Контрольная работа «Общие понятия личности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 09:11, контрольная работа

Краткое описание

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Содержание

Введение..............................................................................3

Понятие личности в психологии............................................4

Теории личности..................................................................5

Основные свойства и качества личности................................13

Структура личности..............................................................19

Заключение..........................................................................20

Список литературы..........................

Вложенные файлы: 1 файл

Теории личности.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

      К. Роджерс считал, что фундаментальным  компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой.

      Он  предложил основные положения «Я – концепции». Согласно разработанной  им теории, важное значение имеют следующие  положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающими индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее оценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; «Я – концепция» формируется как внутренне согласованная композиция восприятия организмических и социальных ощущений себя самого и отношений между этими самоощущениями – личность как модель самопереживаний, организирующих мир ее впечатлений; ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.

      К. Роджерс разработал также психологический  инструментарий и процедуры психотерапии, которые способствуют более продуктивной реализации личностью «Я – Концепции».

      А. Маслоу предложил целостный подход к анализу личности и ее высших проявлений – любви, творчества и  др. В соответствии с положениями  его «Теории самоактуализации»  особенности личности, существуя  в виде врожденных потенции, актуализируя под влиянием социальных условий.

      А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации человека. Мотивационная  сфера личности им представлена на 5 уровнями. Иерархия потребностей по Маслоу включает:

      1) потребность в самоактуализации (стремление человека к возможно  более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.);

      2) потребность в признании и  оценке;

      3) потребность в безопасности;

      4) потребность в социальных связях, привязанностях и любви;

      5) физиологические нужды и потребности.

      Согласно  предложенной концепции представляется возможным системно анализировать личность во всей совокупности ее связей и отношений. Здесь раскрывается природа побуждений к различным поступкам и поведению личности.

      3.Новейшие теории личности представлены в психологии достаточно обширно. Э. Фромм заложил основы гуманистического психоанализа и радикально-гуманистического психоанализа. Д. Г. Мид обосновал интеракционистскую теорию символической коммуникации. Г. С. Салливэн в рамках неофрейдизма произвел социологическую модификацию классического психоанализа и предложил «Межличностную теорию психотерапии».

      Новым в психологии явилось обоснование  и разработка Сирсом «Диадической теорию интеракции», согласно которой: исходная единица психологического анализа – диадическая система, описывающая комбинированные действия двух или более персон; личность формируется только в диадических ситуациях; свойства личности могут быть «измерены лишь путем ссылки на диадические ситуации или их символические репрезентации»; действия каждого индивида всегда ориентированны на поведение другого человека и зависят от него.

      Д. А.Келли разработал «Психологию  личностных конструкторов». Согласно выдвинутой концепции организация  психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает будущие события. Он отмечал, что каждый человек – исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал – «личностных конструкторов» - и выдвигающий, исходя из этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструкторов, позволяющей повысить точность последующий предсказаний.

      Важно понимать, что овладение всем богатством психологического знания о личности является важной предпосылкой для проникновения в глубины тайны человека, его поведения и деятельности. Учет зарубежной психологии позволяет обогатить представления о личности, которые сложились в отечественной психологии. Это является важной предпосылкой для уточнения психологической структуры личности и обеспечения продуктивного развития и задействования творческого потенциала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  свойства и качества личности

      Направленность  личности – ее ведущее психологическое  свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности.

      Мировоззрение (мировосприятие) – система взглядов на объективный мир и место  в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе , а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В мировоззрении представлено понимание ею материального и духовного мира, смысла жизни, людей и их поведения, происходящего в обществе и непосредственном окружении, вопросов политики, морали, права, экономики и многих других. Побудительная сила их велика.

      Мировоззрение есть у каждого, но верным ориентиром в жизни оно бывает, когда оно  воплощает в себе достижения человеческой цивилизации, когда оно систематично, научно достоверно и социально прогрессивно.

      Потребность – состояние индивида, создаваемое  испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования  и развития, и выступающее источником его активности. Потребность – испытываемая человеком нужда в чем-то: в веществах, условиях, предметах, делах, результатах, состояниях, получении удовольствия. Человек относится к объектам и явлениям окружающего мира как к предметам и средствам удовлетворения своих потребностей. Потребности побуждают человека к постоянному поиску того, что их удовлетворяет. Они направляют его интересы, мысли, движения. Стремление к удовлетворению потребностей – основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребности усиливают ее роль в направленности личности.

      Потребности человека делятся на две группы: материальные (социализированные) и  духовные.

      Материальные  потребности – потребность в  пище, тепле, отдыхе, одежде, жилище, предметах  быта. Они развиваются на основе биологических, наследственных, но социализируются. Приобретая новые признаки и содержание.

      Духовные  потребности – потребность в  самореализации и самоутверждении, знании, информации, непрерывном образовании, общении, труде, общественно-полезной деятельности, творчестве, уважении прав и т.п. Духовные потребности человека социальны, сформировались при жизни под влиянием ее условий. Лишение человека свободы, возможности общаться с другими, заниматься любимым делом – повергает его в острые переживания, шок, порой привод даже к самоубийству.

      Идеалы  – образы желаемого будущего, обладающего  для данной личности признаками совершенства и привлекательности.

      Жизненные цели – долгосрочные и среднесрочные  результаты, намеченные личностью для  реализации в планах жизни и деятельности.

      Интересы  – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более  полному и глубокому отражению действительности.

      Социальные  установки – сложившиеся на основе опыта устойчивое предрасположение, готовность человека к определенной форме реагирования (восприятию, оценке, действию, поведению) при контакте  определенными социальными объектами, факторами, условиями, событиями, информацией.

      Склонности  – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой  является глубокая устойчивая потребность  индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

      Мотивы  – 1) побуждение к деятельности, связанные  с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или  внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая  в основе выбора действий и поступков личности.

      Цель  – то, к чему стремится человек, мотив – ради чего, это ему это нужно. Мотивы характеризуют типичные для личности, преобладающие внутренние причины выборов ею целей, способов, поступков и действий. Одни и те же проявления активности могут порождаться разными мотивами.

      Свойство  направленности – важнейшее свойство, оказывающее доминирующее влияние на других.

      Характер  личности – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся  в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Эти отношения во многом зависят от направленности, но связаны и со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями, умениями и навыками в реализации отношений, а также с соответствующими привычками и качествами.

      Отношение к труду выражены в знаниях личности, соответствующих трудовых ценностных ориентациях, навыках, умениях, привычках, деловитости, целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности, активности, организованности.

      Отношение к людям выражены в уважительности личности, гуманности, человечности, доброжелательности, вежливости, справедливости, доброте, сочувственности, корпоративности, общительности.

      Отношение к себе характеризуется самовосприятием  и самооценкой личностью себя и своих особенностей, ее совестливостью, отношением к необходимости стать культурным, образованным и цивилизованным человеком, требовательностью к себе, самокритичностью и т.д.

      Способности личности – свойство, связанное  с особыми качествами личности, которые  благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению и прогрессирующей успешностью.

      К частным способностям относятся: интеллектуальные, творческие, деловые, художественные. Они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств.

      Второй вид способностей – способностью к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Она включает отдельные частные способности и качества, относящиеся к другим свойствам – направленности, характеру, психофизиологии.

      Опыт (подготовленность) личности – еще одно свойство, относящееся к операциональной сфере; совокупность знаний. Действий, приемов, деловых качеств, которые личность приобрела в процессе прижизненного развития и использует на пути к достижению жизненных и профессиональных целей. Без этого свойства личность не может обладать социальной значимостью, достигнуть самоутверждения желаемого в жизни.

      Темперамент личности – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма  психических процессов и состояния.

      Выделяется  ряд особенностей темперамента:

      - сила – интенсивность психических  процессов;

      - подвижность – быстрота возникновения  и прекращения психических процессов;

      - скорость протекания психических  процессов;

      - уравновешенность – сбалансированность активности, побуждений, импульсивных ответов со сдержанностью, торможением;

      - активность – устойчивый уровень  активности, энергичности психической  деятельности; - эмоциональность –  эмоциональная реактивность, степень  эмоционального реагирования на воздействия;

      - психофизиологическая устойчивость  – устойчивость к риску и  опасности, перегрузкам, перенапряжению, потрясениям;

      - работоспособность – запас психофизиологической  выносливости;

      Все психологические свойства имеются  у каждого человека. Важно другое: каково качество каждого компонента, его содержание, в чем именно состоят особенности взглядов, убеждений, интересов, мотивов, отношений, способностей, подготовленности, психофизиологии и др. Не существует двух людей, у которых они были бы одинаковы, что делает личность каждого человека неповторимо своеобразной, составляет ее индивидуальность. Каждый человек поэтому уникален.

Информация о работе Контрольная работа «Общие понятия личности»