Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

Проанализируйте соответствие содержания и структуры отечественной образовательной системы главным идеям образования.
Образование как воспроизведение культуры не могло не сформироваться как определенная система, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. В первую очередь подчеркнем, что образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 35.21 Кб (Скачать файл)

Следует подчеркнуть, что рассмотрение образования  как единства обучения и воспитания обеспечивает культурную преемственность  поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В этом случае индивид осваивает  систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам  и общественным ожиданиям.

Образование в соответствии с интересами и  способностями личности - одно из фундаментальных  прав человека. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают его предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые, в связи  с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные  институты, определенные модели учебно-воспитательного  процесса.

Особенность культурно-исторической преемственности  образования заключается в том, что социально ценные качества личности формируются и развиваются не стихийно, а целенаправленно. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых  пластов культуры требуют от государства  и общества соответствующей организации  целостной образовательной среды. К тому же в образовании непосредственное бытие человека соединяется с  достигнутым уровнем культуры общества, осмысляется и упорядочивается  в системе нравственных категорий  и научных понятий, социально  одобряемых образцов поведения и т.п. Однако, развивающаяся личность способна самостоятельно приобретать и перестраивать опыт, знания и навыки деятельности, выработанные обществом в результате его эволюционного развития.

Классификация видов образовательной практики осуществляется по критериям формируемых  и развиваемых в ее системе  знаний, навыков и умений (общее  или профессиональное образование) и по уровням сложности образовательных  программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее). Вот почему представления  об образовании, его теоретическое  осмысление историчны и зависят  от ряда целеполагающих идей, в том  числе этических, социально-философских  и педагогических. Следовательно, образование  выступает важной категорией целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория и для  педагогической науки.

Главные идеи образования соотносятся с  исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного  человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом: чем менее  образован растущий человек, тем  более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и, в конечном счете, совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в образовательном процессе сторон.

Важно отметить, что в современной педагогической науке преодолевается отношение  к знаниям, навыкам и умениям  как к конечным целям образования. В последние годы большинством ученых и практиков они рассматриваются  как его важнейшие средства, обеспечивающие полноценное развитие личности и  ее включение в социально-значимую деятельность, предполагающую различные  возможности самообразования в  интересах конкретного человека.

В современном  образовании необходимо соотносить педагогическое руководство человеком  с его активностью и самостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образовательных мотивов личности - одна из основных задач педагогов и психологов. Недооценка мотивационных факторов, манипулирование межличностными отношениями способны не только замедлить развитие и профессиональное становление учащихся, нанести вред их физическому здоровью, но и сформировать искаженную картину мира, вызвать отвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативно скажется на поведенческих установках молодежи и нанесет ущерб социально-экономическому развитию общества и государства.

Обучение  и воспитание - стороны единого  процесса образования. В то же время  обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных  значений элементов культуры. Воспитание же предполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного  и профессионального поведения. Но такое усвоение невозможно без  обучения.

Мотивированность учащихся проявляется в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Но собственно образование развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке. Эти процессы имеют важное значение для становления творческих установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие.

Отвечая различной возрастной структуре  потребностей и способностей, содержание образования разворачивается от преимущественно эмоционально переживаемых представлений к активно осваиваемой  системе знаний о мире и отношений  с людьми, которая расширяется в учебно-воспитательном процессе концентрически и линейно. Педагогически обоснованные отбор и представление такого материала проводятся по критериям полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллектуально-познавательных, эмоционально-ценностных, волевых и физических качеств личности, и соответствующего этим видам деятельности культурного содержания на различных уровнях сложности.

В перспективе  развития человека содержание образования  призвано обеспечить полноценное «проживание» отдельных возрастных этапов (детства, отрочества, юношества, зрелости и др.), психологически обоснованную последовательность усвоения компонентов культуры и  видов деятельности, а также для  развития различных способностей в  целях самоопределения индивидов  в мире труда, межличностных и  общественных отношений. Эта задача в современном российском обществе решается посредством разработки и  принятия образовательных стандартов и соответствующих образовательных  программ.

 

Список  используемой литературы

 

  1. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
  2. Штурба В.А Образование как социально-культурный феномен / В.А. штурба, С.С. Васильев // Историческая и социально-образовательная мысль. - №1. - 2009. - С. 32-38.
  3. Новиков А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Издательство «Эгвес», 2010. - 208 с.
  4. Болотина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 68 с.
  5. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по спец. 031000 «Педагогика и психология»: Допущено М-вом образования РФ/ О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос, 2003. -160 с.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.
  7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"