Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:51, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос: Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности.
Педагогические (иногда - традиционные) методы воспитания предполагают воздействие на сознание (рациональную сферу личности) человека. В основу их классификации Ю.К.Бабанским положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания в зависимости от их места в воспитательном процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика .docx

— 23.14 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный экономический  университет»

 

кафедра гражданского права

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Педагогика

 

Исполнитель: студентка

Направление: Юриспруденция

Профиль: Гражданско-правовой

Группа: ЮР-12

Ф.И.О Ковалева Светлана Яковлевна

 

 

 

 

 

 

Вопрос: Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности.

 

Педагогические (иногда - традиционные) методы воспитания  предполагают воздействие  на сознание (рациональную сферу личности) человека. В основу их классификации  Ю.К.Бабанским  положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания в зависимости от их места в воспитательном процессе.

 

1 Методы формирования и коррекции сознания

 

Убеждение как метод воспитания первой группы представляет собой активное воздействие на сознание человека с  целью оказания ему помощи в осмыслении сути предъявляемых ему идей или  требований, а также выработки  внутреннего согласия с ними. При  этом реализуются два пути - убеждение  словом и (или) убеждение делом.  Но это не только слово или поступки взрослого, но и суждения и действия других участников педагогического  процесса. Вместе с тем слова и  дела авторитетного педагога, обладающего  высокой культурой и профессиональным мастерством, всегда выступают наиболее сильным фактором воздействия на умы и чувства воспитуемых.

К средствам убеждения  относятся:

логические доводы,  цифры, факты, примеры, а также поступки и действия воспитуемого или текущие  события в коллективе.

Основными функциями, реализуемыми методом убеждения являются:

формирование знаний о  морали, труде и общении;

формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;

обобщение и анализ собственного опыта воспитуемых;

трансформация общественных ценностей, норм и установок в  индивидуальные.

Пример, как метод воспитания, предполагает систематическое  воздействие  на сознание воспитуемых силой показа положительных действий других лиц  с целью формирования образа для  подражания.  В качестве средств  воспитания в данном случае используются примеры из жизни великих людей, из области  литературы  и  искусства  и т.д. Наиболее эффективным средством,  как показывает практика, выступает  личный пример педагога. Важную роль в  создании образцов для подражания в  последнее время играют не всегда гуманистически ориентированные эталоны, формируемые средствами массовой информации и низкопробных литературных источников.

Основными функциями метода примера является:

иллюстрация и конкретизация  общих проблем, а также активизация  собственной душевной работы воспитанников.

Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники  берут готовые образцы. Подражание подростков носит избирательный  характер и более самостоятельно. В юности оно уже опирается  на активную внутреннюю работу.

 

2 Методы организации деятельности  и формирования опыта поведения

 

         Нет сомнения, что положительный  опыт поведения создается путем  педагогически правильно организованной  деятельности воспитуемых, которая  является источником воспитания  в этой группе методов. Воспитание  в деятельности имеет ряд закономерностей,  на основе которых формируются  требования к ее организации.  А.Н. Леонтьев обращал внимание на то, что деятельность воспитывает лишь тогда, когда она личностно значима и имеет «личностный смысл». Позиция воспитуемых должна быть активной, а их функции постоянно меняться - все проходят роли исполнителей и организаторов. Вот почему руководство деятельностью воспитуемых должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.

В отечественной педагогике последних лет организация деятельности рассматривается в качестве ведущего подхода в воспитании.

Группа этих методов включает в себя:   

педагогическое требование, коллективное мнение, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может  выражаться как совокупность норм общественного  поведения, как реальная задача или  как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По средствам  требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид непосредственного  указания или инструкции. Косвенные  требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам  учеников. В развитом коллективе предпочтительно  применяются косвенные требования.

Коллективное мнение как  метод воспитания представляет собой  выражение группового требования к  деятельности или поведению человека. Средствами его реализации являются коллективное обсуждение и высказывание мнения коллектива отдельными людьми. Однако здесь очень важно, чтобы  педагог мог сформировать здоровое коллективное мнение, стимулируя выступления  воспитуемых с оценкой их деятельности.

Приучение - это организация  регулярного выполнения воспитуемыми определенных действий с целью их превращения в привычные формы  поведения. Оно содействует формированию устойчивых привычек. Его средствами выступает соблюдение установленных  этических и нравственных норм, а  также выполнение существующих правил (личной гигиены, общения и др.). Приучение эффективно на ранних этапах развития человека. Методика требует объяснять воспитуемым, что, как и зачем нужно делать. В то же время приучение предполагает и проверку выполнения действий.

Упражнение представляет собой многократное повторение способов действий с целью формирования привычки правильного поведения,  оптимального алгоритма деятельности в конкретной ситуации. К  числу средств метода упражнения относится соблюдение установленного порядка в семье, школе и т.д., правильно организованная учебная  деятельность, целенаправленные общественные поручения.

В широком смысле это такая  организация жизни и деятельности людей, которая создает условия  для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с  ним связано и реализуется  через поручение, выполнение отведенной роли в общей деятельности. Участие  в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает  способности и формирует качества личности. Однако педагогу необходимо учитывать, что приучение и упражнение эффективны лишь тогда, когда опираются  на положительные мотивы деятельности людей и в свою очередь формируют  их.

Воспитывающие ситуации - это  обстоятельства затруднения, формирующие  навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы педагогом. Для этого используются средства моделирования ситуаций, использования  конфликтов в группе, выбора решения  и пр.

 

3 Методы стимулирования  поведения и деятельности

 

         Сущность действия этой группы  методов состоит в побуждении  к социально одобряемому поведению.  Их психологической основой является  переживание, самооценка воспитуемого, осмысление поступка, вызванные  оценкой педагога и (или) товарищей.  Человеку в группе свойственно  ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения людей с помощью его оценки.

Поощрение  - совокупность приемов и средств морального  и  материального  стимулирования  воспитуемых с целью побуждения их к личностному совершенствованию. Этот метод также может рассматриваться  как выражение положительной  оценки, одобрения и признания  качеств, поступков и поведения  воспитуемого или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности  в своих силах, положительную  самооценку, стимулирует человека к  улучшению его поведения. К числу  средств поощрения относятся  похвала, благодарность педагога и  взрослых, награждение книгами или  другие материальные награды. При этом эффективным также считается  применение в виде средств поощрения  соответствующих жестов, мимики и  оценочных суждений воспитателя,  его поощрительных обращений; выделение  поступка или действий воспитуемого как примера для подражания.

Методика поощрения рекомендует  одобрять не только результат, но также  мотив и способ деятельности, приучать воспитуемых ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение  чаще требуется младшим школьникам и не уверенным в себе подросткам. Не менее они эффективны и в  отношении людей другого возраста.

Критика рассматривается  как анализ отрицательных личностных качеств воспитуемого или результатов  его деятельности. При этом, в зависимости от целей, к числу ее средств педагогика относит безличную критику, критику-похвалу, стимулирующую критику, критику-надежду, критику-сожаление, критику-сопереживание, критику-аналогию, критику-удивление и критику-упрек.

Принуждение - это выражение  отрицательной оценки, осуждения  действий и поступков, противоречащих нормам поведения. С точки  зрения  отечественной  педагогики оно выступает  крайним методов воспитания и  применяется лишь тогда,  когда  другие не позволяют  достичь желаемого  воспитательного эффекта.

В отечественной педагогике в 20 годы XX в. был период отказа от принуждения как метода воспитания, так как считался унижающим личность и имеющим негативные последствия. Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение принуждения: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение воспитуемого, дает ему возможность понять ошибку.

В воспитательной деятельности необходимо учитывать, что метод  принуждения требует обдуманных действий, анализа причин проступка  и выбора таких средств его  реализации, которые не унижают достоинство  личности. К их числу можно отнести  замечание или категоричное требование педагога, предупреждение о возможном  привлечении к более строгой  ответственности, обсуждение в коллективе или вызов на педсовет, перевод  в другой класс, школу, исключение из школы.

В учебной литературе кроме  рассмотренных педагогических методов  воспитания находят отражение и  некоторые другие наиболее общие способы воспитательного взаимодействия с личностью. К их числу можно отнести введение новых видов деятельности, изменение содержания общения, метод «взрыва» и др. Однако их смысл также заключается в воздействии на сознание воспитуемого и содержательно включает в себя рассмотренные ранее методы воспитания.

В то же время в практике опытных педагогов достаточно эффективным  является применение методов воспитания другой видовой группы - психологической. Как уже отмечалось, их действие направлено на подсознание воспитуемого. Как показывает педагогический опыт наиболее эффективными из них являются:

метод невербального воздействия (средства: мимика,  жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса);

 метод эмоционального  воздействия (средства: сопереживание,  возмущение,  поучение);

 метод рационального  воздействия (основное средство - внушение).

Вместе с тем необходимо учитывать, что психологические  методы реализуются одновременно с педагогическими и являются как бы их фоном, усиливая или ослабляя (при неумелом использовании) воздействие педагога на рациональную сферу личности человека.

 

Рассмотренные методы, используемые в воспитательных технологиях, реализуются  во всех формах воспитания, создавая условиях для наиболее полного решения  его задач. Однако при их выборе, усвоении и реализации необходимо учитывать  многие факторы, в том числе и  разработку данной проблемы в зарубежной педагогике.

 

 

Список использованной литературы

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина . - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

2. Харламов И. Ф. Педагогика: Компакт. учеб. курс. Мн., 2001. — 272 с.

3. Н. В. Бордовская, А.А.Реан Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство «Питер» ,2000. 304 с. –– (Серия «Учебник нового века»)

4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – м., 2002

5.  Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008


Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"