Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

1.Этнопедагогика и современная школа.
2.Основные идеи этнопедагогики.
3.Использование идей этнопедагогики в работе современного учтеля.
Практическая работа.

Вложенные файлы: 1 файл

этнопедагогика.docx

— 40.17 Кб (Скачать файл)

Русский народ, создавая сказки, стремился отразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности, принципы и стремится передать подрастающему  поколению то, что воспевается  в сказках: трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, правдивость, человеколюбие, противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.

Этнокультура русского народа сохраняет уникальное песенное творчество, а оно, как и сказки, способствует нравственному воспитанию и укреплению морали, поскольку в нём отражается всё мировоззрение народа. Песни, складываясь на протяжении многих тысячелетий, постоянно испытывали естественный отбор. Следует отметить, что в самом их смысловом содержании заложены и хранятся воспитательные функции. Музыкально-поэтическое творчество играет огромную роль в формировании личности человека (колыбельные, пестушки, хороводы, трудовые, обрядовые, исторические, лирические, семейно-бытовые, частушки), все они способствовали умственному, эстетическому, трудовому, нравственному воспитанию.

Этнокультура – это  ценностная сфера сознания каждого, даже маленького народа, со своей выстроенной  в историческом пространстве системой жизнеобеспечения, способствующей взаимодействовать  с другими этнокультурами в общей  системе мировой культуры.

Следует выделить особую роль пословиц в деле воспитания. Поговорки  и пословицы, являясь концентрированным  выражением народной мудрости, всегда отвечали различным духовным потребностям людей: познавательным, этическим, эстетическим. Пословицы русского народа являются четко выстроенной системой позитивных идеалов, которые направлены на нравственное воспитание. Смысловая нагрузка пословиц и поговорок несёт в себе воспитательные функции, которая указывает, что  человек должен быть трудолюбивым, смелым, честным, любящим свою Родину. Необходимо привести слова Михаила  Александровича Шолохова (1905-1984), написанные в предисловии сборника, собранного и составленного Владимиром Ивановичем Далем "Пословицы русского народа": "Труд великого собирателя этого  несметного богатства послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых  богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего".

Исключительное место  в жизни русских людей занимало религиозное воспитание. Идеи Православия  как воспитательный потенциал эффективно использовались в народной педагогике. Воспитание в Православии основано на десяти заповедях. Первой заповедью  Бог повелевает познавать и почитать Его, как единого Бога, и никого и ничего другого за Бога не признавать и не почитать. Вторая заповедь гласит – не сотвори себе кумира, и всякого  подобия его. Третья заповедь. Не приемли  имени Господа Бога твоего всуе (напрасно). Четвёртая заповедь учит – помни день субботний (день отдыха). Пятой заповедью Бог повелевает оказывать почтение к родителям. "Чти отца твоего и матерь твою". Шестая заповедь "Не убий" Бог запрещает убивать, а также изувечивать как себя самого, так и другого человека. Седьмой заповедью Бог запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Восьмой заповедью "Не укради" Бог запрещает отнимать или захватывать чужое имущество. Девятой заповедью "Не послушествуй (свидетельствуй)" Бог запрещает ложно свидетельствовать на кого-либо в суде; клеветать на другого человека. Заповедь эта повелевает: беречься всякой лжи. Десятая заповедь. Не пожелай жены ближнего твоего. Десятой заповедью Бог запрещает завидовать чужому добру и желать зла ближнему и повелевает, чтобы каждый человек был доволен своим достоянием. В Православной вере с раннего возраста дети приучались к молитве и исповеди, к терпению, выносливости, послушанию. В Православном храме во время многочасовой службы необходимо стоя слушать проповеди священника и по памяти вторить молитвы. Все эти факторы формировали нравственную культуру подрастающего поколения.

В семейной жизни русским  народом ясно осознавалось значение личного примера в воспитании. В связи с чем в народной педагогике был выработан целый  кодекс поведения родителей с  детьми.

Другие факторы народной педагогики – труд, искусство народного  творчества, общение, традиции также  способствовали нравственному воспитанию. Принимая участие в трудовой коллективной деятельности (толоки и помочи), эстетической деятельности (уличные дневные хороводы, вечерние хороводы, посиделки), подрастающее поколение перенимало и закрепляло нравственные принципы, выработанные этнокультурой русского народа.

Нравственные нормы и ценности в этнической культуре приобретают  и несут своё особое национальное звучание. Механизмом сохранения этих национальных ценностей, способствующих их развитию, является этнопедагогики. Вопрос об использовании этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе требует, пржде всего, создания такой системы, которая способствовала бы комплексному  ее использованию. Структура этнокультурной и этнопедагогической учебно-воспитательной системы должна состоять из следующих компонентов:

  1. методическая работа в школе;
  2. работа с родителями;
  3. работа с учащимися на уроке и во внеурочное время;
  4. работа с общественностью.

Рассмотрим подробнее:

1. Методическая работа в школе  должна включать в себя подготовку  педагогом всех необходимых этнопедагогических  материалов для включения их  в учебно-воспитательный процесс,  а также выступление перед  коллегами на педагогическом  совете, помощь учителям, которые  заинтересовались методикой этнопедагогического  и этнокультурного образования.

2. Работа с родителями проводится  на классных часах, в личных  беседах. При этом педагог должен  заинтересовать и убедить родителей  использовать в семейном воспитании  материалов этнопедагогики.

При рассмотрении форм и методов  этнопедагогического образования  и воспитания в семье, очень важно  проследить отношение народа к семье. Отец и мать в этнопедагогике –  это естественные первые воспитатели. Но наряду с ними существуют и безымянные – местные аксакалы, дедушки, бабушки,старшие  братья. Весьма разнообразны и богаты представления народа о формировании личности и умственном воспитании молодого поколения.

Загадки, считалки, наблюдения всегда служили воспитанию любознательности, развитию логического мышления. Сердцевиной  семейного воспитания является трудовое воспитание. Нравственное воспитание молодого поколения всегда связано  с моральным кодексом семьи. Любовь к Родине, преданность интересам  народа, чувство ответственности, правдивость,скромность и верность в дружбе и любви  – таковы основные черты нравственной личности в понимании народа. Много  интересного содержится в народном представлении о физическом и  эстетическом воспитании.

3. Работа с учащимися:

- на уроке. Использование форм  и методов народной педагогики  на уроках можно рассмотреть  с позиций применения этнопедагогических  материалов на разных уроках.

Литература, чтение, родной язык. Нельзя себе представить народную педагогику без народа, не услышав «голоса народа». Эта народная мудрость выражена в памятниках народной педагогики: пословицах, эпосах, легендах, преданиях. На этом училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей. Русский народ называет поговорки и послвицы крылатыми словами, казахский народ – жемчужиной, нанизанной на ниточку.

Сказки же имеют свои характерные  особенности. Это любовь к Родине и ее защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство. Сказки выражают характер народа, его  психологию, жизненные позиции. Они  побуждают у слушателей целую  гамму ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность и тут же ужас, жалость, горе. Синонимом истины всегда выступает  добро разумно, а зло глупо. Значение сказок не ограничивается только воздействием на детей, они оказывают определенное влияние и на самих родителей, на их нравственный облик, жизненные  позиции, взгляды и убеждения. Ч.Айтматов писал: «В наш цивилизованный научно-технический  век не до сказок вроде бы, но это  не значит, что сказку можно выбросить  как ненужную вещь из жилища. Это  было бы с нашей стороны неразумно  и даже бесчеловечно. Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Сказка – это опыт человечества. Мы должны беречь сказку так же, как бережем памятники  старинного зодчества». [Жарикбаев]

При работе со сказками надо тщательно  проанализировать момент появления  сказки на свет, выделить и в деталях  осмыслить эпизоды. Такой анализ обострит внимание учащихся, будет  способствовать развитию речи, наблюдательности, образного видения детей и  поможет им понять, почему так, а  не иначе сложились судьбы сказочных  персонажей.

Физическое воспитание. Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят вопрос о физическом здоровье молодежи. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности. В народных эпосах воспевался народный идеал физически закаленного, смелого и сильного героя.

Казалось бы, что на таком серьезном  предмете, как математика нет места  этнопедагогике, но оказалось, что включение  таких элементов, как народные игры, способствует укреплению познавательных интересов к самому предмету; углублению понимания изучаемого фактического материала, расширению кругозора, приобщению их к общей культуре. Ознакомление должно проводиться не только на внеклассных  занятиях, но и на уроках.

Чтобы подойти с научной точки  зрения к решению многих вопросов начального курса математики, надо помнить об исторической связи. Если начать такую работу с первого  класса, то постепенно включение элементов  этгнопедагогики в урок станет для  учащихся необходимой его частью.

Содержание, объем и стиль изложения  должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. Форма сообщения  сведений может быть разной. Это  и краткая беседа, и справка, и  решение задачи, и экскурс в  прошлое, показ фрагмента диафильма  или видеофильма, разъяснение рисунка. При этом, использование этнопедагогических элементов не самоцель, а лишь средство, придающее уроку развивающий  характер, помогающее вызвать активную умственную деятельность.

- во внеурочное время элементами  этнопедагогического воспитания  могут послужить народные игры. Казахские народные игры являются  традиционным средством народной  педагогики. Издревле в играх  отражался образ жизни людей,  их быт, труд, национальные устои,  представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой,  ловкостью, выносливостью, быстротой  и красотой движений, проявлять  смекалку, выдержку, творческую выдумку,  находчивость, волю и стремление  к победе.

Если проследить развитие педагогической мысли Казахстана, то можно выявить, что многие педагоги, просветители, психологи советовали и даже настаивали на обязательном применение в процессе воспитания и обучения народных игр.

Первым, собравшим большое количество казахских народных игр, высоко оценившим  их воспитательно – развивающее  значение и высказавшим ценные педагогические мысли, был этнограф А.А. Диваев. Он писал  о стимулирующей роли игр, вооружавших  детские чувства яркими впечатлениями  об окружающей действительности, - началу познавательного процесса. Он первым классифицировал казахские народные игры. [Жарикбаев]

Необходимость использования народных игр в образовательно – воспитательных целях неоднократно подчеркивали ученые Н. Кульжанова, М. Тумабаев и др.

Если Н. Кульжанова говорила, что  «… игра, бег, прыжки, разговор и смех детей, чему мы часто не придаем значения, являются самым необходимым делом  для их развития. Все это заложено в них самой природой.[Жарикбаев, 261], то М. Жумабаев категорично заявлял, что «ребенок не может обходится  без движения, потому он не может  обходится без игр». Во время игр  у ребенка особенно обостряется  фантазия, проявляется активность и  он получает богатые впечатления. Поэтому  надо использовать игры для развития речи ребенка, Достаточно обдуманно  построить условия игры, разъяснить их детям, говорить кратко, точно, находить неожиданные решения и слова. Увлекающийся характер детей вызывает стремление осмыслить и передать увиденное и услышанное. Игры пробуждают новые картины в сознании детей, помогают развивать речь. Однако для  того, чтобы в играх речь ребенка  развивалась, воспитатель должен находиться вместе с воспитанниками. При этом он должен держаться с ними как  старший товарищ, а не их грозный  наставник. [Жарикбаев, 261]

Разделяя взгляды К. Ушинского  на воспитание национального духа, самосознания в традициях народной педагогики, Макжап Жумабаев советует использовать богатые возможности  этнопедагогики казахов.

Воспитательные возможности народных игр получили освещение и в  трудах казахских писателей И. Жансугурова, М. Ауэзова, С. Муканова и др.

Так, И. Жансугуров говорил, что «забавные  игры, выражения и считалки, начиная  с того возраста, когда дети только начинают говорить, и до школьных лет, считалки, которые они придумывают  и заучивают во время игр, можно  считать одним из первых видов  народного творчества.», «…литература для детей должна создаваться  соответственно понятийным и умственным способностям ребенка».

По словам М. Ауэзова, за долгие века истории казахского народа существовало множество забавных, развлекательных  игр. Игра не только увеселительное занятие, но и наслаждение для детей. [Жарикбаев]

Казахские народные игры как одно из средств воспитания в педагогической науке стали изучаться лишь с 80-х годов М. Т. Таникеевым, Б.О. Тетенаевым, Ж. Тулегеновым, Т. Ж. Бекбатгаевым, Е. Сагындыковым, Т. Ш . Куанышевым и др.

В них рассматриваются своеобразие  национальных игр, их характерные особенности  и пути использования в учебно – воспитательном процессе в целях  воспитания подрастающего поколения.

Как известно, у казахского народа в зависимости от уклада повседневной жизни в период своего становления  бытовало много различных праздников, игр, развлечений, игравших важную роль в развитии общества М. Таникеев отмечает, что «…правильная оценка значения и характера традиционных национальных игр возможна на основе анализа истории  их возникновения, ибо каждый народ  в зависимости от своих социально  – культурных и экономических  условий вырабатывал присущие ему  игры и физические упражнения… что  ни одна наука не может развивать  без глубокого изучения своей  истории. Такое изучение помогает осваивать  достигнутые результаты и двигать  науку вперед. [Таникеев,11]

Работа с общественностью может  включать создание «Школы бабушек», «Совет старейшин». Работа с родителями –  это родительские собрания, создание родительских университетов. Работа с  учащимися должна вестись в следующей  последовательности:

  1. Народные игры.
  2. Родословная, летопись.
  3. Заветы предков
  4. Музыкально-эстетическое направление
  5. Рукоделие, прикладное искусство.
  6. Традиции, обычаи.

В процессе такой работы надо обсуждать  со школьниками вопросы о традициях  гостеприимства, об уважении к старшим  и заботе о младших, об уважительном отношении к природе, о труде, трудолюбии, о честности, совести, мужском  достоинстве, девичьей чести и др.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"