Комплексная реабилитация детей с ДЦП в специальных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 21:54, реферат

Краткое описание

основные направления комплексной работы с детьми ДЦП, от дошкольного возраста, т.е. подготовка к обучению в школе, до подросткового возраста, проф.ориентационные работа и проф.обучение

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Психолого-педагогическая коррекция в дошкольных учреждениях….4
Специальное (коррекционное) обучения детей…………………………6
Организация психологического сопровождения в школе……………...6
Профессиональная ориентация…………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………...10

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ

КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ

Специальность «Логопедия»

 

 

РЕФЕРАТ

ДИСЦИПЛИНА: Коррекционная  работа с детьми с ДЦП

 

 

ТЕМА: Комплексная реабилитация детей с ДЦП в специальных учреждениях

 

 

 

Выполнила

Студентка группы 210-ЛЗу

Мордовина Е. А.

Проверила:

Фалько С.Н.

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Психолого-педагогическая коррекция в дошкольных учреждениях….4

Специальное (коррекционное) обучения детей…………………………6

Организация психологического сопровождения в школе……………...6

Профессиональная ориентация…………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………...10

 

 

 

 

Введение

Детский церебральный паралич (ДЦП) занимает значительное место среди инвалидизирующих заболеваний детей и подростков как у нас в стране, так и за рубежом.

Характерная особенность  ДЦП - нарушение моторного развития ребёнка, обусловленное, прежде всего  аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с чувствительными расстройствами, задержкой развития речи и психического развития, судорогами.

С того момента, как в  медицинской карте ребенка появляется аббревиатура ДЦП, его близких не покидает чувство страха, горя и обреченности, поскольку в их понимании подобный диагноз означает беспомощность и изоляцию от обычной, полноценной жизни. Но во многих случаях родителям при помощи специалистов вполне по силам воспитать больного ребенка так, чтобы он чувствовал себя счастливым и востребованным человеком.

К сожалению, далеко не все  общеобразовательные школы готовы принять ребенка с ДЦП. Но экспериментальные  классы, где вместе с обычными школьниками  обучаются и дети - инвалиды, все-таки существуют. В основном они встречаются в частных школах, где количество учеников намного меньше, чем в массовых, и где педагогу легче подобрать программу обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если же двигательные нарушения малыша настолько выражены, что не позволяют ему самостоятельно передвигаться и овладеть навыками самообслуживания, стоит подумать об обучении на дому или в школе - интернате. 
1. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольных учреждениях

Целью коррекционного воспитания в специальном дошкольном учреждении является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Эта цель достигается в следующих задачах:

  • Развитие познавательной деятельности детей по индивидуальным программам;
  • Коррекция развития речи;
  • Развитие двигательной сферы;
  • Формирование социальной адаптации;
  • Развитие творческой способности;
  • Подготовка к школьному обучению и подбор типа школы;
  • Формирование оптимальных подходов к воспитанию ребенка в семье.

Весь этот процесс реализуется в две ступени: 1) пропедевтическая – включает воспитание детей в возрасте от года до четырех лет. На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошкольном учреждении, первичная диагностика психического развития, проводится пропедевтическая работа к усвоению программ 2 ступени, т.е.:

  1. создание положительной установки на посещение сада;
  2. активное включение ребенка в коррекционно-педагогический процесс;
  3. развитие психических процессов;
  4. формирование функций передвижения, манипулирования, имитации, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения;
  5. формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общения, игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания.

Вторая ступень –  основная – включает воспитание детей в возрасте от 4 до 7 лет. Основные направления работы по коррекции двигательных нарушений заключаются в формировании навыков самообслуживания, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. К этому процессу должны подключаться родители, отрабатывать и закреплять навыки и умения.

Касательно готовности к обучению в школе реализуются  следующие направления:

  • функциональная готовность к школе;
  • изучение структуры психического развития ребенка с выявлением сохранных функций;
  • определение индивидуального подхода коррекционной работы;
  • формирование мотивов учебной деятельности;
  • воспитание навыков самообслуживания;
  • снятие гиперопеки, перестройка системы отношений ребенка с родителями и окружающими;
  • определение ведущего типа речевого расстройства;
  • формирование стереогноза;
  • обучение графическим навыкам.

Диагностику готовности к обучению проводят в единстве с  коррекционно-развивающим обучением, которые проходят в 3 этапа в течение  учебного года.

Первый этап начальный, проводится индивидуальное знакомство с каждым ребенком с целью получения первоначальной психологической оценки негативных и позитивных особенностей детей (установление зоны ближайшего развития) и разработки на этой основе индивидуальных, дифференцированных рекомендаций.

Систематическая комплексная и индивидуальная психолого-педагогическая игровая диагностическая работа с детьми в сочетании с коррекцией на протяжении учебного года обеспечивает возможность для установления динамики развития каждого ребенка и группы в целом по формированию способности к обучению.

Второй этап промежуточный, представляет диагностику школьной готовности, которая предусматривает  выявление динамики; продолжение  работы с детьми.

Третий этап итоговый по результатам обучения в диагностическом  классе.

 

 

  1. Специальное (коррекционное) обучения детей

  Образование осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней: 1) начальное общее образование (4-5 лет); основное общее образование (6 лет); среднее (полное) образование (2 года).

 До настоящего времени в нашей стране нет единого Государственного образовательного стандарта для специального образования, хотя разработан ряд проектов, которые в порядке эксперимента апробируются в различных (специальных) коррекционных школах.

Основные направления  развития личности ребенка с ДЦП:

  • Максимально возможное улучшение физического состояния здоровья, что чаще всего сводиться к приобретению и дальнейшему закреплению навыков самообслуживания, труда;
  • Обучение по программе с учетом индивидуальных физических и умственных возможностей каждого ребенка-инвалида;
  • Ранняя профессиональная ориентация, выбор дальнейшей сферы деятельности;
  • Психологическая подготовка и сознание своего будущего места в обществе, значение своей личности, гарантия осознания своей необходимости в обществе.

 

  1. Организация психологического сопровождения в школе

 Осуществляется за  счет психолого-педагогической медико-социальной  службы сопровождения (ППМС). Работа  осуществляется в следующих направлениях:

  1. ПМП просвещение – в форме лекционно-семинарских спец-курсов со сменными блоками, учитывающими специфику аудитории, и частично – в режиме активного социально-психологического обучения.
  2. ПМП консультирование – как индивидуальное, так и групповое рекомендуется для администрации школы, учителей, родителей по проблемам обучения и воспитания детей. Индивидуальное консультирование учащихся осуществляется по проблемам обучения, развития, межличностных отношений, самоопределения и т.д. Групповое – организуют по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т.д.;
  3. ПМП диагностика – контроль и коррекция динамики психического и физического развития; установление оптимального направления развития; создание необходимых условий развития;
  4. Коррекционно-развивающая работа – контроль личностного роста, сохранение и оперативная коррекция условий личностного роста.
  5. Психопрофилактика и психогигиена призваны активно содействовать личностному росту и сохранению психического здоровья детей и подростков с ДЦП.

Таким образом, задачи службы ППМС-сопровождения являются контроль среды развития ребенка; формирование развивающей среды; предупреждение возможных осложнений в критические  периоды развития.

 

  1. Профессиональная ориентация

Подразумевает под собой  обобщенное понятие одного из компонентов  общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований. Содействует социальной адаптации молодых людей с ДЦП к общественно-производственной деятельности, помогает им в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом состояния здоровья, его потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда.

Можно выделить следующие  аспекты профориентации:

Экономический – это процесс управления выбором профессии и места работы в соответствии с потребностями общества и возможностями личности;

Социальный – заключается в формировании ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении молодых людей;

Психологический – состоит в изучении структуры личности, создании методов изучения и оценки профессионально значимых ее свойств, а также различных типов деятельности и профессий;

Педагогический – в полной мере проявляется при организации профессионального обучения учащихся с ДЦП, что ведет формированию у них профессионального интереса, соответствующих психофизическим и физическим особенностям, облегчает своевременное выявление и развитие их профессиональных наклонностей;

Медико-физиологический – выдвигает такие задачи, как разработка критериев профотбора в соответствии со стоянием здоровья.

Трудовая подготовка проводиться как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии. Профориентация детей с ДЦП проходит в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии. В школах-интернатах работают различные трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, компьютерным технологиям, садоводству и др.

В ходе профориентационной работы с инвалидами по ДЦП следует  придерживаться следующей системы:

1. Предварительный этап  – первичная информация о профессиональных  ориентирах учащегося, при этом  выясняются следующие факты: предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими, серьезны ли эти намерения и т.д.

2. Общая оценка ситуации  – важно помочь учащемуся сформулировать  проблему, поэтому особое значение  имеет эмоционально-доверительный  контакт.

3. Выдвижение или уточнение профконсультационной гипотезы, которая включает: общее представление о проблеме и возможные пути и средства ее решения.

Все эти этапы являются подготовкой к реальному взаимодействию с ребенком, которое заключается  уже на третьем этапе, при совместном уточнении проблемы и целей дальнейшей работы.

  1. Совместное решение выделенной проблемы – важно выявить интересы и склонности ребенка с ДЦП к определенным видам деятельности, профессиям, т.е. стремление к длительному и систематическому занятию определенным видом деятельности. А также различные психологические показатели, касающиеся важных профессиональных качеств.

Одним из наиболее важных элементов успешной реабилитации и  интеграции инвалидов в общество является не только их профессиональная ориентация, но и последующее трудоустройство. Для таких людей важным является сам факт трудоустройства, т.к. потребность в труде носит псевдокомпенсаторный характер.

 

Заключение

Таким образом, образование детей с ДЦП в специальных учреждениях позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернате ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. Своевременная помощь дефектологов, медиков, инструкторов ЛФК позволяет не только устранить многие нарушения, вызванные заболеванием, но и подготавливает ребёнка к встрече с окружающим миром.

Информация о работе Комплексная реабилитация детей с ДЦП в специальных учреждениях