Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:18, контрольная работа
. Основные проблемы организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Направления преемственности и возможные варианты взаимодействия ДОУ и школы (формы, методы взаимодействия).
Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
№1. Основные проблемы организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Направления преемственности и возможные варианты взаимодействия ДОУ и школы (формы, методы взаимодействия).
Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Необходимость преемственности
между детским садом и школой
усиливается в еще большей
мере в связи со значительно
возросшей ролью общественного
дошкольного воспитания в
Система взаимодействия начальной школы с дошкольным образовательным учреждением требует четкой организации. Администрации ДОУ и школы должны организовать работу по обеспечению преемственности без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание требованиям общества к качеству воспитания детей дошкольного и начального школьного возраста.
Цель данного взаимодействия: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации ребёнка к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения. Задача: совместная разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.
В работе по преемственности
дошкольного и начального
1.Отсутствие тесной взаимосвязи между руководителями ДОУ и СОШ.
2.Преемственность осуществляется только в рамках предоставления образовательных услуг СОШ.
3.Дублирование учебного материала в ДОУ и 1-2 классах.
4.Проблемы сохранения здоровья, отставание социального развития ребёнка.
5.Низкий уровень развития речи детей.
6.Взаимодействие воспитателя, учителя, психолога при подготовке к школе.
7.Проблемы личностного развития ребёнка.
Через все направления должна чётко прослеживаться: методическая работа, работа с детьми, работа с родителями, работа с социумом.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию связей между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем. Воспитатель и учителя 1и 4 классов знакомятся с работой друг друга, с условиями, в которых будут обучаться дети. Воспитатель поможет учителю узнать детей, их индивидуальные особенности, склонности, интересы. Зная детей в течение нескольких лет, воспитатель может посоветовать учителю, какие методы воспитания и обучения наиболее приемлемы по отношению к тому или иному ребёнку. Такая информация полезна учителю, сокращает для него время знакомства с новыми учениками.
Воспитатель и педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения работают в тесном контакте с учителями начальной школы на протяжении всего адаптационного периода первоклассников (сентябрь-октябрь). Они посещают уроки, наблюдают за детьми на прогулке во время группы продлённого дня, на переменах, беседуют с родителями и учителями, выясняя при этом, какие трудности приходится преодолевать ребёнку, учителю и родителям, чтобы на следующий год предупредить или устранить возможные проблемы. По итогам проводится совместное заседание круглого стола, на котором воспитатели дошкольных образовательных учреждений и учителя первых классов обсуждают вопросы адаптации учащихся в школе, обмениваются своим опытом и наблюдениями по вопросам обучения и воспитания детей, отслеживают динамику развития детей. Вместе с педагогами психологами, логопедами, учителями составляются индивидуальные программы развития детей «группы риска». Результаты работы по преемственности обсуждаются на совместном методическом объединении учителей начальной школы и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Особое внимание необходимо уделить организации работы в адаптационный период и определить задачи педагогических коллективов по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода детей,
- проанализировать работу по применению Карты развития ребёнка,
- провести мониторинг
готовности выпускников
- отслеживать динамику
развития детей и составить
индивидуальные программы
- организовать проведение
дополнительных мер по
- провести работу в
рамках подготовки к учебному
году по созданию условий и
открытию групп для детей
Методическая работа может включать в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через:
Работа с детьми может включать в себя:
Работа с родителями предполагает:
Успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами совместно и системно, а не от случаю к случаю.
Только заинтересованность
обеих сторон и родительской
общественности позволит по-
№2.Характеристика основных понятий «школьная зрелость» и «готовность к школьному обучению. Схема структуры готовности к обучению в школе, ее компоненты.
Школьная зрелость 1 - это термин для обозначения такого состояния психики и организма ребенка, когда он по интеллектуальным, социальным, физическим и эмоциональным характеристикам достигает способности посещать школу и учиться в ней.
Школьная зрелость 2- определяется как такое состояние психики и организма ребенка, когда он по своим интеллектуальным, эмоциональным, социальным и физическим характеристикам способен не только успешно осваивать школьную программу, но и справляться с новым для себя режимом, спокойно и уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников, а также поддерживать соответствующие отношения с окружающими. Для успешного обучения в школе ребенок должен обладать интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Сочетание этих трех компонентов обеспечивает успех адаптации ребенка к условиям школьного обучения.
Готовность к школьному обучению 1 – это определенный уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения.
Готовность к школьному обучению 2 - это характеристика интегральная, включающая:
-определенный уровень
состояния здоровья и
-личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация),
-интеллектуальное и речевое развитие,
-развитие моторных функций и зрительного восприятия,
-зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др.
Готовность к школе:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ:
СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНАЯ НРАВСТВЕННАЯ
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
Физическая готовность- это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. Можно назвать это "запасом прочности" организма, адаптивным ресурсом, который позволяет ребенку даже при значительном увеличении нагрузок чувствовать себя хорошо. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу: в период маминой беременности, во время родов, в первые месяцы жизни малыша, в годы дошкольного детства.
Психологическая готовность- это своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешное обучение в школе.
Социально-Личностная готовность - формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им обращаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
Интеллектуальная готовность - связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Нравственная готовность – связанна с изменением характера дошкольника, его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями.
Мотивационная готовность – это желание ребенка идти в школу, обеспеченное мотивами, с доминирующими внутренними и наличием внешних мотивов.
№3. Характеристика мотивов дошкольников.
№ |
Название мотива |
Краткая характеристика | |
1. |
Игровые мотивы |
Мотивы, неадекватно перенесенные в учебную деятельность, по своей природе противоположные ей. | |
2. |
Позиционные мотивы |
Проявляются в разного
рода попытках самоутверждения,
| |
3. |
Учебно-познавательные мотивы |
В основе желания пойти в школу лежит стремление к новым знаниям, желание научиться писать и читать, широкий круг интересов. | |
4. |
Внешние по отношению к школе и учению мотивы |
Проявляются тогда,
когда деятельность Необходимо учитывать,
что мотив всегда является, с
одной стороны, внутренней
Классификация мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи.
| |
5. |
Оценочные мотивы |
Стремление получить высокую оценку взрослого, его расположение и одобрение. В основу методики
положен принцип « | |
6. |
Социальные мотивы |
Связаны с различными видами
социального взаимодействия школьника
с другими людьми. Например: стремление
получать знания, чтобы быть полезным
обществу, желание выполнить свой
долг, понимание необходимости |
Информация о работе Контрольная работа по "Дошкольная педагогика"