Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 12:13, контрольная работа
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
Классификация сказок. Характерные черты каждого вида
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.
И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.
Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
На этой основе возникает
классификация видов сказок, хотя
и не вполне единообразная. Так, при
проблемно-тематическом подходе выделяются
сказки, посвященные животным, сказки
о необычных и
Резко очерченных границ группы
сказок не имеют, но несмотря на зыбкость
разграничения, такая классификация
позволяет начать с ребенком предметный
разговор о сказках в рамках условной
"системы" – что, безусловно, облегчает
работу родителей и воспитателя.
На сегодняшний день принята следующая
классификация русских народных сказок:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.
Рассмотрим подробнее каждый из видов.
Сказки о животных
Народная поэзия обнимала
целый мир, ее объектом стал не только
человек, но также и все живое
на планете. Изображая животных, сказка
придает им человеческие черты, но в
то же время фиксирует и
Человек издавна чувствовал родство с
природой, он действительно был ее частицей,
борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя
и понимая. Очевиден и позднее привнесенный
басенный, притчевый смысл многих сказок
о животных.
В сказках о животных действуют
рыбы, звери, птицы, они разговаривают
друг с другом, объявляют друг другу
войну, мирятся. В основе таких сказок
лежит тотемизм (вера в тотемного
зверя, покровителя рода), вылившийся
в культ животного. Например, медведь,
ставший героем сказок, по представлениям
древних славян, мог предсказывать
будущее. Нередко он мыслился как
зверь страшный, мстительный, не прощающий
обиды (сказка "Медведь"). Чем дальше
уходит вера в то тем, чем более
уверенным в своих силах
Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).
В сказках о животных человек
:
1) играет второстепенную роль (старик
из сказки "Лиса крадёт рыбу из воза");
2) занимает положение, равноценное животному
(мужик из сказки "Старая хлеб-соль забывается").
Возможная классификация сказки о животных.
Прежде всего, сказка о
животных классифицируется по главному
герою (тематическая классификация). Такая
классификация приведена в
1. Дикие животные.
- Лиса.
- Другие дикие животные.
2. Дикие и домашние животные
3. Человек и дикие животные.
4. Домашние животные.
5. Птицы и рыбы.
6. Другие животные, предметы, растения
и явления природы.
Следующая возможная классификация
сказки о животных – это структурно-
1. Кумулятивная сказка
о животных.
2. Волшебная сказка о животных
3. Басня (аполог)
4. Сатирическая сказка
Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:
1. Комическая (бытовая) сказка
о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.
7. Сатирическая сказка о животных
8. Легенды, предания, бытовые рассказы
о животных
9. Небылицы
Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.
Третья возможная
1. Детские сказки.
- Сказки рассказанные для детей.
- Сказки рассказанные детьми.
2. Взрослые сказки.
Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. "Озорная" ("заветная" или "порнографическая") сказка.
Около двадцати сюжетов сказок о животных - это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:
1. С бесконечным повторением:
- Докучные сказки типа "Про белого бычка".
- Единица текста включается в другой текст
("У попа была собака").
2. С Конечным повторением:
- "Репка" - нарастают единицы сюжета
в цепь, пока цепь не оборвётся.
- "Петушок подавился" - происходит
расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
- "За скалочку уточку" - предыдущая
единица текста отрицается в следующем
эпизоде.
Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки ("Волк и семеро козлят", "Кот, петух и лиса" ).
Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки - о проделках животных ("Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), "Волк у проруби", "Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , "Битый небитого везёт" , "Лиса-повитуха" и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки - лиса (в мировом эпосе - заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.
Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог - сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога - это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.
Рядом с апологом стоит
так называемая новеллистическая сказка
о животных, выделенная Е. А. Костюхиным.
Новелла в животной сказке - это
рассказ о необычных случаях
с довольно развитой интригой, с
резкими поворотами в судьбе героев.
Тенденция к морализации
Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет "Ёрш Ершович", которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.
Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных - это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.
Волшебные сказки
Сказки волшебного типа включают
в себя волшебные, приключенческие,
героические. В основе таких сказок
лежит чудесный мир. Чудесный мир
– это предметный, фантастический,
неограниченный мир. Благодаря неограниченной
фантастике и чудесному принципу
организации материала в
В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.
Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения - старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки - смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.
Развитие сюжета — это
поиск потерянного или
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце "воцаряется" — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
В.Я. Пропп вскрывает однообразие
волшебной сказки на сюжетном уровне
в чисто синтагматическом плане.
Он открывает инвариантность набора
функций (поступков действующих
лиц), линейную последовательность этих
функций, а также набор ролей,
известным образом
• антагониста (вредителя),
• дарителя
• помощника
• царевны или её отца
• отправителя
• героя
• ложного героя.
Мелетинский, выделяя пять
групп волшебных сказок, пытается
решить вопрос исторического развития
жанра вообще, и сюжетов в частности.
В сказке присутствуют некоторые
мотивы, характерные для тотемических
мифов. Совершенно очевидно мифологическое
происхождение универсально распространённой
волшебной сказки о браке с
чудесным "тотемным" существом, временно
сбросившим звериную оболочку и принявшим
человеческий облик ("Муж ищет изчезнувшую
или похищенную жену (жена ищет мужа)",
"Царевна-лягушка", "Аленький цветочек"
и др.). Сказка о посещении иных
миров для освобождения находящихся
там пленниц ("Три подземных
царства" и др.). Популярные сказки
о группе детей, попадающих во власть
злого духа, чудовища, людоеда и
спасающихся благодаря
Информация о работе Классификация сказок. Характерные черты каждого вида