольф (1861-1925) - немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа.

Р.Штейнер воплотил в своей  школе разработанное им философское  учение -антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Антропософия соединяет в себе элементы субъективного идеализма (действительность как самопроявление духа), гетевского объективного идеализма, а также христианства.

Итак, в вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу - божественное начало.

Ребенок - божья часть приходит на Землю с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы.

Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.

б) Технология свободного труда (С.Френе)

Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Включившись в начале XX века в движение за новое воспитание, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской начальной школой, где и реализовал свою альтернативную технологию.

Концептуальные положения

•  Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей.

•  Отношения между  детьми и ценностные ориентации в  их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного  процесса.

•  Общественно-полезный труд на всех этапах обучения.

•  Большое внимание школьному  самоуправлению.

•   Целенаправленно  побуждается эмоциональная и  интеллектуальная активность детей.

•   Используются новые  материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).

Особенности организации

В школе Френе:

-   нет обучения, а  есть разрешение проблем, пробы,  экспериментирование, анализ, сравнение;

-   нет домашнего  задания, но постоянно задаются  вопросы - дома, на улице, в школе;

-   нет уроков от  звонка до звонка;

-   нет отметок, но  отмечаются личные продвижения  - через взаимооценивание детей и педагогов;

-   нет ошибок - бывают  недоразумения, разобравшись в  которых совместно со всеми,  можно их не допускать;

-   нет программ, но  есть индивидуальные и групповые  планы;

-   нет традиционного  учителя, но учат сами формы  организации общего дела, проектируемые  педагогом совместно с детьми;

-   педагог никого  не воспитывает, не развивает,  а участвует в решении общих  проблем;

-   нет правил, но  классом правят принятые самими  детьми нормы общежития;

-   нет назидательной  дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения;

-   нет класса в  общем смысле, а есть детско-взрослая  сообщность.

в)Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)

Лобок Александр Михайлович - учитель начальной школы, руководитель лаборатории начального образования, кандидат философских наук, г. Екатеринбург.

Целевые ориентации

•  Сформировать авторскую  позицию ребенка в культуре.

•  Помочь ребенку обрести  способность заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой.

•  Развить потребности  самореализации в различных сферах и формах культу ры, прежде всего лингвистике и математике.

•  Сформировать письмо у  младшего школьника как авторское  самовыражение и индивидуальную языковую интуицию (литературные способности).

Концептуальные положения

•  Во главу угла поставлен  индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программ.

•  Суть образования есть насилие.

•  Ребенок ценен своим  индивидуальным своеобразием.

•  Образование - это мир, стоящий между личностью ребенка  и взрослого; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над  личностно-индивидуальным бытием человека.

•  Ценность образования  в том, что именно оно представляет собой поле, на котором вызревает  в ситуации личностного протеста «Я»-концепция личности.

Вопрос  5

Природосообразные технологии

Природосообразностъ - педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка (Я. А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Цистервег). В различное время и различными авторами принцип природосообразности трактовался по-разному, порождал различные течения в педагогике: фатализм, натурализм, свободное воспитание, педоцентризм и др.

В современном понимании  принцип природосообразности требует соответствия образовательной технологии природным закономерностям, означает необходимость экопсихологического подхода, обращения к этническим культураобразующим истокам личности.

а)Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

Кушнир Алексей Михайлович - главный редактор журналов «Народное образование», «Школьные технологии», кандидат психологических наук.

Разрабатывает природосообразный подход в обучении. В качестве иллюстрации возможностей этого подхода внедрил в массовую практику природосообраз-ную модель обучения грамоте, показавшую двухтрехкратное превосходство над аналогами (традиционное, развивающее) по техническим параметрам чтения и письма, и десятикратное превосходство по информационно-содержательной емкости. Эффективность обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики. Обращение к целостности человеческой психики и личности, отказ от формирования, развития, тренировки и т.п. каких бы то ни было отдельных процессов и функций позволили реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики.

б) Технология саморазвития (М.Монтессори)

Монтессори Мария (1870-1952) - итальянский педагог, реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе. Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы - поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

Целевые ориентации

•  Всестороннее развитие.

•  Воспитание самостоятельности.

•  Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

Концептуальные положения

•  Обучение должно проходить  совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает.

•  Обращение ребенка  к учителю «Помоги мне это  сделать самому» - девиз педагогики Монтессори.

•  Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости  и самостоятельности.

•  Учет сензитивности и спонтанности развития.

•  Единство индивидуального  и социального развития.

•  В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.

•  Сущность разума в упорядочении и сопоставлении.

•  Отказ от миссии обучать  детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры.

•  Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предмет но-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.

• Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет  дидактики -организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Вопрос 6

Технологии развивающего обучения

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Н.А.Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности: ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП (см. п. 1.2.).

В настоящее время в  рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями  содержания и методики. Технология Л. В.Занкова направлена на общее, целостное развитие личности, технология Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова акцентирует развитие СУ-Дов, технологии творческого развития отдают приоритет СЭНам, технология Г.К.Селевко ориентируется на развитие СУМ, И.СЯкиманской - на СДП.

В 1996 г. Министерство образования  России официально признало существование  систем Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.

а) Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Замков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения.

Система Л.В.Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. По мнению ученого, школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Он проанализировал состояние дел в образовании и пути его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущего критерия работы школы.

Сегодня на базе бывшей лаборатории  открыт Федеральный научно-методический центр имени Л.В.Занкова при Министерстве образования России.

Систему развивающего обучения по Л.В.Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

б) Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Эльконин Даниил Борисович (1918-1959) - виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития.

Давыдов Василий Васильевич - академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения.

Эта технология направлена на развитие логического, теоретического мышления.

Акцент целей

■ Формировать теоретическое сознание и мышление.

• Воспроизвести в учебной  деятельности детей логику научного познания.

Гипотезы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

а) детям с дошкольного  возраста доступны многие общие теоретические  понятия; они принимают и осваивают  их раньше, чем научаются действовать  с их частными эмпирическими проявлениями;

б) возможности ребенка  к обучению (и, следовательно, развитию) огромны, но не используются школой;

в) возможности интенсифицировать  умственное развитие лежат прежде всего в содержании учебного материала, поэтому основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы организации обучения;

г) повышение теоретического уровня учебного материала в начальной  школе стимулирует рост умственных способностей ребенка.

Особенности содержания

•  Специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание ребенком генетически исходных,теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.

• Повышение теоретического уровня образования, передача детям  не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного  сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).

Информация о работе Классификация педагогических технологий