Компетентностная составляющая в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 10:29, статья

Краткое описание

В статье определено современное состояние и проблемы системы высшего профессионального образования в рамках подготовки специалистов дошкольного профиля. Обозначены основные направления совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога в условиях реализации компетентностного подхода и положений Болонской декларации.

Вложенные файлы: 1 файл

для статьи.docx

— 101.78 Кб (Скачать файл)

·                устанавливает гуманные отношения между участниками педагогического процесса, основанные на диалогическом взаимодействии и эмоциональном контакте с детьми дошкольного возраста;

·                мотивирует людей на совместную деятельность;

·                координирует взаимодействие между сотрудниками ДОУ;

·                устанавливает связи с общественностью;

·                мотивирует родителей на взаимодействие с педагогами ДОУ; аргументировано и доступно раскрывает специфику развития и обучения дошкольника);

·                осуществляет планирование деятельности ДОУ;

·                осуществляет координацию и контроль педагогического процесса ДОУ;

·                способствует формированию управленческой культуры администрации ДОУ;

·                систематически повышает свою профессиональную квалификацию и квалификацию сотрудников ДОУ;

·                обеспечивает охрану жизни и здоровья детей и сотрудников ДОУ;

·                    владеет способностью педагогического анализа;

·                    принимает участие в лицензировании, аттестации, аккредитации ДОУ;

·                    использует экспертные методы при оценке различных программ образовательного учреждения;

·                    применяет экспертную оценку работы педагогов и администрации ДОУ;

·   организует экономическую деятельность ДОУ;

·   составляет сметы финансирования и бюджетного нормирования расходов на ДОУ;

·   составляет сметное планирование;

·   работает с внебюджетными средствами ДОУ;

·   составляет бизнес-план;

·   анализирует развивающую среду и социально-технические условия ДОУ;

·   моделирует образовательные и педагогические ситуации в ДОУ.

·   использует требования к оснащению и оборудования помещений ДОУ;

·   использует санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

·   организует деятельность маркетинговой службы;

·   осуществляет аналитическую и рекламную деятельность (проводит анкетирование, тестирование, опрос потребностей ребенка и общества; организовывает научно-методические выставки, ярмарки, занимается созданием сайта, PR - компании).

v             образовательные:

·                понимает значимость ребенка в системе общественных отношений;

·                осуществляет образовательный процесс, направленный на развитие и образование ребенка в период дошкольного детства;

·                владеет вариативным арсеналом воспитательных подходов и технологий;

·                реализовывает личностно-ориентированный подход в работе с дошкольниками, т.е. владеет и может применить диагностические методики, направленные на изучение личности дошкольника;

·                проектирует направления развития личности дошкольника, т.е., определяет основные тенденции и направления личностного развития ребенка, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

·                отбирает содержание образования, т.е. опирается в отборе содержания на нормативные документы в области образования (государственный образовательный стандарт, программу);

·                использует современные образовательные технологии;

·                определяет критерии эффективности в применении образовательных и воспитательных технологий;

·                способствует социализации детей;

·                способствует формированию общей культуры личности детей и сотрудников ДОУ;

·                конструирует различные формы психолого-педагогической деятельности;

·                обладает способностями к рефлексии и саморефлексии деятельности.

v             научно-исследовательские:

·                строит программу своего профессионального самосовершенствования в области деятельности и в соответствии с инновационными направлениями в исследовании проблемы образования детей дошкольного возраста;

·                участвует и организовывает деятельность методических объединений и другие виды методической работы.

Таким образом, на основе компетентностного подхода мы смоделировали образ современного педагога дошкольного образования, определили его профессиональную компетентность как уровень знаний и профессионализма, позволяющих принимать правильные решения в конкретной педагогической ситуации с целью содействия благополучного развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. А перечисленные выше компетентности составляют профессиональную направленность педагога дошкольного профиля, на основе которой он осуществляет свои педагогические функции и решает стоящие перед ним профессиональные задачи. 

 

Литература. 

 

1.                  Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод. пособие. М., 2005. 285 с.

2.                  Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие / Под науч. ред. В И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 408 с.

3.                  Калмыков А.А. Программно-методическое обеспечение переподготовки преподавателей вуза (на примере преподавания Интернет). Дисс…канд.пед.наук. – М., 2002. – 192с.

4.                  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г.  № 1756-р.

5.                  Рябов В.В., Фролов Ю.В. Компетентность как индикатор человеческого капитала. Материалы к четвертому заседанию методологического семинара «Россия в Болонском процессе» 16 ноября 2004 года. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

6.                  Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. – Саратов: СГУ, 1987. – 176с. 

 

 


Информация о работе Компетентностная составляющая в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования