Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:55, реферат
Информационно-коммуникативные (компьютерные) технологии обучения – это образовательные технологии, основу которых составляют современные способы обработки информации с помощью компьютеров, их периферийных устройств, программных средств, мультимедиа, компьютерных сетей и т. п.
Технологии обучения нельзя путать с оборудованием, которое при этом применяется.
Информационно-коммуникативные (компьютерные) технологии обучения – это образовательные технологии, основу которых составляют современные способы обработки информации с помощью компьютеров, их периферийных устройств, программных средств, мультимедиа, компьютерных сетей и т. п.
Технологии обучения нельзя путать с оборудованием, которое при этом применяется.
В процессе внедрения и
использования средств
Первый этап – широкое внедрение электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х – начало 60-х годов), а затем гуманитарных (60-е – начало 70-х годов). Студентов обучали основам алгоритмизации и программирования, математического моделирования на ЭВМ.
Второй этап (середина 70-х годов) – появление более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный интерфейс, использование диалогового взаимодействия человека с компьютером. Компьютерные технологии позволили на основе моделирования исследовать физические, химические, биологические, социальные процессы и явления. Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства обучения в составе автоматизированных систем.
Третий, современный, этап – использование мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости (СD-и DVD-Rom, флэш), телекоммуникационных технологий (Интернет, Интранет), мультимедиа-технологий и виртуальной реальности.
Важнейшие задачи информатизации образования на современном этапе:
Классификация ИКТ.
I. По образовательным задачам:
1. Обучающие программы используются при изучении материала, который хорошо структурируется на небольшие порции, поддающиеся контролю усвоения. Каждому учащемуся предлагается порция учебной информации с последующим контролем знаний.
2. Контролирующие программы используются для определения уровня знаний и умений учащихся. Учащийся отвечает на предлагаемые вопросы или решает задачи. Результаты опроса и решения задач анализируются и оцениваются по встроенному алгоритму.
Особую разновидность контролирующих программ представляют тестирующие программы, работая с которыми, учащийся выбирает правильный ответ или ответы из предлагаемого перечня ответов, либо конструирует ответ из известных элементов.
3. Программы-тренажеры предназначены для формирования и закрепления навыков и умений, а также для самоподготовки учащихся. В основу построения таких программ положен принцип подкрепления правильного ответа. Персональный компьютер в случайной последовательности генерирует учебные задачи, уровень трудности которых определяется преподавателем. Если учащийся дает правильное решение, ему сообщается об этом. В противном случае учащемуся предъявляется правильный ответ либо предоставляется возможность запросить помощь.
4. Демонстрационные программы предназначены для наглядной иллюстрации учебного материала описательного характера. В демонстрационной программе компьютер играет роль наглядного пособия при объяснении нового материала.
5. Информационно-справочные программы применяются для вывода необходимой информации. С помощью компьютера обучаемый осуществляет доступ к различным банкам данных, осуществляющих централизованное хранение и коллективное использование информации.
6. Имитационные, или моделирующие программы предназначены для «симуляции» объектов и явлений. Их целесообразно применять, когда то или иное явление в учебных условиях невозможно или затруднительно осуществить «вживую». На базе подобных программ создаются дидактические и развивающие компьютерные игры, вызывающие особый интерес у детей, и даже целые микромиры (наподобие «симпсонов»).
7. Программы для проблемного обучения построены на идеях и принципах когнитивной психологии, позволяют осуществлять непрямое управление деятельностью учащегося, которому предлагаются разнообразные аналитические задачи, проблемы для решения.
II. По классу реализуемых технологических операций:
текстовым процессором, табличным процессором, системой управления базой данных, обработку графической информации, мультимедийные и гипермедийные системы, просмотр WEB-документов с помощью браузера. Рассмотрим некоторые из этих технологий.
1. Для обработки текста используются текстовые процессоры (редакторы), настольные издательские системы. Для автоматизации ввода текстовой информации используются системы сканирования и речевого ввода текста. Их основные функции – ввод и представление текстовой информации, ее хранение, редактирование, просмотр и печать. Пример текстового процессора – MS Word из группы MS Office.
2. Обработка графической информации осуществляется с помощью графических процессоров (редакторов). Примеры: Photoshop, CorelDraW.
3. Технологии управления базами данных – это технологии ввода, систематизации, хранения, поиска и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую, библиографию, статистические данные, рефераты, обзоры и др. Большую часть общественного документооборота составляют документы табличного вида (например, табличные процессоры MS Excel, MS Access). Системы статистической обработки позволяют осуществить статистические расчеты в различных областях: социологии, экономике, экологии и т. д. Пример – пакет SPSS.
4. Гипермедиа-технологии (НIPERMEDIA, «сверхсреда») – это технологии работы с информацией, структурированной как гипертекст, то есть таким образом, что каждый элемент учебного материала содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Следуя указанным связям, можно читать или осваивать материал в любом порядке. Использование программных модулей (скриптов) позволяет сделать работу с документом интерактивной. Текст теряет свою замкнутость, становится принципиально открытым, в него можно вставлять новые фрагменты, указывая для них связи с имеющимися. Примеры гипертекстов: электронные энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания.
5. Мультимедиа-технологии (
Появление систем мультимедиа
произвело революцию в
6. Сетевые информационные технологии – это технологии сбора, хранения, передачи и обработки информации на ЭВМ с помощью техники связи и коммуникации. Это локальные сети (обеспечивают доступ к местным ресурсам), глобальные сети (доступ к мировым информационным ресурсам), электронная почта и интернет-пейджеры (специальный пакет программ для хранения и пересылки безбумажных сообщений между пользователями ЭВМ), технологии распределенной обработки данных между удаленными пользователями.
Посредством гипертекстовых и мультимедийных технологий, сетевых и диалоговых ИКТ осуществляется интерактивное обучение, когда учащийся получает возможность диалога с компьютером и виртуальным преподавателем, самостоятельно упорядочивает и дополняет полученные знания, соединяет их в новые комбинации, что способствует развитию системного мышления.
В настоящее время наблюдается
тенденция к объединению
Одной из ведущих тенденций информатизации образования на современном этапе является глобализация информационных технологий в результате использования спутниковой связи и всемирной сети Интернет, создание дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (обучение на расстоянии, виртуальное обучение) представляет собой комбинацию компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью (Интернет, локальные сети). Оно предполагает непосредственное общение преподавателя с обучающимися через электронную почту, WEB-сайты и WEB-странички, видеоконференции в режиме реального времени, чаты, форумы, а также использование CD и DVD-носителей учебной информации.
Дистанционное обучение — средство развития глобального образования.
Вместе с тем, педагоги усматривают ряд проблем (нерешенных задач) в использовании ИКТ:
Информация о работе Компьютерное обучение. Дистанционное обучение