Коллективный способ обучения на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании коллективных форм обучения в средней школе, как одного из важнейших показателей развития личности учащегося.
Задачи курсовой работы:
1) проанализировать психолого-педагогическую лингвистическую литературу по теме исследования;
2) изучить учебно-методическую литературу о формах организации учебной работы;
3) апробировать коллективные формы работы организации учебного процесса на уроке русского языка в основной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....….2
Глава 1. Психология коллектива в средней школе …………..….…......6
Глава 2. Классификация форм обучения…………………………….….11
2.1 Индивидуальная форма обучения………………………….…11
2.2 Групповая форма обучения…………………………………...13
2.3 Коллективная форма обучения ………………….………….…14
Глава 3. Коллективная форма обучения на уроках русского языка…..22
3. 1 Коллективный способ обучения на уроках русского языка………………………………………….…...22
3.2 Коллективная форма обучения с использованием компьютерных технологий……….….….24
3.3 Методика коллективной формы обучения (КСО)…………..25
Заключение…………………………………………………………….....32
Список используемой литературы………………………………….…..34

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 549.50 Кб (Скачать файл)

Если же мы правильно установили, что обучение - это общение, то из этого следует, что обучение происходит так и только так, как осуществляется общение между людьми. Стало быть, чтобы выяснить объективное строение обучения /учебного процесса/, нам понадобилось понимание структур общения. 
Автор курсовой работы выделил одну структуру опосредованного общения и три структуры непосредственного общения.

Вывод: Общение между людьми осуществляется в следующих 4-х структурах:

1. опосредованное общение /в основном  через письменную речь/;

2. общение в паре;

3. групповое общение;

4. общение в парах сменного состава.

Применение этих четырех структур общения в учебном процессе дает четыре формы организации процесса обучения:

1. индивидуальная,

2. парная,

3. групповая,

4.  коллективная .

Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения. Поэтому мы их называем основными или базисными. Они - формы существования процесса обучения. Содержание обучения /образования/ становится достоянием сознания и деятельностью учащихся любого возраста благодаря применению этих форм. 
Наглядные и технические средства могут их совершенствовать и дополнять, но при этом основа сохраняется.

В практике обучения на протяжении ряда столетий использовались не четыре, а лишь три организационные формы обучения: групповая, парная и индивидуальная. Это традиционные формы. К ним все привыкли, они давно освоены учителям, и признаны официальной педагогикой и органами управления образованием во всех странах мира. Только четвертая структура - общение в парах сменного состава для массовой школьной практики и теории обучения на протяжении всего XX столетия была принципиально новой. Ее мы назвали 
" коллективная  форма организации процесса  обучения ", противопоставив тем самым ее индивидуальной и групповой формам.

Список используемой литературы:

1. Андрианова Г.А.., Творческие уроки. М: ИНФРА, 1994

2. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет // Вопр. психол. 1988, N 4.

3. Галина ЧЕРНЫХ «Связующая нить. Урок по развитию речи».Учительская  газета №25, 2000

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего  обучения. М., 1986.

5. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования

// Вопр. психол. 1991. N 6.

6. Дьяченко В.К. Организационная структура  учебного процесса и ее развитие. — М., Педагогика, 1989.

7. Еремина Е.М., Цукерман Г.А. Эффективность   коллективно-распределенных  форм  обучения  // Новые исследования в психологии. 1979. N 2(21).

8. Зак А.З. Развитие теоретического  мышления у младших школьников. М.,

1984.

9. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый  в учебном диалоге. М., 1989. 
10. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967. 
11. Левитас Г.Г. Технология учебных циклов – вариант реализации резервов классно-урочной системы. М.: Дело, 1998 
12. Максимов Л.К. Зависимость развития математического мышления школьников от характера обучения // Вопр. психол. 1979. N 2. 
13. Матис Т.А. Изучение психических новообразований совместной учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В.Давыдова и др. М., 1982. 
14. Мкртчян М.А.  Коллективный   способ   обучения . Практический курс. — г.

Саяногорск, Мысль, 1990. 
15. Первые шаги перехода от группового  способа   обучения  (ГСО) к  коллективному   способу   обучения  (КСО): методические рекомендации. —

Крас, ун-т, Красноярск, 1985. 
16. Полуянов Ю.А. Развитие взаимопонимания между детьми в учебной деятельности // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1983. 
17. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987. 
18. Савельева О.В. Психологические критерии качества знаний младших школьников: Автореф. канд. дис. М., 1989. 
19. Семенова М.А. Критерии сформированности понятие величины у младших школьников // Вопр. психол. 1985. N 1. 
20. Слободчиков В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии //

Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск,

1986. 
21. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопр. психол. 1990. N 3. 
22. Скибицкий Э.Г. Комплексный подход к проектированию, созданию и применению целостных компьютеризированных курсов в общеобразовательной школе. - Новосибирск, 1996. 
23. Снопков В.Т. Уроки и проблемы. —  Коллективный   способ   обучения , № 2,

Красноярск, 1995. 
24. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М., 1985. 
25. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопр. психол.

1989. N 2. 
26. Цукерман Г.А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопр. психол. 1990. N 6. 
27. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности // Вопр. психол. 1990. N 6. 
28. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников.и содержание обучения // Возрастные возможности младших школьников / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. М., 1966. 
29. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников // Избранные психологические труды. М., 1989. 
30. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

----------------------- 
[1] Конгломерат - организация, которая функционирует в более чем одной отрасли. Конгломерат характеризуется высоким уровнем децентрализации управления 
[2] просоциальные группы (например, дружеские компании), которые могут стать группой высокого уровня развития, если их объединит социально значимая совместная деятельность;

 

 


Информация о работе Коллективный способ обучения на уроках русского языка