Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 10:29, статья
В статье определено современное состояние и проблемы системы высшего профессионального образования в рамках подготовки специалистов дошкольного профиля. Обозначены основные направления совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога в условиях реализации компетентностного подхода и положений Болонской декларации.
· устанавливает гуманные отношения между участниками педагогического процесса, основанные на диалогическом взаимодействии и эмоциональном контакте с детьми дошкольного возраста;
· мотивирует людей на совместную деятельность;
· координирует взаимодействие между сотрудниками ДОУ;
· устанавливает связи с общественностью;
· мотивирует родителей на взаимодействие с педагогами ДОУ; аргументировано и доступно раскрывает специфику развития и обучения дошкольника);
· осуществляет планирование деятельности ДОУ;
· осуществляет координацию и контроль педагогического процесса ДОУ;
· способствует формированию управленческой культуры администрации ДОУ;
· систематическ
· обеспечивает охрану жизни и здоровья детей и сотрудников ДОУ;
· владеет способностью педагогического анализа;
· принимает участие в лицензировании, аттестации, аккредитации ДОУ;
· используе
· применяет экспертную оценку работы педагогов и администрации ДОУ;
· организует экономическую деятельность ДОУ;
· составляет сметы финансирования и бюджетного нормирования расходов на ДОУ;
· составляет сметное планирование;
· работает с внебюджетными средствами ДОУ;
· составляет бизнес-план;
· анализирует развивающую среду и социально-технические условия ДОУ;
· моделирует образовательные и педагогические ситуации в ДОУ.
· использует требования к оснащению и оборудования помещений ДОУ;
· использует санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;
· организует деятельность маркетинговой службы;
· осуществляет аналитическую и рекламную деятельность (проводит анкетирование, тестирование, опрос потребностей ребенка и общества; организовывает научно-методические выставки, ярмарки, занимается созданием сайта, PR - компании).
v образовательные:
· понимает значимость ребенка в системе общественных отношений;
· осуществляет образовательный процесс, направленный на развитие и образование ребенка в период дошкольного детства;
· владеет вариативным арсеналом воспитательных подходов и технологий;
· реализовывает личностно-ориентированный подход в работе с дошкольниками, т.е. владеет и может применить диагностические методики, направленные на изучение личности дошкольника;
· проектирует направления развития личности дошкольника, т.е., определяет основные тенденции и направления личностного развития ребенка, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
· отбирает содержание образования, т.е. опирается в отборе содержания на нормативные документы в области образования (государственный образовательный стандарт, программу);
· использует современные образовательные технологии;
· определяет критерии эффективности в применении образовательных и воспитательных технологий;
· способствует социализации детей;
· способствует формированию общей культуры личности детей и сотрудников ДОУ;
· конструирует различные формы психолого-педагогической деятельности;
· обладает способностями к рефлексии и саморефлексии деятельности.
v научно-
· строит программу своего профессионального самосовершенствования в области деятельности и в соответствии с инновационными направлениями в исследовании проблемы образования детей дошкольного возраста;
· участвует и организовывает деятельность методических объединений и другие виды методической работы.
Таким образом, на основе компетентностного подхода мы смоделировали образ современного педагога дошкольного образования, определили его профессиональную компетентность как уровень знаний и профессионализма, позволяющих принимать правильные решения в конкретной педагогической ситуации с целью содействия благополучного развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. А перечисленные выше компетентности составляют профессиональную направленность педагога дошкольного профиля, на основе которой он осуществляет свои педагогические функции и решает стоящие перед ним профессиональные задачи.
Литература.
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод. пособие. М., 2005. 285 с.
2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие / Под науч. ред. В И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 408 с.
3. Калмыков А.А. Программно-методическое обеспечение переподготовки преподавателей вуза (на примере преподавания Интернет). Дисс…канд.пед.наук. – М., 2002. – 192с.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
5. Рябов В.В., Фролов Ю.В. Компетентность как индикатор человеческого капитала. Материалы к четвертому заседанию методологического семинара «Россия в Болонском процессе» 16 ноября 2004 года. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
6. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. – Саратов: СГУ, 1987. – 176с.