Коммуникативно-речевое развитие дошкольников через фольклор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 09:26, доклад

Краткое описание

В работе представлен опыт ДОУ по коммуникативно-речевому развитию детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской национальной культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль фольклора в развитии речи.docx

— 20.57 Кб (Скачать файл)

Тема: Коммуникативно-речевое развитие дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре.

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народное творчество. Обучение детей родному языку рассматривается как одна из основных педагогических задач и предполагает планирование разнообразных ситуаций, побуждающих детей вступить в диалог с воспитателем, сверстниками, в процессе которого совершенствуется звуковая культура речи, активизируется словарь, формируются грамматические навыки. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащению речи детей. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «…Начало искусства слова – в фольклоре».

В нашем учреждении в 2012 году открыта экспериментальная площадка по теме: Коммуникативно-речевое развитие дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре. Проект рассчитан на три года и проходит в три этапа:

- организационно-теоретический (сентябрь-декабрь 2012 года). На данном  этапе осуществлялся сбор информации, постановка цели и задач эксперимента, планирование деятельности педагогов ДОУ по реализации проекта, также проходил мониторинг речевого развития дошкольников-участников эксперимента.

- практический (2013 -2014 годы).

- итоговый (январь-май 2015 года). На заключительном этапе состоится подведение итогов эксперимента, анализ опытно-экспериментальной работы по коммуникативно-речевому развитию дошкольников с использованием малых фольклорный форм и элементов художественного творчества.

В первый год работы экспериментальной площадки решались следующие задачи:

1.  Обогащать жизненный опыт детей посредством сказок, подвижных игр, считалок; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.

2.  Дать детям представления  о последовательности действий  персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых  ситуациях; о структуре связного  повествовательного высказывания.

3. Осуществлять коррекцию речи детей-участников эксперимента посредством малых форм фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, дразнилки, заклички, колыбельные песни, прибаутки, приговорки, перевертыши, приметы и т.д.).

4. Использовать различные  виды художественного творчества  для коррекции мелкой моторики  кисти руки ребенка и развития  речи. Это рисование, лепка, аппликация.

      Эти задачи  решались, главным образом, в процессе  подгрупповых и индивидуальных  занятий, на которых создавались  условия для высокой речевой  активности детей, формировался  интерес к обучающим занятиям.

     С целью  обогащения содержания речи проводились  наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на  интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.

     Большое место  занимало чтение художественной  литературы, в процессе которого  обращали внимание детей на  композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как  и чем заканчивается), на его языковые особенности. Использовались приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина избушка» - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса – хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух – храбрый, удалец, голосистый), отдельных предметов (в той же сказке избушка лубяная – деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная – холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной).

     Параллельно  обогащался детский  словарь. Проводились игры типа «Чего не стало?», «Что игрушка рассказывает о себе?», «Угадай игрушку», в которых привлекалось внимание детей к отдельным признакам объектов, описывая игрушки, предлагалось детям найти, что описано. Так, в играх «Чего не стало?», «Угадай игрушку» дети учились подбирать существительные соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь, лиса, колобок и т. п.), а в игре «Что игрушка рассказывает о себе» они подбирали прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь – неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; колобок – круглый, румяный, душистый, свежий, веселый и т.п.), существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц – норка, избушка, лес, теремок;  колобок – домик, печка и т.п.).

     В ходе игр  педагоги учили дошкольников отвечать  на вопросы не одним словом, а  фразой, предложением, несколькими предложениями. При проведении игр отметилось, что некоторые дети легко справляются с заданиями, поэтому с целью усложнения были предложены игры типа «Что лишнее?», «Узнай по описанию», игры-соревнования «Кто больше увидит и скажет про медвежонка», «Скажи, что ты знаешь про куклу Машу». В них дети учились самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями.

     За каждый  правильный ответ ребенок получал  фигурку игрушки, о которой рассказывал, что повышало речевую активность  детей и позволяло в последующем  использовать этот материал в  играх при составлении сюжетов  для последующих рассказов (сказок).

     Роль взрослого  в играх менялась. Так, вначале взрослый брал на себя ведущую роль и давал образцы описания игрушек (предметов), а затем детям предоставлялась самостоятельность и взрослый лишь контролировал, направлял ход игры, следил за правильным соглашением существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Особое внимание уделялось глаголу, поскольку в повествовании, как подчеркивают лингвисты, он выступает в качестве основного средства развития сюжета.  Умение выделять и называть разнообразные действия объекта явится необходимым условием создания рассказов повествовательного типа.

     С этой целью  детям предлагались дидактические  игры, которые проводились как  часть занятий по развитию  речи, а также вне  их.

     Работа над  семантикой слова осуществлялась  и в свободной деятельности  с детьми. Педагоги поясняли, что одни и те же слова могут иметь разное значение в зависимости от ситуации общения, контекста. Например: ручка – у куклы, шкафчика и т.д.; колючий – кактус, ежик, куст и т.д. Проводили упражнения: «Как можно сказать по другому?», «Скажи наоборот». В ходе выполнения первого упражнения  дети  упражнялись в подборе синонимов (медведь – большой, огромный, большущий; заяц – маленький, крошечный; солнце – яркое, лучистое, теплое, жаркое, горячее и т.п..). Во втором упражнении дошкольники подбирали антонимы (большой – маленький, добрый – злой, мохнатый – гладкий, теплый – холодный, храбрый – трусливый и т.п.)

     Кроме подгрупповых, проводились фронтальные занятия, на которых детей знакомили с разными вариантами начала и окончания сказок, рассказов на материале готовых литературных произведений и серии иллюстраций к ним. Дети пересказывали сказки и отдельные их части.

     Также проводились инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняли ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом; лисенок катается на лошадке и т.п.) Затем предлагались готовые игровые ситуации, созданные взрослым с помощью игрушек и фигурок.

     Игровые действия  повышают умственную активность  детей, ставят их в такие обстоятельства, которые требуют нужного высказывания. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию  слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.

     Игровые ситуации  позволяли детям овладеть навыками  необходимыми для построения  связного монологического высказывания: отбирать лексический материал  в соответствии с темой и  ситуацией высказывания, использовать  разнообразные синтаксические конструкции. Они вызывали у детей большой  интерес и переносились ими  в самостоятельные игры, сопровождались  высокой речевой активностью.

     Вместе с  тем, некоторым детям по-прежнему  было трудно самостоятельно составить  предложения по ситуации, они  лишь договаривали за педагогом  отдельные слова, фразы.

       В ходе  занятия обращалось внимание на то, что  в рассказе или сказке есть последовательность, которую нельзя нарушать. В заключении детям загадывалась загадка, учили пословицу, отражающую содержание сказки.

Наряду со сказками и другими малыми формами фольклора в развитии и коррекции речи дошкольников большую роль имеет художественное творчество, а особенно аппликация. Аппликативные изображения чаще других передаются в дар родителям, при этом сопровождаются рассказом: что сделано в начале, что последовало затем, и какие действия выполнялись в завершении работы. Ребенку хочется повторить свой успех. А систематичное повторение действий автоматизируют ручные навыки, развивают мускулатуру руки. Таким образом, лепка и аппликация являются важным средством развития мелкой моторики пальцев и формирования и развития речи.

Русская народная песня, потешка, сказка, прибаутка – это итог наблюдений за окружающей средой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Народный фольклор, народная игра, народный праздник – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире для ребенка. Красочный, выразительный, образный язык побуждает интерес детей к фольклору, художественной литературе, музыкальным произведениям, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм – ключ к познанию окружающей среды. Красивые, ритмичные, музыкальные, краткие, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме русские народные произведения, заклички, песенки легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Дети поют, играют, читают, слушают, размышляют и задумываются. Именно Устное Народное Творчество – фольклор - обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительных реакций ребенка, помогает увидеть ранее незамеченное, услышать природу, ее голоса через закличку, слово, музыку, текст, помогают ребенку осознать увиденное и услышанное.

 


Информация о работе Коммуникативно-речевое развитие дошкольников через фольклор