Комплекс утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:30, контрольная работа

Краткое описание

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
Одной из таких форм являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннею гимнастику, физкультурные минутки и закаливающие процедуры.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

утреннняя гимнастика.docx

— 34.59 Кб (Скачать файл)

Комплекс утренней гимнастики для детей 

старшего дошкольного  возраста

 

       Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

       Одной  из таких форм являются физкультурно-оздоровительные  мероприятия, включающие утреннею  гимнастику, физкультурные минутки  и закаливающие процедуры. 

        Ежедневное  проведение утренней гимнастики  в определенное время в гигиенической  обстановке, правильно подобранные  комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему  детей после сна, активизируют  деятельность всех внутренних  органов и систем, повышают физиологические  процессы обмена, увеличивают возбудимость  коры головного мозга, а также  реактивность всей центральной  нервной системы. Поток импульсов,  идущих в головной мозг от  всех рецепторов – зрительного,  слухового, опорно-двигательного,  кожного, повышает жизнедеятельность  организма в целом.

        Регулярное  проведение физических упражнений  на свежем воздухе способствует  закаливанию детского организма,  вырабатывает стойкость к различным  неблагоприятным воздействиям окружающей  среды. Введение в комплексы  упражнений корригирующего характера  способствует формированию свода  стопы и правильной осанки. Таким  образом, утренняя гимнастика  является многосторонним физкультурно-оздоровительным  процессом, систематически оздоравливающим  детский организм.

       Помимо  оздоровительного значения, утренняя  гимнастика имеет и большое  воспитательное значение. Систематическое  ее проведение воспитывает у  детей привычку ежедневно делать  физические упражнения, приучает  организованно начинать свой  трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

         Кроме того, ежедневное выполнение  определенных комплексов физических  упражнений способствует совершенствованию  двигательных способностей у  детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает  работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний  в области физической культуры.

         Утренняя гимнастика является  ценным средством оздоровления  и воспитания детей. У систематически  занимающихся утренней гимнастикой  пропадает сонливое состояние,  появляется чувство бодрости, наступает  эмоциональный подъем, повышается  работоспособность. Необходимость  тотчас после пробуждения встать  с постели и приступить к  выполнению упражнений требует  определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует  детей.

         Таким образом, перед утренней  гимнастикой стоят совершенно  особенные задачи, а именно: «разбудить»  организм ребенка, настроить его  на действенный лад, разносторонне,  но умеренно влиять на мышечную  систему, активизировать деятельность  сердечной, дыхательной и других  функций организма, стимулировать  работу внутренних органов и  органов чувств, способствовать  формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать  возникновение плоскостопия.

 

       Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (5 – 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип.

       С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе. В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.

        Утреннюю  гимнастику условно подразделяют  на три части: вводную, основную  и заключительную. Каждая часть  имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют  внимание детей, обучают их  согласованным действиям, выработке  правильной осанке и подготавливают  организм к выполнению более  сложных упражнений. С этой целью  включают: построения (в колону, в  шеренгу); строевые упражнения (повороты  и полуобороты налево, направо,  кругом); перестроения из одной  колоны в две, из двух колон  в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными  шагами в сторону; непродолжительную  ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного  аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным  положением рук, ходьба с высоким  подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за  другом и врассыпную или в  сочетании с прыжками. Продолжительность  вводной части в среднем длиться  от 1 до 2 минут. 

         Во второй, основной части ставят  задачи укрепления основных мышечных  групп, формирования правильной  осанки. Для решения данной задачи  выполняют общеразвивающие упражнения  в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления  плечевого пояса и рук, которые  способствуют расширению грудной  клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем  упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для  развития мышц ног и укрепления  свода стопы. После упражнений  с большой нагрузкой следует  повторить первое упражнение  или аналогичное ему. Количество  повторений каждого упражнения  зависит от возраста детей  и их физической подготовленности.

         После выполнения всех обще  развивающих упражнений дети  старшего возраста выполняют  прыжки в сочетании с бегом,  затем заключительную ходьбу  с выполнением различных заданий.  В заключительной части гимнастики  проводится ходьба или малоподвижная  игра, чтобы восстановить пульс  и дыхание. 

         В содержание утренней гимнастики  вводятся, как правило, упражнения, предварительно разученные с  детьми на занятиях, или несложные  упражнения, не требующие продолжительного  разучивания. На утренней гимнастике  дети упражняются в движениях.  Но для того чтобы упражнения  оказали на ребенка желаемое  влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности. 

      Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет так называемый комплекс. Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель. Если отдельные упражнения комплекса не приводят к желаемым результатам, оказываются слишком просты, неинтересны или наскучивают детям, они могут по усмотрению воспитателя заменяться другими однотипными или усложняться за счет введения новых исходных положений. Изменение темпа и увеличение количества повторений упражнений внутри комплекса так же допустимо. Проведение комплексов необходимо чередовать с пособиями и без пособий. Детям первой и второй младших групп дают упражнения с флажками, погремушками, кубиками. В средней группе – с флажками, кубиками, ленточками, обручами малого размера, палками, круговой веревкой. Дети старшего возраста должны уметь проделывать упражнения с разными пособиями: с обручами, гимнастическими палками, мячами разного размера, скакалками, круговой веревкой, ленточками.

       Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, приучает владеть предметами, способствует формированию правильной осанки.

      У детей подготовительной группы движения становятся более координированными и точными, развиваются мелкие движения кисти и пальцев рук, произвольные память и внимание, наблюдательность.

      Все это создает условия для осознанного качественного выполнения упражнений, в большей мере самостоятельно, по словесному указанию взрослого.

       Во вводной части виды ходьбы и бега разнообразны — по диагонали, «змейкой», со сменой направления. Длительность бега — 35-40 секунд. Дети чередуют 8 прыжков и ходьбу на месте. Чередование повторяется 4 раза.

Виды прыжков:

•     на двух ногах на месте;

•     на двух ногах, продвигаясь вперед;

•     ноги в стороны, вместе;

•     поочередно на правой и левой ноге;

•     со скакалкой.

        Длительность утренней гимнастики — 10-12 минут. Комплексы состоят из 5-6 упражнений. Упражнения повторяются 8-10 раз.

        Если в комплекс включено шесть общеразвивающих упражнений, то последовательность выполнения может быть такой же, как и в старшей группе. Если же включены прыжки, то возможен такой подбор: 1) для мышц плечевого пояса и рук; 2) для туловища; 3) для ног; 4) для туловища; 5) для ног; 6) для туловища; 7) для ног — прыжки.

         При выполнении упражнений выдох сопровождается произнесением коротких звуков и слов.

Упражнения для  мышц плечевого пояса

        Упражнения состоят из четырех частей и выполняются из более сложного исходного положения, например сидя верхом на гимнастической скамейке:

•     руки вперед;

•     вверх;

•     вперед;

•     опустить.

       Используются такие физкультурные пособия, как палки, обручи, мячи, индивидуальные шнуры.

Общеразвивающие упражнения для туловища

•     наклоны вперед;

•     наклоны в стороны;

•     повороты в стороны.

Исходные положения:

•     сидя на полу, выпрямив ноги;

•     сидя по-турецки;

•     стоя на коленях.

Упражнения для  ног

•     прыжки;

•     приседания и полуприседания;

•     подъем на носки;

•     одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног из положения сидя;

•     подъем на носки.

Исходные положения  для рук во время упражнений для  ног:

•     руки на поясе;

•     руки впереди;

•     руки в стороны.

 

 

Комплекс №1

1.   «СОСНА»

И. п.: основная стойка, руки опущены.

Выполнение: 1-2 — поднимаясь на носки, плавно поднять руки вверх, потянуться, вдох. 2 — вернуться в и. п. 3-4 — плавно опустить руки вниз, выдох.

Повторить: 5 раз.

2.   «ВЕТЕР»

И. п.: стоя, ноги вместе, руки опущены.

Выполнение: 1 — поднять руки дугами вверх, хлопок над головой, вдох. 2-3 — наклон вниз, приблизить голову к ногам, хлопок за ними, выдох. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

3.   «ГОРКА»

И. п.: лежа на полу, руки в стороны, ноги выпрямлены.

Выполнение: 1-2 — скользя ступнями ног по полу, подтянуть их к ягодицам. 3-4 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

4.   «МАЯТНИК»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки опущены.

Выполнение: 1-2 — руки в стороны, вдох. 3-4 — наклон, не сгибая коленей; опущенными прямыми руками одновременно выполнить движение вперед-назад, выдох; и. п.

Повторить: 6 раз.

5.   «КАЧАЛКА» 

И. п.: лежа на спине, ноги согнуты в  коленях, руки вдоль тела.

Выполнение: 1 — обхватить руками колени, голову наклонить. 2-3 — сделать несколько перекатов на спине вперед-назад. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 3 раза.

6.   «НА ОДНОЙ  НОЖКЕ»

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки на поясе.

Выполнение: 1-5 — подскоки на правой ноге. 6-10 — подскоки на левой ноге. Ходьба на месте с махами рук (марширование).

Повторить: 3 раза.

 

Комплекс № 2 (с использованием стены)

1.   «СОЛНЫШКО»

И. п.: основная стойка, лицом к стене, руки опущены.

Выполнение: 1-2 — скользя руками по стене, поднять их вверх, вдох. 3-4 — вернуться в и. п., выдох.

Повторить: 5 раз.

2.   «ШАГАЕМ РУКАМИ ПО СТЕНЕ»

И. п.: основная стойка, лицом к стене (на расстоянии шага от стены) руки касаются стены на уровне груди.

Выполнение: 1-4 — перебирая руками по стене, наклониться до пола, — выдох. 5-8 — то же движение, но выпрямляясь, — вдох.

Повторить: 4 раза.

3.   «СЛЕДЫ»

И. п.: основная стойка, лицом к стене, руки на поясе.

Выполнение: 1 — поднять ногу, согнутую в колене, коснуться ступней стены, выдох. 2 — вернуться в и. п., вдох. 3 другой ногой. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза каждой ногой.

4.   «НОЖНИЦЫ»

И. п.: основная стойка, спиной к стене, руки в стороны, касаться ладонями стены.

Выполнение: 1 — прямые руки скрестно перед грудью, выдох. 2 — вернуться в и. п., касаясь ладонями стены, вдох.

Повторить: 4-5 раз.

5.   «ШАГАЕМ НОГАМИ ПО СТЕНЕ»

И. п.: сидя лицом к стене, ноги согнуты, ступни прижаты к стене, руки в  упоре сзади.

Выполнение: 1-4 — переставляя ноги по стене, выпрямить их. 5-8 — вернуться в и. п., дыхание в произвольном ритме.

Повторить: 4 раза.

6.   «КОЛЕНО»

И. п.: основная стойка, спиной к стене, руки в стороны.

Выполнение: 1-2 — подтянуть согнутую в колене ногу к груди. 3-4 — вернуться в и. п. То же другой ногой.

Повторить: по 3 раза каждой ногой.

Комплекс № 3 (с  детскими гантелями)

1.   «ГАНТЕЛИ  ВВЕРХ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, гантели  в опущенных руках.

Выполнение: 1 — поднять гантели прямыми руками через стороны вверх. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

2.   «НАКЛОНЫ  ВПЕРЕД»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с гантелями  опущены.

Выполнение: 1 — наклон вперед, гантели в прямых руках держать перед собой, голову не опускать, колени не сгибать. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз

3.   «ПОВОРОТЫ»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с гантелями  опущены.

Выполнение: 1 — руки в стороны, поворот вправо, гантели не опускать, сказать: «Вправо». 2 — вернуться в и. п. 3 — то же в левую сторону, сказать: «Влево». 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

4.   «МАЯТНИК»

И. п.: стоя, ноги параллельно, гантели в руках внизу.

 

Выполнение: 1-3 — руки в стороны, махи прямой ногой вперед-назад. 4 — вернуться в и. п. То же другой ногой.

 

Повторить: по 3 раза каждой ногой

5.   «ВОКРУГ»

И. п.: ноги параллельно, руки на поясе, гантели на полу.

Выполнение: 1-10 — прыжки на двух ногах вокруг гантелей. Ходьба с махами руками (марширование).

Повторить: 3 раза.

 

Комплекс № 4 (мячом малого диаметра — прыгунком)

1.   «ПРЫГУНОК  ВВЕРХ»

И. н.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, висят, мячик в одной руке.

Выполнение: 1 — поднять прямые руки через стороны вверх, голову не опускать, приподняться на носки; переложить мячик из одной руки в другую. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

2.   «ПОВОРОТЫ»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки перед  грудью, мячик в одной руке.

Выполнение: 1 — поворот вправо, рывок в правую сторону, прямые руки развести в стороны. 2 — вернуться в и. п., переложить мячик в другую руку. 3 — то же в левую сторону. 4 — вернуться в и. п. То же в правую сторону.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

3.  «ПРОКАТЫВАНИЕ»  

И. п.: сидя по-турецки, руки опущены, висят, правая рука на мяче, который лежит  на полу.

Выполнение: 1 — наклониться вправо, провести мячом по полу как можно дальше от себя. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: по 4 раза в каждую сторону.

4.   «ПЕРЕЛОЖИ ПРЫГУНОК»

И. п.: стоя, мячик в правой руке, руки опущены.

Выполнение: 1 — развести руки в стороны. 2 — наклон вперед-вниз; соединить руки под правым коленом; переложить мячик в левую руку. 3 — обе руки в стороны. 4 — то же другой рукой.

Повторить: по 3 раза каждой рукой.

5.   «УСПЕЙ ПОЙМАТЬ»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены, висят, мячик в правой руке.

Выполнение: 1-2 — бросить мячик одной рукой об пол, поймать другой рукой. 3 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

6.   «ПРЫЖКИ НА ОДНОЙ  НОГЕ»

И. п.: ноги параллельно, руки согнуты  в локтях у пояса, мячик в руках.

Выполнение: 1-8 — прыжки на правой ноге, мячик в левой руке.

То же на левой ноге, мячик в  правой руке.

Ходьба, руки с мячом двигаются  свободно.

 

Повторить: по 3 раза на каждой ноге.

 

Комплекс № 5 (с воздушным шаром или надувным мячом)

1.   «ПОДБРАСЫВАНИЕ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, воздушный  шар в обеих руках перед  грудью.

Выполнение: 1-2 — подбросить воздушный шар обеими руками и поймать его. 3 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

2.   «НАКЛОНЫ»

И. п.: стоя, ноги параллельно, шарик  в обеих руках за спиной, руки опущены.

Выполнение: 1 — наклон вперед; руки держать максимально высоко, удерживать шарик. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

3.   «ВЫПАДЫ»

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки опущены, шар в обеих руках.

Выполнение: 1 — выпад вперед правой ногой (согнуть ногу в колене), вес тела переносится на правую ногу; прямые руки с шаром вперед; левую ногу на носок. 2 — вернуться в и. п. 3 — то же, но перенести вес тела на левую ногу. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза каждой ногой.

4.   «БРЕВНЫШКО»

И. п.: лежа на спине, руки выпрямлены над  головой, воздушный шар в обеих  руках, ноги выпрямлены.

Выполнение: 1-2 — без помощи рук и ног повернуться на бок. 3-4 — повернуться на живот.

Так же в обратную сторону.

Повторить: 4 раза.

5.   «УСПЕЙ  ПОЙМАТЬ»

И. п.: основная стойка, руки с воздушным  шаром внизу.

Выполнение: 1 — присесть на носках, спина прямая, колени в стороны; подбросить воздушный шар вверх. 2 — быстро встать, поймать шар — вернуться в и. п.

Повторить: 6-8 раз.

6.   «ВОЗДУШНЫЕ,  ЛЕГКИЕ ПУШИНКИ»

И. п.: ноги параллельно, руки опущены, висят, шар в одной руке.

Выполнение: 1-10 — легкие подскоки то на одной ноге, то на другой, одновременно легкие взмахи прямыми руками вперед-назад (поочередно правой и левой).

Ходьба с медленным перекатом  ступни с пятки на носок и мягкими  движениями рук.

Повторить: 3 раза.

 

 

 

 

Комплекс № 6 (со скакалкой)

1.  «ВЫСОКО»

И. п.: основная стойка, скакалка, сложенная  вчетверо, впереди в опущенных  руках.

Выполнение: 1 — поднять прямые руки вперед. 2 — руки вверх, подняться на носки, прогнуться, посмотреть на скакалку. 3 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз в медленном темпе.

2.   «МИКРОФОН» 

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, сложенная  вдвое скакалка на шее, держать скакалку за ручки.

Выполнение: 1 — поворот туловища вправо, правую руку в сторону. 2 — вернуться в и. п. 3 — то же влево. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 4 раза в каждую сторону.

3.   «ЛОШАДКИ» 

И. п.: ступня правой ноги впереди на середине скакалки, ручки натянутой  скакалки в согнутых руках.

Выполнение: 1-2 — руки вверх, правую ногу согнуть в колене — вверх. 3-4 — вернуться в и. п.

То же с другой ноги.

Повторить: по 4 раза каждой ногой.

4.   «КАЧЕЛИ»  

И. п.: сидя, ноги вперед, скакалку, сложенную  вдвое, зацепить за ступни и натянуть.

Выполнение: 1-4 — наклон назад, ноги прямые вперед, покачаться. 5 — вернуться в и. п., пауза.

Повторить: 2-3 раза.

5.   «ПРИСЕДАНИЯ»

И. п.: основная стойка, скакалка, сложенная  вдвое, в руках.

Выполнение: 1 — скакалку вверх за плечи, вдох. 2 — присесть с прямой спиной, скакалку вперед, выдох. 3 — встать, скакалка за плечи, вдох. 4 — вернуться в и. п., выдох.

Повторить: 6 раз в медленном темпе.

6.   «ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ»

 

И. п.: основная стойка, скакалку держать  сзади, за концы.

Выполнение: прыжки на двух ногах на месте через вращающуюся скакалку.

Повторить: 2 раза по 30 прыжков.


 

       Утренняя  гимнастика в дошкольном учреждении  является важным компонентом  двигательного режима. Она обеспечивает  хорошее настроение, повышает жизненный  тонус. Утренняя гимнастика вовлекает  весь организм ребенка в деятельное  состояние, углубляет дыхание,  усиливает кровообращение, содействует  обмену веществ, поднимает эмоциональный  тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции  и радостные ощущения, повышает  жизнедеятельность организма, дает  высокий оздоровительный эффект. У детей, систематически занимающихся  утренней гимнастикой, пропадает  сонливое состояние, появляется  чувство бодрости, повышается работоспособность.   

      Ежедневное  проведение утренней гимнастики  в определенное время в гигиенической  обстановке, правильно подобранные  комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему  детей после сна, активизируют  деятельность всех внутренних  органов и систем, повышают физиологические  процессы обмена, увеличивают возбудимость  коры головного мозга, а также  реактивность всей центральной  нервной системы. Поток импульсов,  идущих в головной мозг от  всех рецепторов – зрительного,  слухового,   действовать в  коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

       Таким  образом, утренняя гимнастика  является неотъемлемым организующим  моментом в режиме дня дошкольного  учреждения и важной составной   частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении: Метод, пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 144 с.
  2. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 1999. - 175 с.
  3. Кожухова, Н.Н. Воспитатели по физической культуре в дошкольных учреждениях. - М.: Академия, 2002. - 316 с.
  4. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы/ Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М.: Владос, 2003. - 192 с.
  5. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. – С.63 – 64.
  6. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников – М: Издательский центр «Академия», 2000. – С.120 – 122.
  7. Юрко Г.П. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5 – 7 лет в дошкольных учреждениях. – М., 1984. С.84 – 86.

Информация о работе Комплекс утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста