Контрольная работа по «Педагогика: социальная педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба

Содержание

1. Новаторство и традиции в педагогике. Народная педагогика как многовековой опыт воспитания и обучения подрастающего поколения.
Введение………………………………………………………………………3
1. Новаторские идеи в педагогике…………………………………….4
2. Опыт народной педагогики…………………………………………9
3. Народные воспитательные традиции……………………………..11
Заключение…………………………………………………………………...16
2. Взаимосвязь понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»…………………………………………………………………………18
3. Основные цели и задачи образования, прописанные в Национальной доктрине образования РФ…………………………………………………….20
4. Какова специфика социально-педагогического исследования?..............22
5. Содержание и специфика работы социального педагога с неполной семьей………………………………………………………………………….……24
Литература………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Педагогика Вар 3.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Основные цели и задачи образования, прописанные в национальной доктрине образования РФ

Национальной доктриной образования в РФ поставлено множество целей и задач к 2025 году, среди которых основными можно выделить, цели: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; систематическое обновление всех аспектов образования; непрерывность образования в течение всей жизни человека; многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ; преемственность уровней и ступеней образования; развитие дистанционного обучения; развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов; экологическое воспитание.

   Задачи:

 реализовать конституционные права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества; сохранить и развивать единое образовательное пространство России; создать условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; обеспечить всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов; ликвидировать детскую беспризорность, предотвращать и искоренять преступность среди молодежи; воспитывать молодое поколение в духе высокой нравственности и уважения к закону; создавать социально-экономические условия для приоритетного развития системы образования, качественного изменения ее финансирования; обеспечить нормативное финансирование образовательных учреждений, стимулировать негосударственные инвестиции в систему образования; привлекать работодателей к социальному партнерству и организации профессионального образования; искать эффективные пути и средства расходования бюджетных средств в области образования; доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам; предоставить бесплатные учебники для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования; учебную и научную литературу для студентов среднего и высшего профессионального образования; высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи; правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности; законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот работников образования и обучающихся; гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; качественное образование в сельской школе;  государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности; реализацию условий для получения качественного образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими доходами; развитие высших учебных заведений; интеграцию образования, науки и производства; доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%; интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций.

 

4. Специфика социально-педагогического исследования.

Научное исследование в области социальной педагогики принято называть социально-педагогическим; это специально организованный процесс познания, в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании, методах и формах деятельности социального педагога. Специфика социально-педагогического исследования, определяется тем, что предметом исследования становится вся система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей его средой, все многообразие социальных связей.

Этапы и методы социально-педагогического исследования:

Первый этап исследования — выбор области исследования, определение проблемы, уточнение темы исследования, предварительная формулировка гипотезы и задач исследования. Гипотеза пронизывает все исследование фактически от начала до конца. Задачи исследования должны соответствовать проблеме, предмету и гипотезе исследования, их обычно исследователь выдвигает три-четыре. Фактически задачи — это уточнение плана исследования.

Второй этап научной работы — собственно исследовательский. Он связан с выбором методов исследования. Метод (греч. буквально «путь к чему-либо») в самом общем значении — способ достижения цели, он является условием и средством получения новых знаний. Это эмпирические (наблюдение, описание, диагностика, эксперимент и др.), теоретические (абстрагирование, моделирование и др.), а также методы, применяемые на теоретическом и эмпирическом уровнях: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение и др. Поскольку социальная педагогика — это сравнительно молодая отрасль педагогической науки, ей еще предстоит выработать свои специфичные методы исследования. На данном этапе развития этой науки она использует как общенаучные методы исследования, так и методы наук, очень близких ей по предмету исследования, прежде всего педагогические, психологические и социологические:

- Наблюдение в социально-педагогическом исследовании — метод познания социально-педагогических явлений на основе восприятия органами чувств с одновременной первичной обработкой и анализом получаемой информации, может быть непрерывное и дискретное; широкое (например, наблюдение за группой детей-бродяг) или узкоспециальное (использование детей в качестве попрошаек); исследователь может быть включен в сам исследуемый процесс или же быть сторонним наблюдателем.

- Опросные методы. К ним традиционно относятся устный (беседа и интервью) и письменный (анкетирование) опрос. Целью опросных методов является выявление опыта, оценки, точки зрения ребенка или группы детей.

- Метод анкетирования заимствован из социологии, поэтому к нему предъявляются такие же требования, что и в социологических исследованиях.

В социальной педагогике широко используются методы исследования, применяемые в психологии при изучении личности ребенка, его характера, темперамента, социальной группы, социума, окружающего ребенка, и др. В исследованиях можно воспользоваться услугами тех или иных специалистов. Эмпирические знания, добытые таким путем, позволяют  выстроить теоретическое видение проблемы.

Построенное таким образом научное знание  требует проверки — эксперимента. Различают два вида эксперимента: констатирующий и формирующий. Констатирующий эксперимент применяется в начале исследования для выяснения состояния объекта исследования. После разработки научных положений проводится формирующий эксперимент по апробации научных предположений, проверке их эффективности. Наряду с основным — формирующим — экспериментом проводится дублирующий, в котором идеи и гипотезы проверяются на ином материале, в несколько иных условиях. Затем проводится анализ этих экспериментов. И в заключении приводятся выводы: насколько подтвердилась выдвинутая исследователем гипотеза, как были решены задачи исследования, каковы перспективы дальнейшей работы в этом направлении.

Важным завершающим этапом исследовательской работы ученого должно быть оформление результатов научного исследования: монографии, учебные пособия, методические рекомендации.

 

5. Специфика работы социального педагога с неполной семьей

Неполная семья - семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов. Неполная семья относится к семьям группы риска. Она является отклонением от нормы. Неполная семья является юридически правомочной. По российскому семейному законодательству она пользуется рядом льгот, способствующих полноценному воспитанию детей.

Основные меры улучшения воспитательных возможностей в такой семье состоят в следующем: создание доверительных отношений в семье, формирование чувств взаимопомощи и вовлечение детей в дела и заботы семьи, разумное соотношение родительской любви и строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детей положительного идеала взрослого.

Алгоритм работы социального педагога с неполной семьей

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью

2 этап: первичное обследование жилищных условий неполной семьи

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи

7 этап: составление карты семьи

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

9 этап: составление программы работы с неполной семьей

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи

11 этап: выводы о результатах работы с неполной семьей

Методы работы:

1. Диагностические: наблюдение - общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);

опрос - это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;

тестирование - это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;

2. Управленческо - воспитательные методы (активные), ситуационно - ролевые игры, социально - психологические тренинг.

Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция). Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя два компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию. Посреднический компонент социально - педагогической помощи включают в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных праздников, конкурсов, летнего отдыха и т.д. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы неполной семьи и положения ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно - брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, так и проблем, которые существуют внутри  семьи.

Для работы с детьми из неполных семей могут использоваться следующие формы:

- центры социальной реабилитации детей и подростков. В них социальные педагоги занимаются профилактикой антиобщественного поведения детей и подростков, организуя их труд и учебу, помогая выйти из кризисного состояния;

- центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь детям из неполных семей, контролируют эти семьи. Педагогами и психологами Центра применяются различные приемы и методы, способствующие адаптации детей в среде сверстников и окружающей среде интеграции их в жизнь и общество. В Центре работают различные студии, кружки, секции. На должном уровне поставлена и медицинская реабилитация, как составляющая часть всего реабилитационного процесса Социальные педагоги Центра, работая с семьей, выясняют все трудности, проблемы и стараются, по возможности, оказать помощь и поддержку. Помогают в получении семьями льгот, в выплате детских пособий, пенсий, получении материальной помощи. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», различные семейные клубы. В них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы, совместное творчество взрослых и детей: изобретательство, спорт, искусство. Родители лучше узнают своих детей, дети учатся общению. Для неполной семьи компенсируется недостаток мужского или женского воспитания.

Социальные работники центра приобщают семью к такому виду отдыха как туризм. В помощь неполным семьям, организуются в школах группы продленного дня и школы с продленным днем. Распространенной формой является та, когда после уроков ребята остаются в группах, где готовят уроки и гуляют.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.-2-е изд., переработ. и доп. - М.: Политиздат, 1985.

2. Байков Ф. Я. Ответственность родителей: Заметки о воспитании в семье. - Л.: Лениздат, 1983.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000г.

4. Бердяев Н.А. Судьба России. -М.: 1990г.

5. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск ,1926.

6. Воспитание детей: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1991.

7. Гумелев Л.Н. История людей и история природы. -М.:1993. 

8. Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005.

9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 160 с.

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогика: социальная педагогика»