Компетентность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:01, реферат

Краткое описание

Впервые понятие «компетенция» стало использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века, что было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности в организации. Эти качества и стали называться компетенциями.
Естественно возник вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла в нём ведущее место.

Вложенные файлы: 1 файл

Компетентность человека –.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Впервые понятие «компетенция» стало использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века, что было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности в организации. Эти качества и стали называться компетенциями.

Естественно возник вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла в нём ведущее место.

Для обсуждения проблем компетентностного подхода в образовании необходимо ответить на вопросы о том, какие изменения в обществе обусловили поиск новой концепции образования и почему сложившийся подход к определению целей и содержания образования не позволяет провести его модернизацию.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2008 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только нам  школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда.

    • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
    • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
    • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
    • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
    • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

 

 

Другое изменение в  обществе, которое также существенно  влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. «Информационный взрыв» возникший вследствие использования информационных технологий, привёл не только к увеличению в десятки раз объёма потребляемой информации, но и к её быстрому старению и постоянному обновлению. Это касается и научных разработок, быстрое внедрение которых в производство приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей. Одно из следствий развития процессов информатизации — создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний. Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.

Необходимо рассмотреть сами  понятия компетенция, компетентность,  компетентностный подход.

Сразу следует заметить, что до сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания понятия «компетенция». Также и не существует единой, принятой всеми классификации компетенций. Разные авторы вкладывают разный смысл в содержание этого понятия, а в разных странах используется их различные классификации.

Компетенция (лат.Competentia – принадлежность по праву) – 1) круг полномочий какого либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом (из словаря иностранных слов)

Применительно к образовательной  области имеет смысл именно второе значение этого термина, обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности.

Компетенции -  это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.

Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. (А.В. Хуторской)

Компетенция – способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность)

Компетентность – это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека  (А.В. Хуторской)

Компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимания ответственности за свои действия (Дж. Равен).

Компетентный (лат. competens) – 1) обладающий компетенцией; 2)знающий сведущий в определенной области   (из словаря иностранных слов)

Тем не менее, большинство  авторов в своих определениях связывают компетентность (компетенцию) с эффективным выполнением какой  – либо деятельности или осуществления действия. Другими словами, оценить компетентность человека можно лишь по результатам его деятельности относительно тех критериев, которые определяют их успешность или неуспешность.

Часто задаётся вопрос: «Есть ли разница между компетентностью и компетенцией? Здесь надо учитывать, что английский термин  - competence имеет значение «способность, умение». Есть и другой термин  - сompetent, который переводится как «компетентность» и имеет такие значения, как «полноправный, правомочный, установленный, законный (юридические выражения).

Таким образом, из приведенных  словарных значений и высказываний разных авторов «компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий, полноправный и т.д.), а «компетенция» - характеризует то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов). В юридическом смысле компетентный человек – это человек обладающий полномочиями (обязанностями) по праву занимаемого места (должности).

 

Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности?

Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе, на основе проведенных опросов молодых людей, работавших в организации, где им приходилось включаться в ситуации общения, прогнозирования, руководства, координирования действий с коллегами, проявлять изобретательность и настойчивость, пытаться понять людей и социальные ситуации, ориентироваться в групповых процессах, так отвечает на этот вопрос:

    • способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
    • способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
    • способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
    • готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
    • умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
    • способность уживаться с другими;
    • способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
    • умение принимать решения на основе здравых суждений, то есть, не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности, обработать информацию математически.

 

Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень  образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.

Если исходить из этого  определения при анализе достигнутого уровня образованности (как основного  образовательного результата), можно выделить его следующие характеристики:

    • сфера деятельности;
    • степень неопределённости ситуации;
    • возможность выбора способа действия;
    • обоснование выбранного способа (эмпирическое, теоретическое, аксиологическое).

Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов. С этой точки зрения способность ученика воспроизвести в учебной ситуации большой объём сложного по своему содержанию материала нельзя рассматривать как признак высокого уровня его образованности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Компетентность человека