Компенсация речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 20:26, реферат

Краткое описание

Общее недоразвитие речи (далее ОНР) – это различные расстройства речи, при которых у детей нарушено формирование все компонентов речевой системы (как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической) при нормальном слухе и интеллекте.
У детей с ОНР имеются типичные проявления, например, ведущим признаком является позднее проявление речи (к 3 годам, а иногда и к 5-ти), речь у таких детей невнятная, непонятная.
Недостаток речевой деятельности влияет на развитие сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Наблюдаются недостаточная устойчивость внимания, нарушение памяти, специфические особенности мышления, отставание в развитии двигательной сферы, недоразвитие мелкой моторики.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат (Пономаренко).docx

— 20.10 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

психолого-педагогический факультет

 

Реферат на тему:

«Компенсация речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила: студентка 204 группы

                                                                    Стрижова Ольга

                                                                    Проверила:

                                                                    Пономаренко Елена Салаватовна

 

 

Оренбург

2014

 

Общее недоразвитие речи (далее ОНР) – это различные расстройства речи, при которых у детей нарушено формирование все компонентов речевой системы (как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической) при нормальном слухе и интеллекте.

У детей с ОНР имеются типичные проявления, например, ведущим признаком является позднее проявление речи (к 3 годам, а иногда и к 5-ти), речь у таких детей невнятная, непонятная.

Недостаток речевой деятельности влияет на развитие сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Наблюдаются недостаточная устойчивость внимания, нарушение памяти, специфические особенности мышления, отставание в развитии двигательной сферы, недоразвитие мелкой моторики.

В литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития. Эту периодизацию разработала Р.Е. Левина. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов.

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием общеупотребительной речи. Основными вербальными средствами коммуникации детей с ОНР выступают звукоподражания, обрывки лепетных слов, звукокомплексы. Дифференцирование называние предметов и действий почти отсутствует, названия действий заменяются названиями предметов и наоборот. При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. В речи детей отмечается неустойчивость в произношении звуков и их диффузность. В основном воспроизводят односложные и двусложные слова, более сложные слова подвергаются сокращению. В словосочетаниях детям не доступно словоизменение. Отмечается нестойкое фонетическое оформление речи.

Второй уровень речевого развития характеризуется возрастанием речевой активности ребенка. В общении дети используют двух-, трех- и даже

 

 

 

четырехсложные фразы, иногда появляются предлоги или их лепетные варианты, местоимения, союзы,  но сложные предлоги отсутствуют. Дети со вторым уровнем развития речи  дифференцируют названия предметов с действиями отдельных признаков, в отличие от первого уровня. Словарный запас ребенка значительно отстает от возрастной нормы, он не знает многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей. Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Может быть нарушена структура предложений, за счет перестановки или пропуска главных и второстепенных членов предложения. Появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов. Так же выявляется затруднения в использовании простых и сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы, замены групп звуков более простыми по артикуляции.

В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в

 

 

использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок.

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными её особенностями являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.

Для того, чтобы начать коррекционную работу с детьми с ОНР, нужно провести диагностику. Диагностика позволяет выявить объем речевых навыков и сопоставить его с возрастными нормативами.

Диагностика состоит из трех этапов. Первый этап – ориентировочный. На этом этапе логопед беседует с ребенком, с родителями, изучает документацию и заполняет карту развития.

На втором этапе проводится обследование компонентов языковой системы. На основе полученных данных делается логопедическое заключение.

На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми первого уровня речевого развития начинается с трехлетнего возраста. Работа заключается в комплексном систематическом коррекционном воздействии, определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе. Обучение детей первого уровня речевого развития предусматривает: развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Это связано с тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции,

 

 

обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.

Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей 4 лет со вторым уровнем развития речи планируются с учетом результатов их логопедического обследования. Логопедические занятия делятся на индивидуальные и групповые. Преимущественно для занятий с детьми со вторым уровнем развития речи используются индивидуальные занятия, на которых осуществляются работа по активизации и выработке движений органов артикуляционного аппарата, подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков, постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов. Так же проводится систематическая работа по расширению словаря, обучению детей различать значения приставок, детей учат отвечать на вопросы, составлять предложения по моделям.

В настоящее время дети третьего уровня речевого развития составляют основной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию понимания речи и лексико-грамматических средств языка, произносительной стороны речи, самостоятельной развернутой фразовой речи, подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Выполнение этих задач тесно связано с развитием познавательной деятельности детей, с выработкой у них умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни. Логопедические занятия подразделяются на два типа: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, которые включают в себя формирование словарного запаса; грамматической правильности речи и развитие связной речи.

Продолжается работа по развитию понимания речи, особое внимание обращается на точное понимание смысла предложений, включающих слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. Предусматриваются следующие виды занятий по формированию связной речи, словарного запаса, грамматического строя, произношения.

 

 

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.

Таким образом, можно сказать, что для детей с ОНР трех уровней речевого развития созданы специальные коррекционные методики и программы, для коррекции речевых дефектов. Они проводятся как детских садах, так и в специальных коррекционных школах, на подгрупповых и индивидуальных занятиях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Правдина, О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: "Просвещение", 1973. - с. 272 с ил.

2. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 240стр.

3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

4. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.


Информация о работе Компенсация речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи